Любитель птиц из Алькатраса
- 1 year ago
- 0
- 0
«Любитель птиц из Алькатраса» ( англ. Birdman of Alcatraz — «Птицелов из Алькатраса» ) — драматический фильм режиссёра Джона Франкенхаймера , выпущенный в 1962 году. В основу фильма легла реальная история заключённого Роберта Страуда , роль которого исполнил Берт Ланкастер .
У причала, недалеко от острова Алькатрас , человек, представившийся Томом Гэддисом, рассказывает, что ожидает встречи с героем своей книги, и начинает рассказывать его историю.
В поезде, направляющемся в тюрьму Ливенворт, царит неимоверная жара, от которой страдают как сами охранники, так и заключённые, и один из преступников, Роберт Страуд, разбивает окно, чтобы стало легче дышать. По прибытии его, приговорённого за убийство на Аляске , вызывает к себе начальник тюрьмы, Харви Шумейкер, и пытается убедить не нарушать дисциплину.
Однако вскоре, после драки с одним из заключённых, герой оказывается на месяц в карцере. Вернувшись в обычную камеру, Страуд мечтает о встрече со своей матерью и вскоре узнаёт, что его мать приехала и безуспешно пыталась добиться встречи с ним. В письме она написала, что повторит попытку через неделю. В вспышке ярости главный герой убивает охранника, который противился их встрече, заранее сделанной заточкой. Состоявшийся вскоре суд приговаривает героя к смертной казни через повешение, и во дворе тюрьмы уже начинают возводить виселицу. Однако мать героя решает бороться за жизнь сына и начинает целую кампанию, чтобы спасти его. Благодаря жене президента США, личной встречи с которой добилась мать, смертную казнь в отношении Роберта отменяют и заменяют пожизненным заключением. При этом главным условием является содержание главного героя в одиночной камере до конца его дней, на свежем воздухе ему дозволено бывать лишь во время кратких и редких прогулок по тюремному двору.
Одна из таких вылазок сопровождалась сильной непогодой, и после очередного порыва ветра возле героя падает ветвь дерева, на которой он замечает гнездо и птенца в нём. Отвернувшись, Страуд отходит, но затем возвращается и подбирает воробья. Со временем герой учится обращаться с птицей, подкармливая и постепенно её дрессируя. Показав пару трюков с воробьём новому начальнику тюрьмы, Страуд добивается разрешения получать зерно.
Узнав об этом, многие заключённые от родных получают певчих птиц, в основном канареек , но вскоре из-за усталости одного из владельцев пара птиц оказывается у Страуда. Подружившись постепенно с одним из охранником по фамилии Рэнсом, герой получает доступ к некоторым предметам: так, из обычной бутылки он собственноручно изготавливает поилку для птиц, из ящика — клетку. Вскоре птицы дают потомство. Со временем вся камера Страуда оказывается заполнена клетками с певчими птицами. Однако среди птиц распространяется некая болезнь, и Страуд, пытаясь её остановить, начинает изучать специальную литературу, вызывает для консультации тюремного доктора Эллиса и узнаёт, что это септическая лихорадка и что лекарств против неё не найдено. Не впадая в отчаяние, герой начинает пробовать лечить птиц с помощью самых различных веществ и их смесей, но всё без толку — птицы продолжают умирать. Однако последняя попытка приносит свои плоды — решение найдено, птицы излечиваются, и Страуд отправляет в один из журналов для птицеводов свою статью о том, как лечить пернатых питомцев. Вскоре к нему приезжает вдова Стелла Джонсон, которая, предложив герою начать совместный бизнес в сфере птичьих лекарств, получает немедленное согласие.
Однако со временем в США принимают закон, согласно которому заключённым запрещается заводить животных и заниматься бизнесом. В ответ Страуд вместе с матерью и Стеллой, ставшей его женой, начинает кампанию в защиту своих прав. Это приносит свои плоды, и герою разрешают оставить птиц. Однако мать, потребовавшая развода Страуда со Стеллой и получившая отказ, покидает сына.
В подарок от доктора Эллиса Страуд однажды получает микроскоп , что послужит своеобразным толчком для научной деятельности героя. Став со временем самым крупным специалистом в области птичьих болезней, он за четыре года напишет книгу по данной теме. В разговоре с новым начальником тюрьмы доктор называет Страуда настоящим гением.
Но вот однажды ночью героя поднимают с постели и сообщают о незамедлительном переводе в тюрьму Алькатрас . По прибытии он узнаёт, что её возглавляет тот самый Харви Шумейкер и что здесь ему нельзя иметь птиц. Вместо этого он берётся за написание истории федеральных тюрем США, что приводит к ярым спорам с Харви. В 1946 году в тюрьме, в блоке, где отбывает наказание Страуд, вспыхивает восстание, которое военные стараются подавить силой. Главный герой, выступая посредником, отдаёт всё оружие восставших и призывает не открывать огонь, и Харви Шумейкер перед военными выражает доверие его словам.
На причал прибывает катер, с него в сопровождении охранников сходит главный герой, которому отказали в помиловании и переправляют в другую тюрьму в штате Миссури , и сразу оказывается окружён репортёрами. Ответив на их вопросы, он замечает Тома Гэддиса и перед отъездом успевает с ним поговорить.
Актёр | Роль |
---|---|
Берт Ланкастер | Роберт Страуд Роберт Страуд |
Карл Молден | Харви Шумейкер Харви Шумейкер |
Телма Риттер | Элизабет Маккартни Страуд Элизабет Маккартни Страуд |
Нэвилл Брэнд | Булл Рэнсом Булл Рэнсом |
Бетти Филд | Стелла Джонсон Стелла Джонсон |
Телли Савалас | Фето Гомес Фето Гомес |
Эдмонд О’Брайен | Том Гэддис Том Гэддис |
Чак Коннорс | Бак Хеннесси Бак Хеннесси |
Уит Бисселл | доктор Эллис доктор Эллис |
Джордж Митчелл | отец Мэтью отец Мэтью |
Год | Премия | Категория | Имя | Результат |
---|---|---|---|---|
1963 | Оскар | Лучшая мужская роль | Берт Ланкастер | Номинация |
Лучшая мужская роль второго плана | Телли Савалас | Номинация | ||
Лучшая женская роль второго плана | Тельма Риттер | Номинация | ||
Лучшая операторская работа (Чёрно-белый фильм) | Бёрнетт Гаффи | Номинация | ||
1963 | BAFTA | Лучший иностранный актёр | Берт Ланкастер | Победа |
1963 | Премия Гильдии режиссёров Америки | Выдающийся режиссёрский вклад в игровое кино | Джон Франкенхаймер | Номинация |
1963 | Золотой глобус | Лучшая мужская роль (драма) | Берт Ланкастер | Номинация |
Лучшая мужская роль второго плана | Телли Савалас | Номинация | ||
1962 | Национальный совет кинокритиков США | Лучшие десять фильмов | Победа | |
1963 | Премия Гильдии сценаристов США | Лучший сценарий для американской драмы | Гай Троспер | Номинация |
1962 | Венецианский кинофестиваль | Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль | Берт Ланкастер | Победа |
Золотой лев | Джон Франкенхаймер | Номинация |