Interested Article - Петров пост
- 2020-07-16
- 1
Петро́в пост ( Петро́вский пост , Апо́стольский пост , пост Пятидесятницы, Петровки, Петрово говение ) — пост в Православной церкви , установленный в память о святых апостолах Петре и Павле , которые постились, готовя себя для проповеди Евангелия ( Деян. ). Начинается через неделю после Дня Святой Троицы , в понедельник , после девятого воскресения по Пасхе , а заканчивается 28 июня ( 11 июля ), накануне Дня Петра и Павла , который отмечается 29 июня ( 12 июля ). В этот день в православии воспевается «Петрова твёрдость и Павлов разум». Таким образом, в зависимости от даты празднования Пасхи может продолжаться от 8 до 42 дней.
Петров пост не является таким строгим, как Великий пост , церковный устав предписывает воздерживаться только от мясной и молочной пищи, а по средам и пятницам — также от рыбы. В субботу, воскресенье и храмовые праздники разрешается употребление вина .
Сам день праздника в честь святых апостолов Петра и Павла не является частью поста. Однако праздничный день, выпавший на среду или пятницу, также является постным. В этом случае лишь послабляется (по сравнению с уставной для среды и пятницы в период летнего «мясоеда») степень строгости поста: на трапезе позволяется употребление растительного масла и рыбы.
История
Впервые упоминает о нём «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами , а считался «компенсационным», то есть те, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Недели всех святых до Успения ). [ источник не указан 1632 дня ]
Согласно сочинению IX века «О трёх четыредесятницах » (авторство приписывается Анастасию Синаиту ), в древности апостольский пост якобы простирался от первой недели по Пятидесятнице до праздника Успения . Лишь позже, «по немощи человеческой», из него был исключён месяц июль, и первая часть поста стала заканчиваться в праздник апостолов Петра и Павла 29 июня ( 12 июля ), а вторая образовала Успенский пост , начинающийся 1 августа ( 14 августа ) .
Особенно Петров пост утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня ( 12 июля ), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой. [ источник не указан 1530 дней ]
На Руси
Первым источником, сообщающем об Апостольском посте на Руси, является «Устав белеческий» митрополита Киевского Георгия (вторая половина XI века), который предписывает практику, аналогичную современной:
В Петрово говейно все ни мяса ясти, ни доива отнюдь, а поклонов до земли сто на день, кроме суботы и недели и Осподских праздник и Богородицы и Иоанна Предтечи и 12 апостол… А упиватися не велю никомуже, но ясти и пити в меру, а к Богу молитися на всяк час, а в покаяньи и в чистоте всегда пребывати. В Петрово же говейно пост: в среду и пяток без варива и без питья одиною днем ясти, во вторник и в четверток и в суботу и в неделю рыбы дважды днем и питие .
Тот же источник сообщает о практике не вкушать мяса в течение недели Всех святых накануне Петровского поста. Эту практику Георгий осуждает, поскольку церковным уставом предполагается только один Мясопуст — накануне Великого поста [ источник не указан 1530 дней ] :
Несть лепо подрьжати мясопусту другыих по пянтикостьи чрез письмена святая, един бо мясопуст уставихом .
По словам Евгения Голубинского , в греческой Церкви аналогичной практики не существовало, поэтому истоки её не ясны .
По мнению игумена Виталий (Уткина), Борис Рыбаков , неправильно поняв слова источника , посчитал, что осуждается не мясопуст, а собственно Петров пост. В этой связи им была высказана догадка, что Петров пост был якобы «неизвестен грекам» и является русским нововведением для борьбы с купальской обрядностью .
В славянской традиции
В народной традиции канун поста называется: Всесвятское, Яишное, Качальное, Луговое, Крапивное, Русальское заговенье . Характерная особенность гуляний заговенья — это луговые гулянья. Типичными и известными до середины XX века обрядовыми играми лугового заговенья были хороводные игры с образами утушки луговой и её выводком, а также соловушки, которого красные девушки «на рученьках» выносили гулять из ворот на улицу . Сельское население Центральной и Южной России , включая Калужскую, Тульскую, Липецкую, Орловскую, Воронежскую, Белгородскую, Тамбовскую, Рязанскую, Пензенскую, Саратовскую, частично Нижегородскую области, отмечало заговенье на Петров пост в форме Русальского заговенья, а пост мог даже именоваться русальским постом .
По представлениям крестьян, тот, кто соблюдал Петров пост, мог надеяться на Божию помощь в трудах . По сравнению с Пасхальным постом, Петровский пост более мягкий . Русины Закарпатья считали, что Петров пост не строгий, потому что «святой Пётр тайком в это время ел сыр» . Этнографам известны народные праздники с ночными гуляниями во время Петровского поста. По свидетельству польского хрониста М. Стрыйковского (1582 г.), крестьяне России и Литвы «вскоре после Проводной недели и вплоть до св. Иоанна Крестителя собираются большим числом на танцы, и там на месте танцев, взяв друг друга за руки, повторяют „ладо, ладо и ладо моя“» .
