Леви-Стросс, Клод
- 1 year ago
- 0
- 0
Клод Леви́-Стросс (также Леви-Строс , фр. Claude Lévi-Strauss [klod levi stʁos] ; 28 ноября 1908 года, Брюссель — 30 октября 2009 года, Париж) — французско-бельгийский этнолог, социолог, этнограф, философ и культуролог, создатель собственного научного направления в этнологии — структурной антропологии и теории инцеста (одной из концепций происхождения культуры), исследователь систем родства, мифологии и фольклора. Леви-Стросс произвел революцию в антропологии, поместив в её основание культуру и сделав её независимой от естественных наук .
Родился в столице Бельгии Брюсселе в 1908 году в еврейской семье. Его отец, Реймон Леви-Стросс (Raymond Lévi-Strauss), был художником-портретистом, как и оба его брата; дед по материнской линии, Эмиль Леви (Emile Lévy) — главным раввином Версаля . В 1909 году семья вернулась в Париж , а после призыва отца во французскую армию в 1914 году мать Клода — Эмма Леви (Emma Lévy) — вернулась к родителям, и будущий антрополог вырос в доме деда в Версале. В своих мемуарах Клод Леви-Стросс вспоминает, что атмосфера в доме была богемной, ему с детства прививалась любовь к музыке на примере его прадеда — композитора (Штраусса; фр. Isaac Strauss , 1806—1888), родом из Эльзаса .
Посещал Lycée Janson de Sailly в Париже, затем изучал право и философию в Сорбонне . Посещал также семинары этнографа и социолога Марселя Мосса . Одновременно был левым политическим активистом, членом Французской секции Рабочего Интернационала ; в 1932 году в возрасте 24 лет социалисты даже выдвигали его кандидатом на местных выборах. В то время находился под влиянием марксизма ; утверждал, что редко берётся «решать социологическую или этнографическую проблему, не освежив мыслей несколькими страницами „ 18 брюмера Луи Бонапарта “ или „К критике политической экономии“» . После окончания университета и службы в армии стал лицейским преподавателем. Однако, следуя совету Поля Низана , молодой агреже философии избирает иной путь реализации своих способностей — через познание жизни, как антрополог в поле, по его словам, «постоянного физического и психического истощения» — в 1935 году вместе с женой Диной Дрейфус (Dina Dreyfus) Клод Леви-Стросс направляется в Бразилию , где вскоре становится профессором университета в Сан-Паулу . После первого учебного года супруги совершили экспедицию к индейцам племён и бороро . Этнографическая коллекция, собранная там, была показана на выставке в Париже. Интерес, вызванный этой выставкой, помог Леви-Строссу получить финансовую поддержку для продолжения экспедиций. Он вернулся в Бразилию, где организовал экспедицию к индейцам и тупи-кавахиб, длившуюся более года. О своих бразильских путешествиях учёный рассказал в книге «Печальные тропики».
После вторжения во Францию немецких войск оставаться в Париже Леви-Строссу из-за его еврейского происхождения было нельзя. Некоторое время он работал преподавателем в лицее Перпиньяна , а затем профессором философии в , но был уволен после вступления в силу «расовых законов».
Благодаря Леви-Стросс был приглашён в США ( 1940 ). В Нью-Йорке читал лекции по социологии и этнологии в вечернем университете для взрослых. Тесно общался с Романом Якобсоном , благодаря влиянию которого сформулировал структуралистский подход к культурной антропологии . Благодаря общению с видными американскими этнологами, особенно с «отцом американской антропологии» Францем Боасом , Клод Леви-Стросс познакомился и с достижениями этнографии США. В 1942 году Ф. Боас умер в Колумбийском университете на руках Леви-Стросса.
В начале 1945 года вернулся во Францию, но вскоре вновь отправился в США в качестве советника по культуре во французском консульстве в Нью-Йорке. Пробыл на этой должности до 1947 года . Вернувшись на следующий год в Париж, получил докторскую степень в Сорбонне за работы «Семейная и социальная жизнь индейцев намбиквара» и «Элементарные структуры родства» (здесь интересно сотрудничество Леви-Стросса и выдающегося математика А. Вейля , который написал математическое приложение к этой книге) .
В конце 1940-х и в начале 1950-х Леви-Стросс ведёт активную научную и преподавательскую деятельность во Франции. Он руководит одним из направлений в , одновременно с этим читает лекции и занимает должность заместителя директора по этнологии в Музее человека . Наконец, Леви-Стросс возглавляет пятую секцию Практической школы высших исследований , ранее руководимую Марселем Моссом. Во время его руководства секция была переименована из «Исследования религий примитивных народов» в « Сравнительное религиоведение бесписьменных народов».
В 1952 году по заказу ЮНЕСКО К. Леви-Стросс пишет работу «Раса и история», посвящённую многообразию культур и межкультурным отношениям.
