Нормы интимных отношений в исламе
- 1 year ago
- 0
- 0
Деле́ние ми́ра в исламе — идея географического разделения по религиозному признаку. Обычно исламские богословы подразделяют страны мира на дар аль-ислам (территория ислама), (территория неверия), а также на дар аль-харб (территория войны), дар ас-сульх (территория мирного договора) или (территория перемирия) и дар аль-хийад (нейтральная территория).
Данное деление не упоминается ни в Коране , ни в хадисах пророка Мухаммеда , которые считаются основными источниками исламской юриспруденции. Впервые такое деление было предложено основателем ханафитской правовой школы (мазхаба) имамом Абу Ханифа . Впоследствии данная концепция была доработана средневековым авторитетным салафитским учёным Ибн Таймия (1263—1328), на период жизни которого пришлись монгольские завоевания Ближнего Востока. Все территории, находившиеся за пределами исламских государств, относились к дар аль-куфр . Современные исламские богословы указывают на неприемлемость подобного разделения мира ввиду отсутствия указания в Коране и Сунне пророка Мухаммеда и её несоответствие нынешней политической ситуации .
Территория ислама имеет несколько названий:
Дар аль-ислам — мусульманский мир, традиционное мусульманское обозначение земель, жители которой являются мусульманами и где действует мусульманский религиозный закон. Дар аль-ислам включает в себя все страны с исламской системой правления, в которых соблюдаются исламские законы. Немусульманское меньшинство в этих странах может пользоваться определёнными правами. В первые века истории ислама границы дар аль-ислам включали в себя только территорию Арабского халифата , но позднее к ней стали причислять все мусульманские страны. Некоторые исламские правоведы (факихи) под дар аль-ислам подразумевают все страны, где большинство населения составляют мусульмане и где исламские законы соблюдаются в той или иной степени. Они же считают, что наличие исламского правления в этих странах не обязательно .
«Исламская земля — это название местности, которая принадлежит мусульманам, а признаком этому (что земля принадлежит мусульманам) является то, что они находятся на ней в безопасности!»
— Имам (« » 3/81.)
Приведённые ниже определения более характерны для ранней истории ислама, когда существовало единственное исламское государство — Арабский халифат.
( араб. دار الدعوة — территория призыва) — земли, на которых недавно были введены исламские законы. Территория призыва не может относиться к территории ислама, так как большинство населения не является мусульманами. Во времена пророка Мухаммеда территорией призыва можно было назвать территорию Аравийского полуострова , на котором пророк Мухаммед вёл свою проповедь ислама. Современные исламские богословы предлагают использовать данный термин для обозначения всех стран, в которых у мусульман есть возможность доносить свою религию до немусульман.
( араб. دار الحياد — нейтральная территория) — это неисламские страны, которые исламскими странами официально признаны нейтральными.
Дар ас-сульх ( араб. دار الصلح — территория перемирия), или дар аль-ахд ( араб. دار العهد — территория договора) — земля мирного договора, которая согласно традиционным представлениям мусульман, является промежуточной категорией между дар аль-ислам и дар аль-харб , где при существовании политической власти немусульман мусульмане находятся под защитой и пользуются религиозной свободой, живут по своему религиозному закону, где власти мусульманских стран имеют определённые политические права, определяемые специальными договорами.
( араб. دار الهدنة — территория перемирия) — земли, на которых установлено перемирие между исламской и неисламской странами. Исламские страны заключают с различными государствами мирные договоры, за которыми следуют локальные соглашения по определённым вопросам. При этом, если договаривающиеся стороны являются странами, население которых придерживается одной из монотеистических религий ( христианства , иудаизма ), то эти страны относят к дар ас-сульх , в противном случае такие страны относят к категории дар аль-худна . Страны категорий дар ас-сульх и дар ал-худна должны иметь договорённости с исламской страной о добрососедстве.
( араб. دار الكفر — территория неверия) — страна, жители которой являются немусульманами .
Дар аль-харб ( араб. دار الحرب — территория войны) — земли, где ислам не господствует, где не действует в качестве главного мусульманский религиозный закон, где мусульмане подвергаются притеснениям и где ислам ещё не распространился — всё, что не входит в дар аль-ислам .
По определению исламских правоведов дар аль-харб включает в себя страны, где большинство населения — немусульмане ( кафиры ), ведущие по отношению к исламским странам агрессивную и враждебную политику. Страны, относящиеся к категории дар аль-харб , находятся в состоянии войны с исламскими государствами .
В период правления халифов некоторые правоведы причисляли к дар аль-харб все немусульманские страны. При этом они подчёркивали недопустимость поддержания взаимоотношений с подобными странами, не подразумевая враждебного отношения к ним .