Interested Article - Шаморга

Шаморга — село в Шацком районе Рязанской области в составе Куплинского сельского поселения .

Географическое положение

Село Шаморга расположено на Окско-Донской равнине на левом берегу реки Цны в 20,5 км к востоку от города Шацка . Расстояние от села до районного центра Шацк по автодороге — 33 км.

К западу от села расположено устье реки Азы ; к югу, за рекой Цной — небольшие пойменные озера и значительный лесной массив. Ближайшие населенные пункты — села Купля и Аксельмеево, деревни Николаевка, Алеменево и Кормилица.

Население

Численность населения
1989 2010 2012
227 ↘ 50 ↘ 43

Происхождение названия

Слово «шаморга» в переводе с татарского языка означает «кривая нога». Когда-то село располагалось вдоль реки Цны, которая в этом месте имеет русло, изогнутое в «форме ноги» и как татары увидели, так и назвали. Правда, название не стало для него охранной грамотой. Через некоторое время село было выжжено дотла и долгие годы стояло в запустении. Отстроившись заново, только уже в другом месте, подальше от реки, местные жители сохранили название, правда слегка его изменив. При произношении ударение стали делать на первом слоге (тогда как татары упор делали на последнем).

История

Село Шаморга с деревянной Богоявленской церковью впервые упоминается в окладных книгах по Шацкому уезду за 1676 г. , где при той церкви показаны «двор попа Ивана и его сына, попа Андрея, двор дьячка Ивашки, двор просвирницы Настасьи, крестьянских 156 дворов» .

Примерно в это время владельцем села становится боярин Лев Кириллович Нарышкин , родной брат второй жены царя Алексея Михайловича (1645—1676) — царицы Натальи Кирилловны . Его потомки владели Шаморгой на протяжении почти 200 лет. Последним, перед отменой крепостного права в 1861 г. , владельцем села Шаморга был тайный советник и обер-камергер Эммануил Дмитриевич Нарышкин (1813+1901 гг.).

В 1856 г. в селе Шаморга на средства прихожан на месте старого обветшавшего деревянного был построен новый каменный Богоявленский храм с приделами во имя святого великомученика Георгия Победоносца и святых мучеников Флора и Лавра. Храм был построен в стиле позднего классицизма и покрыт железом; трапезная часть отапливалась, главная оставалась холодной. Здание с трех сторон украшали четырёхколонные портики. Колокольня по высоте равнялась церковному куполу, и только острый шпиль, увенчанный крестом, возносился к небу. Внутреннее убранство Богоявленской церкви было богатым: позолоченный резной иконостас, великолепной работы фрески. В 1875 г. по инициативе архимандрита , настоятеля Вышенского Успенского монастыря , в селе была открыта 1-классная церковно-приходская школа , для которой было построено специальное кирпичное здание.

Отмена крепостного права тяжело отразилась на крестьянах Шаморги: многие из них потеряли земли в ходе «отрезок». Малоземелье вынуждало местных жителей заняться промыслами: в селе получила развитие выделка овчин и торговля ими. Шаморгские овчинные тулупы были известны на всей территории Тамбовской губернии .

Шаморга также была известна своими революционными настроениями. Среди тех, кто вел революционную работу в Шацком уезде был (1878+1907 гг.), сын крестьянина из села Шаморги. Он работал на рыбных промыслах Каспия, на фабриках и заводах Царицына и Москвы, где в декабре 1905 г. сражался на баррикадах Пресни , и проникся идеями большевизма. Е. Ф. Морин распространял среди крестьян родного села антиправительственную литературу, выступал на сходках с призывами отнять землю у господ, за что неоднократно арестовывался. Последний раз он был задержан в январе 1907 г. и заключен в Шацкую тюрьму. Во время обыска при нём было обнаружено 95 революционных брошюр. Погиб Е. Ф. Морин будучи застрелен урядником «при попытке к бегству из-под стражи» .

