Глебов, Григорий Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Григо́рий Никола́евич Гумни́цкий ( 6 марта 1924 , Почеп , Брянская губерния — 11 ноября 2017 , Иваново ) — российский философ , специалист в области этики . Доктор философских наук , профессор .
Родился 6 марта 1924 года в г. Почеп Брянской губернии .
В 1948 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова , в 1952 — аспирантуру там же .
С 7 января 1952 года присуждена учёная степень кандидат философских наук за защиту по теме «Общественные и личные интересы при социализме».
С 6 января по 10 августа 1953 года работал преподавателем философии Вологодского молочного института .
С 10 октября 1953 года — преподаватель философии Омского сельскохозяйственного института имени С. М. Кирова .
С 1 сентября 1955 года утверждён и. о. доцента Омского сельскохозяйственного института имени С. М. Кирова , а с 5 апреля 1958 года присвоено учёное звание доцента.
С 1 сентября 1961 года — доцент кафедры философии Ивановского педагогического института . С 15 апреля 1964 года — старший научный сотрудник кафедры философии. С 6 апреля 1966 года — доцент. С 1 января 1974 года в той же должности в Ивановском государственном университете . С 21 мая 1979 года по 31 декабря 1985 года — профессор кафедры философии. С 20 марта 1980 года — и. о. заведующего кафедрой философии. С 30 сентября 1980 года по 23 сентября 1985 года — заведующий кафедрой философии. С 10 января 1986 года по 6 октября 1992 года — профессор-консультант на этой же кафедре.
В 1979 году в Московском государственном педагогическом институте защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Методологические проблемы исследования специфики морального сознания». Точка зрения автора о признании общечеловеческой сущности морали в то время противоречила официальной и диссертацию могли заблокировать. Его поддержали заведующий кафедрой философии МГПИ В. С. Готт и его кафедра, а также оппоненты по защите и А. Г. Спиркин .
С 21 марта 1992 года — профессор кафедры философии и политологии Ивановского инженерно-строительного института (с 2006 — Ивановский государственный архитектурно-строительный университет ).
Под научным руководством Гумницкого Г. Н. подготовлено к защите 25 кандидатских диссертаций.
Хобби: шахматы, математика, рисование, поэзия, музыка и пение. Любимые композиторы: П. И. Чайковский , Д. Верди , М. И. Глинка , Д. Пуччини , Э. Ф. Направник .
Женат, имеет двух детей. Дочь — доктор философских наук, работает в институте химии в Иваново . Сын — врач скорой помощи. Имеет несколько почётных грамот Министерства образования и медаль как труженик тыла в 1941—1945 гг. Жил и умер в Иваново .
Г. Н. Гумницким была выдвинута идея основного морального отношения: отношения личности к общему благу как к первичной, к личному благу как к конечной целям и к их единству как к высшей цели. При этом основное моральное отношение выступает в качестве основного морального закона, на основе которого Г. Н. Гумницкий строит собственную концепцию морали, включающую логически обоснованную систему этических категорий. Он обосновывает положение о материальности сознания (в атрибутивном смысле) в онтологическом аспекте, а также предлагает онто-гносеологическое определение материи . Г. Н. Гумницкий под материей понимает субъект, обладающий «идеальной», субъективной составляющей, «чувствительностью», высшей формой которой является сознание . Общественное сознание, в своём гносеологическом аспекте вторичное по отношению к природе и общественному бытию, в онтологии является составляющей последнего и первичным по отношению ко всем итогам человеческой деятельности. Это же относится к экономическим отношениям, хотя гносеология полностью не охватывает их системы. Теория базиса и надстройки абсолютизирует влияние экономики на другие элементы общества.
Г. Н. Гумницкий обосновал положение о системообразующем значении основного вопроса философии в системе философского знания. Он понимает философию как учение (науку) о всеобщих отношениях человека к миру, а о мире как объекте этих отношений. Им включены в «чистую» философскую теорию всеобщие черты мира ( диалектику ), онтологию , гносеологию , аксиологию , логику и праксеологию . Г. Н. Гумницкий развивает понимание счастья как всесторонней, а не только моральной удовлетворенности. Он обосновывает представление об общечеловеческой сущности морали и предлагает собственную трактовку категории свободы, разграничения категорий потребности и интереса. Также Г. Н. Гумницким исследованы вопросы теории морали и нравственного воспитания.