Статуя Юпитера (Эрмитаж)
- 1 year ago
- 0
- 0
Моско́вский теа́тр «Эрмита́ж» — драматический театр , работающий под этим названием с 1987 года . Основная сцена — это историческое здание театра «Эрмитаж», расположенное в московском саду «Эрмитаж» , Каретный ряд, 3, стр.1, объект культурного наследия. .
На период ремонтных работ, проводимых в основном здании театра «Эрмитаж» в Каретном Ряду, спектакли временно проходят на новой сценической площадке по адресу Новый Арбат , 11 .
Своим появлением здание театра «Эрмитаж» в Каретном Ряду обязано Якову Щукину , известному московскому театральному деятелю, основателю сада «Эрмитаж» .
В 1918 году театр и сад «Эрмитаж» были национализированы. Осенью 1919 года В. Г. Сахновским здесь был организован Государственный Показательный театр, просуществовавший только один год (в труппе состояли, в частности, Томилина З.К., Кторов А.П., Весновская Э.А., Визаров М.С., Блюменталь-Тамарина М.М., Хохлов А.Е. - участники спектакля "Памела-служанка"). С 1921 до весны 1922 года помещение театра занимал Первый рабочий театр Пролеткульта . В 1921 году на этой сцене в постановке «Мексиканец» по Дж. Лондону , осуществленной совместно с В. С. Смышляевым , состоялся режиссерский дебют Сергея Эйзенштейна .
В 1924 году здание получил в своё распоряжение театр Московского губернского совета профсоюзов, с 1938 года получивший название Театр имени Моссовета . И размещался здесь вплоть до начала Великой Отечественной войны .
В середине XX века здание переоборудовали в кинотеатр. В 1950-х фасад был перестроен по проекту архитекторов Михаила Посохина и Ашота Мндоянца . Главным новшеством стала колоннада , которая формирует пространство открытого дворика перед парадным входом .
В 1962 году здание в Каретном Ряду передали Театру миниатюр, возрождённому за три года до этого, первоначально труппа выступала в Центральном доме культуры железнодорожников . Художественный руководитель В. Пашков привлёк к работе 12 молодых актёров. В постановках участвовали, в том числе, и приглашённые режиссёры: Андрей Гончаров , Юрий Любимов . Давид Тункель. В этом театре с постановкой миниатюры Бориса Ласкина «Благородный поступок» состоялся режиссёрский дебют Марка Захарова . В 1961-1968-ом должность худрука занимал режиссёр Владимир Поляков , при котором в театре, наряду с обычными эстрадными миниатюрами , начался показ «больших» спектаклей .
В 1978 году был осуществлён ремонт интерьеров театра. Наиболее примечательным новшеством стали фарфоровые люстры, выполненные по эскизам художника Н. Бровченко .
В 1978 году в театре начал работать молодой режиссёр Михаил Левитин . В первую очередь, благодаря его деятельности театр трансформировался из эстрадного в драматический. Его первой крупной работой стал в 1981 году спектакль «Чехонте в Эрмитаже». Левитин первым в Советском Союзе представил публике спектакли по произведениям обэриутов : Даниила Хармса , Александра Введенского и Николая Олейникова . В 1982-ом состоялась премьера «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов», ставшего знаковым для истории театра. За последующие годы спектакль «Хармс!..» был представлен более 700 раз . В 1987-ом Левитин становится главным режиссёром, и при его непосредственном участии театр в том же году получил историческое название — «Эрмитаж» . В 1990-м Левитин занимает должность художественного руководителя .
В конце XX века театр пережил трудный период, связанный с имущественными спорами. Иногда конфликты выходили за рамки правового поля: например, здание театра дважды поджигали. Однажды спектакль «Парижская жизнь» актёры играли под сводами сгоревшей крыши. И поскольку в здании не было электричества, то для освещения использовались свечи .
В 2000-х «Эрмитаж» окончательно сформировался как авторский театр , где проходят уникальные для Москвы постановки. В списке оригинальных спектаклей: «Нищий, или Смерть Зандаo», основанный на неоконченной пьесе Юрия Олеши , «Капнист туда и обратно», в котором объединилось творчество современного драматурга Юлия Кима и писателя XVIII века Василия Капниста , «Ивона, принцесса Бургундская» по одноимённой пьесе польского авангардиста Витольда Гомбровича . Пьесы для нескольких спектаклей написал Левитин: «Анатомический театр инженера Евно Азефа», «Тайные записки тайного советника», «Изверг», «Снимок Бога» . Для нескольких постановок музыку написали Альфред Шнитке и Владимир Дашкевич . Декорации создавали, в том числе, известные художники Борис Мессерер и Гарри Гуммель . Театр побывал с гастролями за рубежом: в США , Италии , Швейцарии , Германии , в странах Южной Америки .
В апреле 2011 года государственная экспертиза признала, что здание театра находится в аварийном состоянии. Несущие конструкции большого зала были перегружены на 30 %, из-за чего они провисли на полметра . Труппу попросили немедленно освободить помещения. Худрук Михаил Левитин заявил, что у театра нет второй сцены для выступлений, после чего столичный Департамент культуры предложил 12 площадок, на которых разрешалось временно давать спектакли . В мае того же года московские власти объявили о решении потратить на реставрацию здания 266 млн руб. . В октябре 2014 года был проведён новый тендер на проведение ремонтных работ, общая стоимость которых составила 537 млн руб . Подрядчик обязывался провести реставрацию интерьеров и фасадов, создать инфраструктуру, соответствующую современным требованиям комфорта, проложить новые инженерные сети и благоустроить окружающую территорию . Согласно условиям контракта, все работы планировалось завершить к 31 декабря 2016 года .
С декабря 2015 года основная площадка театра — помещение на Новом Арбате (дом 11), которое прежде арендовала « Геликон-опера ». В то время предполагалось, что в 2017 году труппа вернётся в здание в саду «Эрмитаж» . В апреле 2018 года Департамент культуры Москвы опубликовал планы реставрации столичных театров. Здание театра в Каретном Ряду было названо в числе других 11, которые планируется реконструировать до 2020 года .
В 2022 году в соответствии с приказом Департамента культуры города Москвы от 29 марта 2022 года к театру присоединён театр «Сфера» .