Interested Article - Тапарелли, Луиджи

Луиджи Тапарелли ( итал. Luigi Taparelli ; 24 ноября 1793 , Турин , Сардинское королевство 21 сентября 1862 , Рим , Папская область ), урождённый Просперо Тапарелли д’Адзельо ( итал. Prospero Taparelli d'Azeglio) — итальянский католический философ и социолог из Общества Иисуса , который ввёл термин « социальная справедливость », позже подхваченный и развитый Антонио Розмини в эссе " La Costituzione secondo la giustizia sociale" (1848) и Джоном Стюартом Миллем в эссе " Utilitarianism" (1861). Тапарелли также был одним из первых разработал принципы субсидиарности как часть своей теории естественного права справедливого общественного порядка. Брат Роберто Тапарелли д’Адзельо , сенатора и живописца, и Массимо д’Адзельо , дипломата, участника борьбы за объединение Италии , художника и писателя.

Биография

Просперо Тапарелли д’Адзельо был четвёртым из восьми детей графа , дипломата при дворе итальянского короля Виктора Эммануила I , и графини Кристины Мороццо ди Бьяндзе. При рождении ему дали имя "Просперо", которое он, став иезуитом, изменил на "Луиджи".

В своём религиозном призвании Тапарелли убедился следуя курсу духовных упражнений, продиктованному Бруно Лантери (1759—1830), основателя конгрегации . Учился в школе в Сиене , а затем в Туринском университете . Поступил в Туринскую семинарию, но когда его отца отправили дипломатом ко двору папы Пия VII , переехал с ним в Рим и был принят как послушник иезуитов в церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале .

Рукоположен в священники в 1820 году.

Изучал философию св. Фомы Аквинского в Риме в 1824—1829 годах, а затем в Неаполе в 1829 — 1832 годах.

В 1833 году был назначен в иезуитскую школу в Палермо , где преподавал французский язык , а затем занял кафедру естественного права .

В 1840—1843 годах опубликовал в Палермо свой самый важный труд, эссе " Saggio teoretico di dritto naturale appoggiato sul fatto" , считавшееся в то время настоящей энциклопедией морали, права и политологии.

В 1825 году Тапарелли пришёл к убеждению, что философию Фомы Аквинского необходимо возродить, считая, что субъективная философия Рене Декарта ведёт к драматическим ошибкам в морали и политике. Он рассуждал, что в то время как разные открытия, сделанные в естественных науках, не влияют на парадигму, связанную с восприятием природных явлений, неясные метафизические представления о человеке и обществе могут привести к социальному хаосу. На тот момент ни Католическая церковь , ни католические философы ещё не выработала чёткого философского взгляда на социальные перемены, происходившие в начале XIX века в Европе , что привело к большому замешательству среди церковной иерархов, духовенства и мирян . В ответ на эту проблему Тапарелли последовательно применил методы философии томизма к этим социальным проблемам.

После социальных революций 1848 года церковь решила вмешаться в бушующий конфликт между сторонниками либерального капитализма с их « принципом невмешательства » и социалистами . До этого церковь полагалась в основном на благотворительную деятельность. В 1850 году папа Пий IX разрешил Тапарелли вместе с Карло Марией Курчи основать журнал " Civiltà Cattolica", отражающий точку зрения католической церкви по многим вопросам современности .

Тапарелли писал для католического журнала " Civiltà Cattolica" двенадцать лет, до самой своей смерти, а в последние годы жизни руководил журналом.

Более двухсот статей,написанные им и опубликованные в журнале, принесли ему звание «молота либеральных концепций» (Антонио Мессинео). Тапарелли особенно волновали проблемы, возникшие в результате промышленной революции . В частности, он выступал против стремления отделить мораль от позитивного права , а также против «неортодоксального духа» неограниченной свободы совести, разрушавшего единство общества. Он был сторонником возрождения философской школы томизма и его социальное учение повлияло на энциклику папы Льва XIII 1891 года "Rerum Novarum" / "О новых явлениях" (речь там в основном шла о положении рабочего класса).

Тапарелли сформулировал идею универсальной власти, которую он называл «этнархией», с ролью суда и арбитра, которая могла бы защитить каждый народ от внешних угроз. Тапарелли оставался авторитетным проводником католической мысли по вопросу о мире и войне даже в XX веке . .

Основные идеи Тапарелли включают социальную справедливость и субсидиарность. Он рассматривал общество не как монолитную группу индивидов, а как разноуровневые подобщества, членами которых являются индивиды. Каждый уровень общества имеет как права, так и обязанности, которые следует признавать и поддерживать. Все слои общества должны разумно сотрудничать и не прибегать к соперничеству и конфликтам.

Тапарелли умер в Риме 21 сентября 1862 года.

Работы

  • L. Taparelli d’Azeglio. Saggio teoretico di diritto naturale appoggiato sul fatto, 2 voll., Edizioni della «Civiltà Cattolica», Roma 1949 [Palermo 1840]. (итал.)
  • Luigi Taparelli d'Azeglio. (итал.) . — Genova: Tipografia de' fratelli Ponthenier, 1847.
  • La Legge fondamentale d'organizzazione nella società , in , I Gesuiti in Sicilia e la rivoluzione del '48, con documenti sulla condotta della Compagnia di Gesù e scritti inediti di Luigi Taparelli d'Azeglio , Roma, Edizioni di Storia e Letteratura, 1963, pp. 166–188. (итал.)
  • La libertà tirannia. Saggi sul liberalesimo risorgimentale , Piacenza, Edizioni di Restaurazione Spirituale, 1960. Raccolta di articoli pubblicati su La Civiltà Cattolica nel 1861, a cura di Carlo Emanuele Manfredi e Giovanni Cantoni; e un'ampia antologia, in Gianfranco Legitimo, Sociologi cattolici italiani. De Maistre - Taparelli - , Roma, Volpe, 1963, pp. 137–253. (итал.)