В начале 1960 года Леви-Стросс стал руководить кафедрой социальной антропологии в Коллеж де Франс . На базе Коллеж де Франс он создал Лабораторию социальной антропологии, чтобы дать молодым учёным возможность исследовательской работы. В Лаборатории готовились диссертации, организовывались экспедиции в самые разные районы мира. Там стали работать не только французы, но и учёные из других стран. В 1961 году Леви-Стросс вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал академический антропологический журнал «Человек» (l’Homme) по аналогии с англоязычными журналами «Man» и «American Anthropologist». Он руководил Лабораторией вплоть до своего выхода на пенсию в 1984 году .
В 2008 году Леви-Строссу исполнилось 100 лет. Он стал первым членом Французской академии , достигшим этого возраста, и его юбилей академия широко отметила . При этом Леви-Стросс находился в здравом уме и трезвой памяти. В этом же году Библиотека Плеяды приступила к публикации его работ (обычно этого при жизни автора не делается).
Ученый скончался 30 октября 2009 года в своем доме в Париже от сердечного приступа. О смерти Леви-Стросса было объявлено 3 ноября, и в тот же день он был похоронен в деревне Линьероль (департамент Кот-д’Ор , Бургундия ) .
В 1949 году К. Леви-Стросс выпустил знаковую книгу «Элементарные структуры родства» по материалу своей диссертации. В ней он описал свои наблюдения за особенностями брачных обычаев в бразильских племенах. Изучая их, он ввел понятие симметричных и асимметричных браков, а также выработал для описания жизни внутри племен универсальные структуры, которые помогли ему в дальнейшем систематизировать межкультурные различия. [ источник не указан 2122 дня ]
Впоследствии он развил свои идеи в дальнейших книгах. Особенно достойна внимания написанная им книга «Раса и история», в которой он размышляет о многообразии культур и о их значении в достижениях современного мира. В этой книге, написанной с целью развенчать идеи расизма, включая расовую теорию Ж. А. де Гобино , Леви-Стросс приводит некоторые похожие или общие черты, свойственные различным расам и объединявшие их на протяжении долгого времени, что говорит об общих закономерностях развития рас и всего человеческого общества [ источник не указан 2122 дня ] .
Леви-Стросс был приверженцем структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра и стремился применить тот же метод к антропологии , полагая, что в основе всех человеческих культурных практик лежат общие повторяющиеся структуры и понять отдельные детали возможно только через описание их места в общей системе. В то время фундаментальным объектом анализа была семья, как замкнутая единица, состоящая из мужа, жены и их детей. Племянники, кузены, тети, дяди, бабки и деды рассматривались как вторичные субъекты. Леви-Стросс возражал против такой точки зрения, утверждая, что, подобно лингвистической значимости , семьи обретают определённую идентичность только через отношения с другими. Таким образом, он перевернул классический взгляд на антропологию, поместив на первое место вторичных членов семей и настаивая, что исследовать надлежит не семьи, а отношения между семьями .
Обнаружил у первобытных племён поведение, подобное феномену Пиаже . Наряду с Р. О. Якобсоном является автором идеи возникновения языка как комбинации жестов и выкриков, которые превратились в фонемы .
К. Леви-Стросс сыграл существенную роль в изучении тотемизма и первобытного мышления. В своих трудах «Тотемизм сегодня» ( Le Totemisme aujourdhui, 1962 ) и «Неприрученная мысль» ( La Pensée sauvage, 1962 ) он рассматривает тотемизм как важный элемент социального устройства первобытных обществ :
За многообразием явлений, составляющих тотемический комплекс (отождествление членами социальной группы себя с животным или растительным видом, соответствующие этой мыслительной связи верования, обряды, пищевые запреты), Леви-Стросс увидел специфические коды, посредством которых происходит "обмен сходствами и различиями между природой и культурой" и различение социальных групп между собой. Тотемические коды суть логические формы, пригодные для выявления сходства-различия. Две другие из основных операций современного мышления, а именно обобщение — конкретизация и расчленение — соединение, также осуществляются, поскольку использование природного вида (тотема) в качестве оператора делает возможным переходы: индивид — социальная группа (половозрастная группа, клан, линидж) — племя. Если же племя использует для поименования кланов части тела природного существа, то при такой мысленной детотализации в означаемом происходит движение от общего к частному, а если имеет место и ретотализация — движение от частного к общему.
В отличие от Л. Леви-Брюля , выдвигавшего концепцию, согласно которым людям традиционных обществ свойственно дологическое мышление, управляемое мистической верой и неспособное к усмотрению противоречий, К. Леви-Стросс вывел модели, позволяющие анализировать специфические логические формы мифологического мышления: это наука конкретного, бриколаж и тотализирующее мышление. Наука конкретного — способ упорядочения в классификациях: внимание к конкретному сочетается с одновременным стремлением к символизации. Символы играют роль специфических единиц мышления, обладают промежуточным логическим статусом между конкретно-чувственными образами и абстрактными понятиями. Бриколаж предполагает, что мыслительная деятельность свободна от подчинения средств цели, в отличие от проектирования. Интенция мысли определяется рекомбинацией образов-символов. Тотализирующее мышление — использование классификаций различного типа, одни формы переходят в другие, дополняя друг друга .