Interested Article - Итобаал I
- 2020-12-07
- 1
Итобаал I ( Итто-баал, Этбаал ; «близость Баала » или «Баал с ним» ; финик. 𐤀𐤕𐤁𐤏𐤋 , Ito-ba‘al или Eth-ba‘al, ивр. אֶתְבַּ֙עַל֙ ) — царь Тира и, возможно, Сидона в первой половине IX века до н. э., основавший новую династию.
Биография
Исторические источники
Итобаал I упоминается в цитатах из , сохранившихся в трудах Иосифа Флавия « » и « Иудейские древности » . В свою очередь, Менандр позаимствовал приводимые им свидетельства непосредственно из имевшихся в архивах Тира хроник . Также о Итобаале I и его дипломатических связях с правителями Северного Израильского и Иудейского царств сообщается в Библии .
Датировка правлений властителей Тира X—IX веков до н. э. основывается на упоминании в одной из надписей о получении в 841 году до н. э. правителем Ассирии Салманасаром III дани от тирского царя Баалезора II . Для уточнения датировок используется свидетельство Иосифа Флавия о том, что между восшествием на тирский престол царя Хирама I Великого и основанием Карфагена Дидоной прошло сто пятьдесят пять лет и восемь месяцев . На основании этих данных правление Итобаала I датируется первой половиной IX века до н. э., а в качестве более точных дат упоминаются различные периоды с 889 по 847 год до н. э. включительно .
Получение власти над Тиром
В исторических источниках сообщается, что царь Тира Фелет был убит верховным жрецом богини Астарты Итобаалом. Убийца сам взошёл на царский престол, правил тридцать два года и умер, прожив шестьдесят восемь лет . Преемником Итобаала I был его сын Баалезор II . На основании ономастических исследований предполагается, что Итобаал I мог иметь родственные связи с династией тирских правителей, основанной Хирамом I Великим .
В «Иудейских древностях» сообщается о годичной засухе и вызванном ею голоде, поразившими Финикию при Итобаале I. Со ссылкой на Менандра Эфесского Иосиф Флавий утверждал, что засуха прекратилась только благодаря обрядам, совершённым тирским царём. Возможно, это может свидетельствовать о том, что и получив царскую власть Итобаал I продолжил оставаться верховным жрецом, совмещая светскую и религиозную власть над Тиром . Однако так как в других древних источниках после восшествия на престол Итобаал I в качестве духовного лидера Тира не упоминается, он мог и сложить с себя жреческий сан .
В Библии Итобаал I назван не царём Тира, а правителем Сидона ( 3Цар. : «Ефваал, царь Сидонский»). Вероятно, в то время Тирское и Сидонское царства были объединены под властью этого монарха. Однако в относящихся к 870-м годам до н. э. Сидон упоминается как независимое от правителя Тира владение. Возможно, к тому времени власть Итобаала I на эти города уже не распространялась . Однако позднее Тир и Сидон снова могли объединиться под властью Итобаала I и его ближайших преемников .
Расширение владений
Итобаал I смог распространить свою власть и на отдалённые от Тира земли Финикии (включая Берит ), а также на часть острова Кипр . Предполагается, что упомянутый Иосифом Флавием недостаток продовольствия мог стать причиной основания при Итобаале I наиболее ранних тирских колоний: Ботриса (современный Батрун ) и Аузы в Северной Африке . В правление этого царя в Тире был построен новый порт, укрепивший торговые связи города с Кипром и Египтом .
Отношения с Северным Израильским царством
В « Третья книге Царств » упоминается о дипломатических контактах Итобаала I с правителями Северного Израильского царства Омри и Ахавом . Археологические находки свидетельствуют, что при Ахаве финикийское влияние в его столице Самарии и других городах его царства было очень велико. Согласно Библии, по просьбе Ахава царь Итобаал I предоставил израильскому правителю материалы для обширного строительства, которое тот вёл в Самарии и Мегиддо .
В Библии также сообщается о браке дочери Итобаала I Иезавели с царём Ахавом ( 3Цар. и). Возможно, именно этому браку посвящён , упоминающий брак израильского царя и тирской принцессы. Предполагается, что исполнение Итобаалом I должности жреца Астарты до его восшествия на престол, объясняет столь рьяную приверженность Иезавели культу финикийских богов . Соглавно Библии, влияние Иезавель на супруга привело к тому, что почитание бога Баала получило широкое распространение в Северном Израильском царстве. Это привело царицу к конфликту с пророком Илиёй ( 3Цар. ). Вероятно, пример отца, убившего своего предшественника на престоле, повлиял на решение Иезавели несправедливым смертным приговором устранить Навуфея ( 3Цар. ). К правлению Итобаала I относится и установление тесных контактов правителей Тира с властителями Иудейского царства .
Отношения с Ассирией
Упомянутое в Библии укрепление тирско-израильского союза стало ответом Итабаала I и Ахава на всё возраставшую угрозу военного конфликта с Ассирией. Вероятно именно в связи с ассирийской экспансией в Ботрисе тирцами была построена крепость .