После окончания Петрова поста начинался сенокос .
Радкольское воскресенье
В традиционном календаре народов Карелии во время поста был праздник Радкольское воскресенье. Он проводился ежегодно в последнее воскресенье перед Ивановым днем 24 июня (7 июля) жителями сёл южного Заонежья .
Накануне праздника жители, отмечавшие Радкольское воскресенье, приступали к изготовлению кабушей — поминального кушанья из сушёного творога и муки, скатаного между двумя ладонями. В изготовлении кабушей принимали участие девушки на выданье. Кабуши сушились в тени, а в Петров день их относили в церковь на помин душ умерших предков .
В день Радкольского воскресенья с утра народ ехал на лодках на остров Радколье, где устраивали гулянье. Гулянье проходило на ровной площадке в центральной части острова, где располагался крупный камень, привлекший особое внимание людей, называвших его «идол» или «радкольский бог» и каждый раз в ходе гуляний тщетно пытавшихся столкнуть его с обрыва в воду. Разъезжались люди по деревням с праздника уже ближе к вечеру, чтобы дома устроить застолье с постными пирогами и чаем .
Пословицы и поговорки
- Петровка (Петровский пост) — голодовка, Спасовка (Успенский пост) — лакомка .
- «В Петровку мухи работают на панов, а в Спасовку на себя» ( укр. В Петрівку мухи роблять на панів, а в Спасівку на себе) .
- «В Петровку надо липу драть на лыко, если поздней — кора высыхает» ( белор. У Пятроўку трэба было ліпы драць на лыка, бо пазней ужо кара прысыхае) .
- Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мёрзнет .
См. также
- Собор всех святых — о последнем дне перед постом
- Петровское заговенье
- День Петра и Павла
- Петров день — о славянской обрядности дня
Примечания
- (неопр.) . Дата обращения: 29 мая 2014. 29 мая 2014 года.
- , с. 294.
- (неопр.) . Дата обращения: 1 августа 2016. 11 августа 2016 года.
- ↑ Георгий, митр. Киевский. от 13 мая 2019 на Wayback Machine
- Голубинский Е. Е. от 13 мая 2019 на Wayback Machine
- Игумен Виталий (Уткин). от 13 мая 2019 на Wayback Machine
- Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1986. — С. 649.
- , с. 237.
- , с. 238.
- , с. 247.
- ↑ .
- .
- , с. 24.
- .
- , с. 37.
- , с. 196.
- , с. 42.
- , с. 41–45.
- , с. 355.
- , с. 153.
- , с. 578.
- , с. 320.
Литература
- Пётр и Павел / О. В. Белова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 22—24. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- Воронина Т. А. // Журнал «Россия и современный мир». — 2010.
- Грузнова Е. Б. . — СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2014. — 312 с. — ISBN 978-5-288-05324-5 .
- Ермолов А. С. . — СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
- Иванова Т. Г. // Материалы IV Международ. науч. конф. «Рябининские чтения - 2003». — Петрозаводск: Музей-заповедник «Кижи», 2003. — С. 31–33 . — ISBN 5-9274-0103-1 .
- Калинина Г., Стромынский Г. Петров (апостольский) пост // Энциклопедия православной жизни. — М. : Лепта, 2008. — С. 293—295. — 400 с. — ISBN 978-5-9937-0024-3 .
- Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 316—322.
- Логинов К. К. // Праздничные традиции и новации народов Карелии и сопредельных территорий : исследования, источники, историография / Науч. ред. и сост. И. Ю. Винокурова. — Петрозаводск, 2010. — С. 37-46 .
- Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 477—479.
- Махрачева Т. В. // Журнал «Вопросы когнитивной лингвистики». — 2008.
- Соловьёва В. Все православные посты — СПб: Астрель — СПб, 2007. ISDN 5-9725-0684-X
- Тульцева Л. А. // Русские: этнокультурная идентичность / отв. ред. и сост. И. В. Власова. — М. : ИЭА РАН, 2013. — С. 229–234 . — ISBN 978-5-4211-0092-8 .
- Васілевіч Ул. А. // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
- Скуратівський В. Т. Дідух. — К. : Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0 . (укр.)
Ссылки
- Как провести Петров пост?: от 20 июня 2011 на Wayback Machine .
- Петров пост: .
- Рецепты постных блюд: .
- Пост — это не диета. Врачи о посте: на сайте Православие и мир .
- 2020-07-16
- 1