Примечания

  1. от 14 августа 2017 на Wayback Machine , di Alessanfro Biasini, sito della Università Ca Foscari Venezia. Scuola Dottorale d'Ateneo.
  2. Thomas Patrick Burke. (англ.) . Intercollegiate Studies Institute (8 октября 2014). Дата обращения: 19 апреля 2022. 23 июля 2021 года.
  3. // (англ.) / Ed. J. Zajda, S. Majhanovich, V. Rust, E. Martín Sabina. — Springer Science & Business Media , 2006. — P. 1. — 217 p. — ISBN 9781402047220 . 19 апреля 2022 года.
  4. Herbermann, Charles. “Aloysius Taparelli,” The Catholic Encyclopedia (New York: Appleton Company, 1913).
  5. Behr, Thomas. “Luigi Taparelli D'Azeglio, SJ and the Revival of Scholastic Natural Law," The Journal of Markets and Morality , Spring 2003.
  6. ↑ Behr, Thomas. Social Justice and Subsidiarity: Luigi Taparelli and the Origins of Modern Catholic Social Thought (Washington DC: Catholic University of American Press, December 2019).
  7. Vittoria Armando. Il Welfare oltre lo Stato. Profili di storia dello Stato sociale in Italia, tra istituzioni e democrazia Seconda edizione (итал.) . — 2015. — С. 68. — 160 с. — (Welfare, economia sociale e sviluppo (vol. 2)). — ISBN 9788834858554 .
  8. Behr, Thomas. "Luigi Taparelli D'Azeglio," New Catholic Encyclopedia (Cengage 2010).
  9. Behr, Thomas. "Massimo Taparelli D'Azeglio," New Catholic Encyclopedia . (Cengage 2010).
  10. Behr, Thomas. "Taparelli on Cult, Culture and Authentic Progress," Fellowship of Catholic Scholars Quarterly , Summer 2020.
  11. Taparelli, Luigi. "Critical Analysis of the First Principles of Political Economy," Thomas Behr, ed., trans. Journal of Markets & Morality , Fall 2011.
  12. Behr, Thomas. "Luigi Taparelli's Natural Law Approach to Social Economics," Journal des Économistes et des Études Humaines , Summer 2002.
  13. Behr, Thomas. "Catholic Social Teaching" in The Development of Catholic Social Teaching: A Volume of Scholarly Essays . G. Bradley; E. Brugger (eds.). (Cambridge: Cambridge University Press, 2019).
  14. Georges Minois. La Chiesa e la guerra. Dalla Bibbia all'èra atomica (итал.) . — Bari: Dedalo, 2003. — 493 с.
  15. L. Pereña. La autoridad internacional en Taparelli (итал.) . — Libreria editrice dell'Università Gregoriana, 1964. — С. 405–432.

Литература

  • Pierre Thibault. Savoir et pouvoir. Philosophie thomiste et politique cléricale au XIXe siècle , Québec 1972.
  • Maria Rosa Di Simone, Stato e ordini rappresentativi nel pensiero di Luigi Taparelli d'Azeglio , «Rassegna storica del Risorgimento», 1976, 63, pp. 139-51.
  • Giovanni Miccoli. Chiesa e società in Italia fra Ottocento e Novecento: il mito della cristianità , in Id., Fra mito della cristianità e secolarizzazione , Casale Monferrato 1985, pp. 21-92.
  • Francesco Traniello. La polemica Gioberti-Taparelli sull'idea di nazione , in Id., Da Gioberti a Moro. Percorsi di una cultura politica , Milano 1990, pp. 43-62.
  • Francesco Traniello. Religione, Nazione e sovranità nel Risorgimento italiano , «Rivista di storia e letteratura religiosa», 1992, 28, pp. 319-68.
  • Emma Abbate, Luigi Taparelli D'Azeglio e l’istruzione nei collegi gesuitici del XIX secolo , «Archivio storico per le province napoletane», 1997, 115, pp. 467-516.
  • Saggio teoretico di dritto naturale appoggiato sul fatto , 5 voll., Palermo, Stamperia d'Antonio Muratori, 1840-1843.
  • S. T. Per il centenario della nascita del P. Luigi Taparelli D'azeglio (итал.) // Rivista Internazionale di Scienze Sociali e Discipline Ausiliarie. — 1893. — V. 3 . — P. 505-524 . — JSTOR .
  • Luigi Di Rosa. Luigi Taparelli. L'altro d'Azeglio , Milano, Cisalpino, 1993.
  • Gabriele De Rosa. I Gesuiti in Sicilia e la rivoluzione del '48, con documenti sulla condotta della Compagnia di Gesù e scritti inediti di Luigi Taparelli d'Azeglio , Roma, Edizioni di Storia e Letteratura, 1963.
  • A. Perego. La «Miscellanea Taparelli» (итал.) // Divus Thomas. — 1965. — V. 68 , n. 1 . — P. 119-128 . — JSTOR .
  • Gianfranco Legitimo. Sociologi cattolici italiani. De Maistre - Taparelli - , Roma, Volpe, 1963, pp. 30–51.
  • Antonino Messineo S.J. Il P. Luigi Taparelli d'Azeglio e il Risorgimento italiano , in La Civiltà Cattolica , anno 99, vol. 3°, quaderno 2356, 21 agosto 1948, pp. 373–386; e quaderno 2357, 4 settembre 1948, pp. 492–502.

Ссылки

Same as Тапарелли, Луиджи