Хотя в ассирийских источниках Итобаал I не упоминается, однако в « » сообщается о выплате дани некоторыми из финикийских владетелей (в том числе и неназванным по имени царём Тира). Первую такую дань этот правитель Ассирии получил от царей Тира, Сидона, Библа и Арвада в 877 или 876 году до н. э., когда находился с армией в лагере на берегу реки Оронт . В 867 или 866 году до н. э. Ашшурнацирапал II совершил новый поход в Левант и снова получил большу́ю дань с царей Тира, Сидона, Библа, Махаллата, Маица, Каица в Амурру и Арвада. Среди полученных товаров в анналах упоминаются различные металлы (золото, серебро, олово, медь), слоновая кость и обезьяны. Неизвестно, был ли царь Тира вовлечён в 853 году до н. э. в борьбу правителей Леванта, Палестины и Финикии с ассирийским царём Салманасаром III , и принимали ли тирцы участие в битве при Каркаре . Вероятно, что к Итобаалу I может относиться надпись на стеле, в которой посланцы неназванного по имени правителя Тира упоминаются среди пяти тысяч лиц, присутствовавших при торжественном открытии ассирийского царя в Нимруде .
Смерть
Хотя точная дата смерти Итобаала I неизвестна, он должен был скончаться не позднее 841 года до н. э., так как к тому времени относится свидетельство о выплате ассирийцам дани новым тирским царём Баалезором II .
Комментарии
- Б. А. Тураев в своём переводе фрагментов труда Менандра Эфесского использовал другие даты: двенадцать лет правления и сорок восемь лет жизни. Своё мнение он основывал на цитате из Феофила, а также на необходимости синхронизировать даты жизни Итобаала I с датами жизни его сына Баалезора II и дочери Иезавель .
Примечания
- ↑ Менандр Эфесский. // Финикийская мифология / перевод Тураева Б. А. — СПб. : , Нева , 1999. 20 сентября 2020 года.
- ↑ Rollston Ch. A. // Eerdmans Dictionary of the Bible / Freedman D. N., Myers A. C. — Amsterdam: Eardmans Publishing Co., 2000. — P. 431. — ISBN 978-9-0535-6503-2 .
- ↑ Иосиф Флавий . Против Апиона (книга I, глава 18).
- Иосиф Флавий. // Филон Александрийский. Против Флакка; О посольстве к Гаю; Иосиф Флавий. О древности еврейского народа; Против Апиона. — Москва-Иерусалим: Еврейский университет в Москве, 1994. — С. 113—222 . 24 апреля 2016 года.
- Иосиф Флавий . Иудейские древности (книга VIII, глава 13).
- Тураев Б. А. // Финикийская мифология / сост. Герасимова Н. К., под общ. ред. Довженко Ю. С. — СПб. : Летний сад, Нева, 1999. 13 июля 2017 года.
- , с. 132.
- , p. 222.
- ↑ , p. 166—174.
- ↑ , с. 167—174.
- ↑ , p. 227—228.
- ↑ Lipiński E. . — Leuven/Louvain: Peeters Publishers, 1995. — P. 222. — ISBN 978-9-0683-1690-2 .
- , с. 236—237.
- ↑ Safar F. A Further Text of Shalmaneser III from Assur // Sumer. — 1951. — № 7 . — P. 3—21.
- Barnes W. H. . — Atlanta: Scholars Press, 1991. — P. 29—55.
- ↑ , p. 56.
- ↑ , p. 58.
- Liverani M. . — L. & N. Y. : Routledge , 2014. — P. 112. — ISBN 978-1-3174-8893-4 .
- ↑ , с. 7—8.
- , с. 371.
- ↑ , с. 145.
- ↑ , p. 176—180.
- , с. 165, 167 и 371.
- , с. 173 и 177.
- ↑ , p. 46—47.
- , с. 167—174 и 395.
- ↑ , с. 155—160.
- , с. 32 и 167—171.
- ↑ , p. 6.
- , с. 167—174 и 394—395.
- // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. IV : « — Бессмертие ». — С. 196—197. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9 .
- // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XXI : « Иверская икона Божией матери — Икиматарий ». — С. 188—190. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7 .
- (неопр.) . Мир истории. Дата обращения: 31 декабря 2017. Архивировано из 30 апреля 2009 года.
- , с. 30—31.
- , с. 264—266.
- , p. 54—55 & 90.
- Pritchard J. B. Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament. — Princeton: Princeton University Press, 1969. — P. 278—279.
- (неопр.) . Мир истории. Дата обращения: 31 декабря 2017. Архивировано из 1 апреля 2009 года.
- , с. 175.
Литература
- Волков А. В. Загадки Финикии. — М. : Вече , 2004. — 320 с. — ISBN 5-9533-0271-1 .
- Тураев Б. А. . — Л. : ОГИЗ , 1936. — Т. 2. — 322 с.
- Циркин Ю. Б. От Ханаана до Карфагена. — М. : ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001. — 528 с. — ISBN 5-17-005552-8 .
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1913. — Т. 16. — Стб. 319.
- Aubert M. E. . — Cambridge: Cambridge University Press , 2001. — 432 p. — ISBN 978-0-5217-9543-2 .
- Bunnens G. // Handbuch der Orientalistik: Der Nahe und Mittlere Osten / Krings V. — BRILL, 1995. — ISBN 978-9-0041-0068-8 .
- Leick G. . — L. & N. Y. : Psychology Press, 2002. — 232 p. — ISBN 978-0-4151-3231-2 .
- . — Leuven/Louvain: Peeters Publishers, 2006. — 483 p. — ISBN 978-9-0429-1798-9 .
- 2020-12-07
- 1