Interested Article - Я видела, что вы сделали
- 2021-02-01
- 2
«Я видела, что вы сделали» ( англ. I Saw What You Did) — триллер режиссёра Уильяма Касла , вышедший на экраны в 1965 году .
Сценарий фильма написал Уильям П. МкГайверн, в его основу положен роман Урсулы Кёртисс «Из темноты» (1964). Фильм рассказывает о двух школьницах, которые развлекаются телефонными розыгрышами, обращаясь к случайным абонентам со словами: «Я видела, что вы сделали, и я знаю, кто вы». В итоге они нарываются на психопата, который только что убил свою жену и воспринимает угрозы девушек всерьёз.
Некоторые критики отмечали, что фильм предвосхитил появление субжанра фильмов ужасов , называемого слэшер .
Несмотря на отказ от традиционного рекламного трюка, Касл , тем не менее не удержался и «оснастил в нескольких кинотеатрах сиденья ремнями безопасности, чтобы напуганная часть аудитории в панике не сбежала во время просмотра» .
Сюжет
Действие фильма происходит в одном из жилых пригородов недалеко от Лос-Анджелеса . Дейв и Элли Мэннеринг собираются в гости с ночёвкой к своим деловым партнёрам, проживающим в 150 километрах от их дома. Неожиданно выясняется, что заболела женщина, которая обещала посидеть с их детьми — старшеклассницей Либби (Анди Гарретт) и её младшей сестрой Тэсс (Шерил Локк). Нехотя, родители всё-таки уезжают, оставляя двух девочек одних на всю ночь. Либби тут же звонит своей подруге Кит (Сара Лейн) и приглашает её в гости.
Девушки развлекаются тем, что набирают случайные телефонные номера из справочника и говорят в трубку «Я видела, что вы сделали, и я знаю, кто вы». Один из набранных ими номеров принадлежит Стиву Мараку ( Джон Айрленд ), жена которого Джудит как раз собирается уйти от него. Джудит отвечает на звонок и идёт в ванную комнату, чтобы пригласить к телефону Стива, но он в припадке ярости убивает жену ножом прямо в душе. Затем Стив грузит большой и тяжёлый короб с телом в свою машину, что видит в окно влюблённая в него немолодая одинокая соседка Эми ( Джоан Кроуфорд ). Стив вывозит короб в близлежащий лес и там закапывает его.
Когда Стив возвращается домой, к нему заходит Эми. Она видит раскрытый чемодан Джудит и понимает, что жена собирается уйти от Стива, но её самой дома нет. Эми пытается обнимать Стива и начинает строить планы общей жизни с ним, однако он пытается уклониться. В этот момент ему повторно звонит Либби, и, представляясь именем Сюзетт, говорит: «Я видела, что вы сделали, и я знаю, кто вы». Решив, что кто-то действительно видел, как он убил жену, Стив начинает паниковать. Он быстро выпроваживает Эми из дома, и предлагает Либби встретиться, чтобы обсудить все вопросы. Но Эми тайно проникает в его ванную комнату и подслушивает разговор, решив, что Стиву звонит его тайная любовница. Кроме того, она видит в ванной комнате окровавленную одежду Джудит и догадывается, что произошло.
Либби заинтригована голосом Стива и решает на него посмотреть. Она берёт машину матери, сажает вместе с собой Кит и Тэсс, и подъезжает к дому Стива. Оставив девочек в автомобиле, Либби подходит к его окну, но случайно роняет цветочный горшок. Как будто почувствовав что-то, Стив с ножом выходит во двор. Однако девушку фактически спасает Эми, которая замечает её во дворе, и решает, что Либби и есть любовница Стива. Она набрасывается на неё с бранью, загоняет обратно в машину и заставляет уехать, напоследок отобрав техпаспорт автомобиля. Затем Эми снова заходит к Стиву и начинает требовать, чтобы он на ней женился и поехал в океанский круиз, угрожая, что в противном случае расскажет о своих подозрениях в отношении убийства Джудит. Эми бросает техпаспорт Либби Стиву на стол, говоря, что поймала во дворе его любовницу. Как будто признавая победу Эми, Стив наливает по бокалу шампанского, и после тоста о любви, неожиданно бьёт её ножом в живот. Взяв документы на автомобиль Мэннерингов, Стив едет по указанному там адресу.
Старшие Мэннеринги тем временем не могут связаться с девушками по телефону и в волнении просят местного шерифа проверить, всё ли у них дома в порядке. Однако к тому моменту, когда приезжает полицейский, девушки успевают вернуться и говорят, что играли в хозяйственном доме. Вскоре приезжает отец Кит, и забирает дочь. На пути домой Кит слышит по радио срочное сообщение о найденном в лесу трупе женщины и о приметах мужчины, которого видели выходящем из леса этим вечером.
