Гуревич, Михаил Иосифович
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Влади́мирович Гуре́вич ( 29 сентября 1924 , город Смоленск ) — художник , живописец , график , иконописец , изобретатель , ветеран ВОВ . Работает в жанре : портрет , пейзаж , иконопись , сюжетные композиции . Его работы выполнены в различной технике: рисунок , тушь , перо , акварель , темпера , офорт .
Родился в городе Смоленске в 1924 году. Но вскоре семья переехала в г. Бежицу ( Брянская обл. ). Дар к рисованию — природный. С детства ходит в кружок по рисованию в Дом пионеров, затем в студию Дворца культуры машиностроительного завода.
Летом 1941 года с ребятами приходит в военкомат. На фронт не берут, только в будущем году. Поступает в Бежецкий машиностроительный техникум. Был эвакуирован в Свердловскую область , там и оканчивает техникум. В мае 1942 года добровольно вступает в Красную Армию и направляется в Васильковское военное авиационно-техническое училище, которое дислоцировалось в г. Миассе Челябинской области . Через три месяца новый приказ. Направляется в Таллинское военно-пехотное училище в город Тюмень . По окончании должны были присвоить воинское звание — младший лейтенант . Прошло шесть месяцев. В марте 1943 года собрали всех в клубе и сказали: «Нет! Остается звание красноарме́ец Красной Армии ». И на фронт. Воевал бойцом Красной Армии, сначала был минометчиком 82 мм миномета , затем стрелком , автоматчиком 216 гвардейского стрелкового полка 79 гвардейской стрелковой дивизии 8 гвардейской Армии В. И. Чуйкова . В боях отличился, награждён медалью «За Отвагу». В ноябре 1943 года назначен комсоргом стрелкового батальона, позднее комсоргом полка с присвоением звания «младший сержант». Форсировал р. Северский Донец . Освобождал поселок Голая Долина в Донбассе , который в войсках получил другое название — «Мертвая долина» (там много полегло тех, кто выдержал Сталинградский ад ). Участвовал в Изюм-Барвенковской, Запорожской (1943) и Донбасской операциях (1943) , в битве за Днепр , Никопольско-Криворожской , Березнеговато-Снегиревской наступательных опервциях.
В начале января 1944 года , проходя по траншеям, увидел очень молодого бойца, который устал и, прислонившись к стенке траншеи, заснул, прижав к груди автомат. Гуревич сел и сделал карандашный набросок, а затем вручил его проснувшемуся бойцу. С этого дня он стал рисовать портреты своих друзей-сослуживцев. После боев и во время отдыха он проходил по траншеям, а его уже ждали желающие иметь портреты, которые затем отправляли в тыл родным. С тех пор он почти не расставался с бумагой и карандашом. Но судьбе было угодно распорядиться им иначе. Командование полка направило М. В. Гуревича для продолжения учебы в 1-ю Вольскую военную авиационную школу авиамехаников в Саратовскую область , где он и встретил День Победы.
В 1951 году он оканчивает Киевское военное авиационно-техническое училище. Службу проходит во многих уголках страны и за рубежом. По службе М. В. Гуревич встречается со многими военачальниками, в том числе с командующим ВВС Василием Сталиным . Вместе с известным «Заслуженным летчиком-испытателем СССР» Героем Советского Союза Александром Ивановичем Вобликовым готовит схемы-«буквари» для переучивания летчиков на реактивные самолеты. В то же время не расстается со своим увлечением, находит время для творчества. Пишет портреты военачальников, друзей, командиров, сослуживцев. Во время службы в Группе Советских войск в Германии он имеет возможность общаться с немецкими художниками, постигать их школу. Изучает технику офорта, тонкости в работе пером и живопись.
Постоянное соприкосновение с шедеврами художественных выставок в Берлине , Потсдаме , Лейпциге обогащает его, как художника. Он часто посещает картинные галереи Дрездена , Сан-Суси , Старую национальную галерею Берлина, где основную часть экспозиции занимают произведения живописи эпохи баро́кко , маньери́зма , ренесса́нса . В которых представлены различные художественные течения — реали́зм , импрессиони́зм , дадаи́зм , экспрессиони́зм . Знакомится с работами таких известных художников, как Питер Пауль Ру́бенс , Антонис Ван Дейк , Антуан Ватто , Микела́нджело да Карава́джо , полотнами Карла Шмидта-Ротлуфа , Эрнста Людвига Кирхнера , Отто Мюллера .
По увольнении в запас из рядов Вооруженных Сил в конце 1971 года Михаил Владимирович поселяется в г. Воронеже . С этой поры начинается его активная творческая жизнь. С 1976 года он постоянный участник выставок. На Всесоюзной выставке в 1987 году , устроенной в рамках 2-го фестиваля народного творчества, его работа « Они были первыми » отмечена Бронзовой медалью «За успехи в народном хозяйстве СССР». Владимиро-Суздальский музей-заповедник приобрел две работы Михаила Владимировича.
Первая персональная выставка состоялась в Доме актера г. Воронежа в 1984 году . За период с 1984 года по 2003 год художник провел 10 персональных выставок. Собранные вместе работы различных лет Михаила Владимировича говорят об его по-своему логичной последовательности в творческих исканиях. Михаил Владимирович о себе не очень любит говорить, о нем убедительнее всего говорят созданные им произведения. В них отражается и его жизнь, и его творческая личность. То, что в его творчестве одно из главных мест занимает пейзаж не удивительно. Приобщение к красоте природы у него началось еще в детстве, в юности, и продолжается по сей день.