К 1911 г., по данным А. Е. Андриевского , причт Богоявленской церкви села Шаморга по штату состоял из священника, диакона и псаломщика. За церковью числилось 6 дес. усадебной и 45 дес. пахотной неудобной земли, в двух участках, в 3 и 10 верстах от церкви. Земля давала годового дохода 250 руб., братский годовой доход составлял 500—700 руб, причтовый капитал — 225 руб. От казны платилось жалованье: священнику — 300 руб., диакону — 150 руб. и псаломщику — 100 руб. Дома у причта были собственные.

В состав прихода Богоявленской церкви села Шаморга входили также близлежащие деревни Купля, Кормилица и Николаевка.

К 1911 г. в селе Шаморга насчитывалось 331 крестьянский двор, в которых проживало 1293 души мужского и 1415 женского пола. В селе проживали также старообрядцы беспоповского поморского толка , всего 40 дворов, 179 душ мужского и 203 женского пола. В 1910 г. была открыта Шаморгская беспоповско-поморская община в составе 71 чел. Жители занимались земледелием и подсобным промыслом — выделкой овчин и торговлей ими. Душевой надел местных крестьян составлял в среднем 1,5 дес. Помимо церкви в селе имелись волостное правление, церковно-приходское попечительство, кредитное товарищество, одноклассная церковно-приходская школа и церковная библиотека в 100 томов.

В селе Шаморга располагалось имение дворян Нарышкиных с усадебным домом. В имении числилось всего 9999,9 дес. земли, из них 65,34 дес. усадебной, 1746 дес. пахотной (в том числе 41 дес. под посевом), 4302 дес. лугов, остальное — лес; имелись 91 лошадь и 93 коровы. Обслуживали имение управляющий, 17 приказчиков и 64 постоянных наемных работников.

Шаморгские крестьяне приняли активное участие и в революционных событиях 1917 г . В июне 1917 г. управляющий поместьем Нарышкиной доносил в Тамбов :

«Честь имею заявить земельному комитету, что Шаморгский волостной комитет Шацкого уезда реквизировал в имении моей доверительницы рожь, пшеницу, луга, запрещает вывозку дров, устанавливает свои таксы, а 17 июня обсуждался вопрос о реквизиции всего имения».

После Октябрьской революции 1917 г. службы в Богоявленском храме были прекращены. Последним священником церкви был протоиерей Василий Яковлев, арестованный в 1939 г. Церковную утварь расхитили новоявленные вандалы (* оценочное суждение неприемлемое для нейтральной энцикпопедии) , а в здании бывшей церкви был устроен зерновой склад. Священник Василий Яковлев провел в тюрьме 2 года, после освобождения работал санитаром в Вышенской психбольнице, а после Великой Отечественной войны стал настоятелем Сергиевского храма в селе Эммануиловка . Умер он в 1969 г. и был похоронен на кладбище в селе Шаморга.

Здание бывшей Богоявленской церкви в течение многих десятилетий ветшало и разрушалось. К началу XXI в. оно являло собой печальное зрелище (*Оценочное суждение неприемлемое для нейтральной энциклопедии) : сильно разрушенное, с пустыми глазницами окон, без крыши, полов и дверей, испещренное надписями, заваленное битым кирпичом и мусором. От иконостаса оставалась лишь часть деревянной основы без всяких украшений. Дождь и снег, попадавшие внутрь храма, могли привести к обрушению сводов.

В 2002 г., по инициативе подмосковной монахини Любови (в миру — Нина Яковлевна Непахарева) в селе Шаморга был основан православный . Матушка Любовь и 6 монахинь из Москвы и Подмосковья приехали в село Шаморгу в начале 2002 г. Но вести службы в полуразрушенном здании Богоявленской церкви монахиням было невозможно. Поэтому, с помощью московских благотворителей, вначале было отремонтировано и приведено в надлежащий вид здание бывшей церковно-приходской школы (до этого в нём размещалась библиотека), которое переоборудовали под небольшой храм. Здесь же были устроены трапезная и монашеские кельи.