Стив подъезжает к дому Мэннерингов, и, пройдя внутрь, требует Либби сознаться в том, что она действительно знает. Либби уверяет его, что её звонок был обычным телефонным розыгрышем, и она выбрала его номер телефона из справочника совершенно случайно. Как будто успокоившись, Стив возвращает Либби документы на автомобиль и выходит во двор, но продолжает следить за домом с улицы. Добравшись до дома, Кит звонит Либби и рассказывает ей о сообщении по радио и о приметах подозреваемого. Либби отвечает, что по описанию он очень похож на Стива. Услышав через окно этот разговор, Стив врывается в дом, но Либби и Тесс успевают убежать от него. Либби выскакивает на улицу и садится в родительскую машину, но она никак не заводится. Неожиданно с заднего сиденья поднимается Стив, который начинает душить Либби, но в этот момент в него стреляет полицейский, только что приехавший вместе с отцом Кит.
В ролях
- Джоан Кроуфорд — Эми Нелсон
- Джон Айрленд — Стив Марак
- Лейф Эриксон — Дейв Мэннеринг
- Сара Лейн — Кит Остин
- Энди Гарретт — Либби Мэннеринг
- Шэрил Локк — Тесс Мэннеринг
- Патриция Бреслин — Элли Мэннеринг
Авторы сценария, режиссёр и участие Джоан Кроуфорд
По романам сценариста Уильяма П. МкГайверна были поставлены фильмы нуар « Большая жара » (1953) Фритца Ланга , « Полицейский-мошенник » (1954) и « Ставки на завтра » (1959) Роберта Уайза , а позднее — триллер « » (1980). По роману Урсулы Кёртисс «Запретный сад» был поставлен весьма успешный психологический хоррор-триллер в стиле психо-бидди « » (1969) с Джеральдин Пейдж в главной роли .
Режиссёр Уильям Касл «оттачивал своё мастерство, лепя как блины фильмы категории В для „ Коламбиа “», в итоге создав себе имя благодаря серии рекламных трюков, которые он применял для продвижения своих фильмов ужасов, таких как « Мрак » (1958), « Дом на холме призраков » (1959) и « » (1959). В 1964 году Касл снял свой первый фильм ужасов с участием Джоан Кроуфорд — « Смирительная рубашка » (1965), отказавшись по её требованию от своих фирменных трюков .
«Приближаясь к своему 60-летию, Кроуфорд была уже больше не в состоянии достичь своих прежних звёздных высот, но ей доставляло наслаждение признание её имени у нового поколения кинозрителей… После своего (успешного) позднего возвращения в фильме Роберта Олдрича „ Что случилось с Бэби Джейн? “ (1962), Джоан Кроуфорд снова стала горячим товаром… Кассовый успех „ Смирительной рубашки “ (1964) вновь соединил Касла и Кроуфорд в этом фильме год спустя» . Ранее Кроуфорд играла вместе и Джоном Айрлендом в драме « » (1955) .
Место фильма в развитии жанра
Как написал Ричард Харланд Смит, "фильм является пророческим и опережающим время путешествием в подкатегорию фильма ужасов , называемую подростковый хоррор… Тема «подростки в опасности» не была совершенно новой для кино в 1965 году, но за редким исключением молодые персонажи помещались «в менее тяжёлый научно-фантастический мир, в частности, в фильмах „ “ (1957), „ Капля “ (1958), „ “ (1959) и „ “ (1959)» . В 1970-е годы убийство подростков перестало вызывать столь резкие протесты со стороны зрителей и критики, но на момент создания этого фильма Касл благоразумно сохранил жизни подростков. Хотя количество трупов в этом фильме «чрезвычайно мало (всего два убийства), тем не менее, он во многом он стал моделью для таких классических фильмов жанра слэшер , как „ Чёрное рождество “ (1974) , „ Хэллоуин “ (1978) Джона Карпентера , „ Когда звонит незнакомец “ (1979) и „ Крик “ (1996) Уэса Крейвена » .
По мнению Смита, «изображение типичного американского пригорода как рассадника психосексуальных тревог, вуайеризма , шантажа и убийств, скрытого за ширмой неизменного американского образа жизни , говорит о месте фильма в одном ряду между популярными телесериалами „ Пейтон плейс “ (1964-69) и „ Твин пикс “ (1990-91)» .
