Interested Article - Звукорежиссёр
- 2021-11-07
- 1
Звукорежиссёр ( англ. Audio Engineer, Sound Director, Sound Engineer, Recording Engineer) — творческая профессия, связанная с созданием звуковых художественных образов, формированием драматургии звука, концепции звука, созданием новых звуков, их фиксацией и обработкой. Человек, занимающийся этой профессией, как правило, владеет и техническими аспектами профессии — хорошо знает физику звука , разбирается в музыкальной и психоакустике , имеет . Эта профессия востребована в киноиндустрии , производстве музыки , концертной деятельности, театре, радио и мультимедийных приложениях.
Не стоит путать профессию звукорежиссёра с профессиями звукоинженера и звукооператора. Это такие же разные профессии, как режиссёр , оператор и монтажёр . Звукорежиссёр производит запись, воспроизведение, обработку, микширование звуковых компонентов с помощью технических средств.
Звукорежиссёр в кинематографе
Звукорежиссёр в кинематографе является участником съёмочной группы , руководящим звуковым цехом . Он занимается записью звука, работая напрямую с микрофонным оператором. В задачу звукорежиссёра входит создание озвучивания ( фонограммы ; саундтрек ) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра .
Звукорежиссёр выполняет следующие функции:
- осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссёра;
- отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;
- готовит звуковую экспликацию , записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи , озвучивание , запись музыки и шумов, перезапись фильма.
В кинематографе также есть звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью — отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов. Звукооператор подчиняется звукорежиссёру.
Ответственность за запись, обработку и создание звука в процессе съёмки фильма полностью ложится на звуковой цех.
Состав звукового цеха
- Звукорежиссёр работает за звуковым пультом , записывает звук . Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом (микрофонным оператором (бум-оператором) и звукооператором).
- Микрофонный оператор обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе съёмки.
- Звукооператор — осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.
В настоящее время понятия звукооператор и режиссёр звука (звукорежиссёр) путают, хотя оба специалиста играют разные роли в процессе работы над звуком. Однако ещё чаще эти функции приходится совмещать в одном лице, поскольку отношение работодателя к требованиям по комплектации звукоцеха организации обычно довольно скептическое. Вообще, звукорежиссёру часто приходится быть и звукоинженером, и микрофонным оператором, и помощником режиссёра/дирижёра, и т. п. Идеальный состав звукоцеха в настоящее время — два человека.
Звукорежиссёр в телепроизводстве
В телепроизводстве звукорежиссёр участвует в разработке режиссёрского сценария, проводит пробные записи звука. В его обязанности входит осуществление и контроль над синхронной звукозаписью и монтажом всех видов звука. В результате его деятельности получается окончательный (конечный) вариант фонограммы фильма, который получается в ходе сведения (перезаписи) всех исходных элементов, составляющих звуковой ряд.
Звукооператор занимается микшированием и контролем за уровнем звука. В его задачу входит приведение уровня звучания диалогов, шумов и музыки в соответствии с заранее составленной звукорежиссёром экспликацией . Иногда такую экспликацию приходится составлять самому звукооператору во время записи звука, для дальнейшего монтажа.
Значимость звукового решения
Звуковое решение фильма также является художественным произведением .
На кинофестивалях существует несколько номинаций, имеющих непосредственное отношение к звуковому решению фильма.
Например:
- фильм « Волшебник страны Оз » (1940) получил награду « Оскар » в номинации «Лучшая музыка» и ещё одну награду в номинации «Лучшая песня»
- фильм « Доктор Живаго » (1966) получил награду «Оскар» — «Лучшая музыка» и награду «Золотой глобус» в такой же номинации.
- « Космическая одиссея 2001 года » (1968) получила приз Британской академии в номинации «Лучшая музыка» (саундтрек).
Современные фильмы, получившие награды за звуковое решение:
-
«
Южный Парк: Большой, длинный, необрезанный
» (2000)
- Награда MTV 2000 — «Лучший музыкальный ряд».
-
«
Матрица
» (1999)
- Британская киноакадемия 2000 — Лучший звук
- Оскар 2000 — Лучший звук
- Оскар 2000 — Лучший монтаж звуковых эффектов
-
«
Почти знаменит
» (2000)
- Британская киноакадемия 2001 — Лучший звук
-
«
Мулен Руж!
» (2000)
- Британская киноакадемия 2002 — Лучший звук
- Британская киноакадемия 2002 — Награда Энтони Эскуита за музыку
- Золотой глобус 2002 — Лучшая музыка
- Награда MTV 2002 — Лучший музыкальный ряд
В настоящее время, с появлением систем многоканального объёмного звука, значимость работы звукооператора и звукорежиссёра только увеличивается. Без их участия не обходится ни один современный фильм.
См. также
Литература
- Бысько М. В. от 13 апреля 2014 на Wayback Machine // ЭНЖ «Медиамузыка». № 3 (2014)
- Кравцов Ю. Основы звукооператорского мастерства. СПБ: СПбГУКИ , 2005.
Ссылки
- от 18 июня 2009 на Wayback Machine в программе «Послужной Список» на « Эхо Москвы », 25.04.2009
- 2021-11-07
- 1