17 июля 2002 г. Священный Синод Русской Православной Церкви (РПЦ) под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II благословил открытие в селе Шаморга Шацкого района Свято-Покровского женского монастыря. А 14 октября 2002 г. высокопреосвященный Симон (Новиков) , митрополит Рязанский и Касимовский, особым архиерейским чином освятил в бывшем здании церковно-приходской школы церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь стали проводиться ежедневные богослужения. В 2003 г. Священный Синод утвердил настоятельницей Свято-Покровского женского монастыря игуменью Любовь (Непахареву).

С 2004 г. трудами сестер, благотворителей, прихожан и паломников началось восстановление Богоявленского храма. В храме были проведены большие ремонтные работы: покрыта крыша, вставлены окна и двери, воссоздан шпиль на колокольне, кресты на главках куполов, укреплены портики с колоннами, оштукатурены и покрашены ротонда и верхняя часть колокольни, настелены полы, выполнен проект энергоснабжения храма, воссоздан иконостас, приобретены необходимая церковная утварь и богослужебные книги. 14 октября 2006 г. высокопреосвященным Павлом (Пономаревым) , архиепископом Рязанским и Касимовским, был освящен главный престол Богоявленского храма.

В 2009 г. на территории монастыря обустроен источник с купелью и часовней во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

В 2010—2011 гг. на территории Свято-Покровского монастыря были построены гараж, баня и дом для священника, некоторые хозяйственные постройки, проложена щебневая дорога к Богоявленскому и Покровскому храмам, возведена ограда с южной стороны ограда. Продолжались работы по восстановлению Богоявленской церкви: в трапезной части храма была установлена газовая отопительная система, полностью закончена отделка стен, возводятся иконостасы в приделах святого великомученика Георгия Победоносца и святых мучеников Флора и Лавра. В главной части храма предстоят отделка стен, восстановление иконостаса (в 2006 г. был установлен временный иконостас). Насельницы Свято-Покровского женского монастыря (а теперь их насчитывается 12) благоустраивают его территорию, выращивают овощи и фрукты, обихаживают цветники и клумбы.

Транспорт

Основные грузо- и пассажироперевозки осуществляются автомобильным транспортом.

Достопримечательности

  • (основан в 2002 г.) :
  1. Храм Покрова Пресвятой Богородицы — Покровский собор. Расположен в переоборудованном здании церковно-приходской школы, построенном в 1875 г.
  2. Храм Богоявления Господня — Богоявленская церковь. Построен в 1856 г., как приходская церковь.
  3. Часовня и святой источник святого великомученика Георгия Победоносца. Обустроены на монастырской территории в 2009 г.

Известные уроженцы

Примечания

  1. Рязанская энциклопедия. Справочный материал. Т. 1. Рязань, 1992 год
  2. (рус.) . Дата обращения: 10 декабря 2013. 6 октября 2014 года.
  3. (неопр.) . archive.li (26 октября 2013). Дата обращения: 12 августа 2017. Архивировано из 26 октября 2013 года.
  4. ↑ Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. / Под ред. А.Е. Андриевского. — Тамбов, 1911.
  5. ↑ Города и районы Рязанской области: Историко-краеведческие очерки. / Сост. С.Д. Цуканова. — Рязань: Моск. рабочий, 1990.
  6. (неопр.) . Дата обращения: 18 августа 2017. Архивировано из 18 августа 2017 года.
  7. Григорьев И.С. (рус.) . vshamorge.narod.ru. Дата обращения: 12 августа 2017. 12 августа 2017 года.
  8. (рус.) . sobory.ru. Дата обращения: 12 августа 2017. 12 августа 2017 года.
  9. (рус.) . sobory.ru. Дата обращения: 12 августа 2017. 12 августа 2017 года.
  10. (рус.) . sobory.ru. Дата обращения: 12 августа 2017. 12 августа 2017 года.

Same as Шаморга