Interested Article - Домье, Оноре
- 2021-02-01
- 1
Оноре́ Викторе́н Домье́ ( фр. Honoré Victorin Daumier ; 26 февраля 1808 — 10 февраля 1879 ) — французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века .
Биография
Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа . Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. В 1832 году за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключён в тюрьму. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.
Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature Шарля Филипона . Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем, едкой насмешки. Впоследствии сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале « Charivari » . Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона).
За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны .
Из живописных произведений Домье известны: «Восстание» (1848), «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851), «Прачка» (1861), « Шахматисты » (между 1863 и 1867). Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп. Его гротескные , утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега ; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом .
Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа : «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьёзного искусства, он великий карикатурист. Чтобы должным образом оценить Домье, нужно рассматривать его и с точки зрения мастерства, и с точки зрения содержания. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Его рисунок — это рисунок крупного мастера, он щедр и свободен, это своего рода непрерывная импровизация, но при этом в нём нет ничего от механических навыков художника, успевшего „набить себе руку“» .
Был похоронен на кладбище Вальмондуа, позже перезахоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез .
Факты
-
Из-за большого наплыва посетителей Оноре Домье повесил у себя на двери табличку:
«Тот, кто приходит ко мне, делает мне большую честь. Тот, кто не приходит, приносит величайшее наслаждение» .
- Привратник в мастерской Домье Анатоль уважал Домье и поэтому работал у него бесплатно и пел ему оперные арии.
В массовой культуре
В 1992 году режиссёр-мультипликатор на основе рисунков художника снял короткометражный анимационный фильм « » . Идея создания фильма принадлежала другу Данбара, музыканту Полу Маккартни и его жене Линде ; Маккартни также написал музыку к фильму. Фильм был удостоен кинопремии BAFTA за лучший анимационный фильм.
Галерея
-
«Восстание» (1848)
-
Виктор Гюго. (1849)
-
«Ecce homo!» (1850)
-
«Вагон третьего класса» (1862)
-
«Дон Кихот» (1868)
-
«Надар, поднимающий фотографию на уровень искусства»
-
«Королевская лотерея»
-
«Портрет на выставке»
-
«Любители фотографии»
Примечания
- ↑ (фр.) — France: 1999. — ISSN ;
- ↑ (нидерл.)
- ↑ (фр.) — Paris: 1881. — P. 162.
- artist list of the National Museum of Sweden — 2016.
- ↑
- (нидерл.)
- Яковлева Т. Ю. (неопр.) . 19v-euro-lit.niv.ru. Дата обращения: 20 февраля 2017. 16 марта 2017 года.
- (неопр.) Дата обращения: 24 октября 2017. 24 октября 2017 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 5 октября 2014. 8 апреля 2015 года.
Литература
- Калитина Н. Н. Домье. М., Искусство, 1955.
- Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., Изобразительное искусство, 1984.
- Прокопьева С. И. Образ зрителя в театральных сценах Домье // Материалы XI научной конференции в память проф. М. В. Доброклонского. СПб., 1998.
- Рыков А. В.
- Тугендхольд Я. А. // Художественная культура Запада. — Москва : Государственное издательство, 1928.
- Щербакова Н. Оноре Домье: от политической карикатуры к маске // Искусствознание. 2014, № 3-4. С. 184—199.
- Яворская Н. В. Оноре Домье. — Л.: Издательство Ленинградского областного союза советских художников , 1935 (Художественное наследие. Западноевропейское искусство). — 156 с.: 46 ил.
- Harper Paula. Daumier Clowns: Les Saltimbanques et les Parades. New York-London, 1981.
- Childs E. C. Daumier and Exotocism. Satirising the French and the Foreign. New York, Peter Lang Publishing Inc., 2004.
Источники
- Сомов А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Ссылки
- в Британской энциклопедии
- Кантор М. // STORY . — 2014. — № 4.
- 2021-02-01
- 1