Оценка критики
Журнал « TimeOut » назвал фильм «типичным саспенс -шокером Касла с хорошей завязкой» , а Деннис Шварц — «стильным маленьким триллером Касла без его обычных трюков» . Сандра Бреннан охарактеризовала фильм как «страшный, но не настолько уж пугающий» . Примерно также оценил его и « TimeOut », написав, что в фильме есть «несколько страшных моментов, но всё зависит от вашей восприимчивости» . Говард Томпсон в « Нью-Йорк таймс » высоко оценил сюжет фильма, написав далее: «Выходя под гром фанфар, с составом во главе с Джоан Кроуфорд , фильм превращается в излишне подробную экспансию отличной идеи;… при уплотнении на полчаса картина могла бы стать более привлекательной и страшной». В частности, Томпсон назвал «избыточной» главу в середине фильма «с возбуждённым, ворчливым киллером, которого играет Джон Айрленд , и его хищной, жадной до любви соседкой, мисс Кроуфорд » . Дональд Гуариско отметил, что «этот триллер Уильяма Касла его позднего периода никогда не поднимается до лихорадочных высот „ “ и „ “, но терпеливому зрителю принесёт несколько приятных необычных моментов» . Далее он пишет, что «необычное сочетание в сценарии театральности суб-хичкоковского триллера и морализаторства на тему „папа знает лучше“ так в полной мере и не достигает степени лихорадочности, необходимой для высококлассного триллера, но странным образом захватывает в достаточной степени, чтобы увлечь зрителя» . Гуариско заканчивает словами, что «в конечном итоге, фильм является одной из менее значимых работ в фильмографии Касла , но игра Джоан Кроуфорд и несколько вспышек вычурных театральных эффектов делают его стоящим зрелищем для поклонников китча » .
Режиссёрская работа Уильяма Касла получила противоречивую оценку. Так, Дональд Гуариско прямо отметил, что «наилучшим элементом фильма является режиссёрская работа Уильяма Касла: он создаёт вдохновляющую вариацию на тему сцены в душе из „ Психо “, а также запоминающийся зловещий и напряжённый финал в уединённом доме на городской окраине» . С другой стороны, Говард Томпсон посчитал, что «к сожалению, режиссёр-продюсер Уильям Касл упустил темп» по ходу повествования, признавая при этом, что «Мистер Касл поставил отличный, бросающий в дрожь решающий поединок с участием Гарретт, маленькой Шерил и выслеживающего их Айрленда », .
Игра Кроуфорд в картине была оценена в целом положительно, хотя роль у неё сравнительно небольшая. Журнал « TimeOut » написал, что «несмотря на указание её в качестве звезды в титрах фильма, Кроуфорд … исполняет роль второго плана», при этом ей отлично удался «её яростный выход в качестве крайне возбуждённой любовницы, которая ревниво пытается шантажировать психа, чтобы он на ней женился» .С этим мнением согласен и Гуариско, отметивший, что «единственную действительно запоминающуюся игру даёт Джоан Кроуфорд , которая разрывает свою роль второго плана с пожирающей сцену энергией, и за ней интересно смотреть» .
Томпсон в « Нью-Йорк таймс » высоко оценил игру молодых актрис, написав, что «молодёжь, Энди Гарретт, Сара Лейн и бойкий ребёнок по имени Шерил Локк доставляют наслаждение» . Такого же мнения придерживается и Шварц: «Три дурачащиеся девочки просто великолепны, делая фильм достоверным и страшным» . Гуариско также назвал актёрскую игру «достойной», отметив тем не менее, что актёрам «не хватает искры, которая могла бы оживить историю: Сара Лейн и Энди Гарретт компетентны, но не слишком харизматичны в качестве героинь-подростков, а Джон Айрленд слабо исполняет роль убийцы, не делая её такой угрожающей, как следовало бы» .
Ремейк фильма
В 1988 году режиссёр Фред Уолтон поставил телевизионный , главные роли в картине исполнили Роберт Кэррадайн и Дэвид Кэррадайн , а в качестве героинь-подростков — Тэмми Лорен и Шоуни Смит .
Примечания
- ↑ Richard Harland Smith. от 22 февраля 2014 на Wayback Machine
- ↑ Sandra Brennan. Synopsis. от 1 марта 2014 на Wayback Machine
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 17 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
- ↑ Dennis Schwartz. от 22 февраля 2014 на Wayback Machine
- ↑ Howard Thompson. от 8 октября 2017 на Wayback Machine
- ↑ Donald Guarisco. Review. от 28 февраля 2014 на Wayback Machine
Ссылки
- на сайте IMDB
- от 1 марта 2014 на Wayback Machine на сайте Allmovie
- от 25 февраля 2014 на Wayback Machine на сайте Rotten Tomatoes
- от 22 февраля 2014 на Wayback Machine на сайте Turner Classic Movies
- от 5 марта 2015 на Wayback Machine трейлер фильма на сайте YouTube
- 2021-02-01
- 2