Лилит (картина)
- 1 year ago
- 0
- 0
Лили́т ( ивр. לִילִית ) — демоница в еврейской мифологии . В каббалистической теории — первая жена Адама .
Демоница Лилит упоминается в Талмуде . Как первая жена Адама, она описывается в Алфавите Бен-Сира (700—1000 годы н. э.) и каббалистической Книге Зогар . Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злой демоницей, «убивающей младенцев».
В тексте Танаха слово לִילִית — «Лилит» появляется в Книге Исаии , но традиционно переводится как «ночное привидение» ( Ис. ,).
В мифологии Древней Месопотамии подобное имя носят ночные демоницы, которые убивают детей и издеваются над спящими мужчинами. Возможно, с Лилит отождествляется одна из персонажей Эпоса о Гильгамеше .
Демоницы-соблазнительницы и демоницы, вредящие роженицам и новорождённым, с чертами, позволяющими отождествить их с Лилит, упоминаются в Свитках Мёртвого моря , в некоторых ранних апокрифах христианства, и в арабских мифах [ источник не указан 1559 дней ] .
Еврейская народная этимология связывает имя Лилит со словом ивр. לַיְלָה (ла́йла) — «ночь» . В семитских языках , в частности в иврите , слово «лейлит/Лилит» является прилагательным женского рода со значением «ночная».
Имя Лилит, как и её образ, считается заимствованным из вавилонской (возможно, и шумерской) мифологии . В шумерском языке лиль обозначает «воздух», «ветер»; «дух», «призрак».
Шумеролог В. В. Емельянов предполагает, что в имени демонов-лилиту заключена игра слов из разных языков, смешивающая шумерское лиль («дух») и аккадское лилу («ночь»), и приводящая к смеси представлений о демонах этого рода, как о исключительно ночных привидениях .
Кроме этого, в иврите (а возможно, и в других семитских языках) словом «лилит» обозначается птица неясыть , разновидность сов . Возможно, именно поэтому Лилит иногда изображается вместе с совой [ источник не указан 1472 дня ] .
Помимо обозначения конкретного персонажа, «Лилит» в еврейской демонологии служит нарицательным для демона женского рода .
С. Н. Крамер в 1930-е годы впервые отождествил демоницу Ki-sikil-lil-la-ke , фигурирующую в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше , с Лилит . Согласно этому древнему тексту, демоница поселилась в кроне дерева, посаженного богиней Инанной в своём саду, и отказывалась покинуть его, пока Гильгамеш её не изгнал. Интерпретация всего этого эпизода Крамером вызвала сомнения других специалистов .
В вавилонской и ассирийской мифологии фигурирует бес мужского пола — лилу , и бесы женского пола лилиту и урдут лилита . Сохранившиеся заговоры против этих духов почти не разделяют эту демоническую тройку. Они описываются как импотентные и бесплодные. Тем не менее, лилиту и урдут лилита соблазняют мужчин; кроме того, они вредят роженицам и новорожденным. Об урдут лилита говорится:
«Женщина из дома бури ополчается против женщины в доме; ардат лили, которая находится в доме, устремляется против мужчины; ардат лили, к которой никто из мужчин не приближается как к женщине; ардат лили, которая в объятиях мужа не обнажает своих прелестей; ардат лили, которая в объятиях своего мужа не снимает своих одеяний; ардат лили, девственность которой не нарушил никакой любовник (?); ардат лили, в груди у которой нет молока…».
Возможно, эти бесы перешли к вавилонянам и ассирийцам из шумерской мифологии (большинство имен демонов в ассирийской магии имеет шумерское происхождение). Шарль Фоссе видит в еврейской Лилит несомненное продолжение образа ассирийских демониц, при этом он отмечает, что Лилит — единственный ассирийский демон, представления о котором встречаются у других семитских народов.
В. В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет об этих духах :
Скорее всего, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу , при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны).
В аккадском языке ?? ( d LIL /Lil(lu)/) — демон или божество, от которого произошли слова ???? (KI.SIKIL.LIL₂.LA₂ /Ardat lilî/) — « суккуб » и ??? ( lú LIL₂.LA₂ /Lilû/), ??? (⁻LIL₂.LA₂ /Lilītu/) — богиня, охотящаяся за беременными женщинами и детьми.
В тексте Библии слово др.-евр. לִילִית встречается лишь один раз , когда в книге Исаии говорится о запустении Идумеи после Божьего суда:
И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение ( lilith ) и находить себе покой.
— Ис. ( Синодальный перевод )
Большинством исследователей и комментаторов это место толкуется как название беса, другими же — как название ночной птицы . Джудит Блэр в своей докторской диссертации (2009) показывает, что в оригинальном библейском тексте подразумевалась птица . В кумранском «Свитке Исайи» (1Qlsa) это же слово появляется во множественном числе . Архимандрит Иов (Гумеров) считает, что из текста Исайи ясно, что речь идет о животном, а не о духе, который в отдыхе не нуждается, и под «ночным привидением», переводчики имели в виду животное, обитающее ночью и наводящее на человека страх .
При создании Септуагинты , перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык в III—I веках до н. э, учёные-раввины в греческом тексте слово Lilith не оставили (имя собственное должно было сохраниться без изменений), а перевели его как Ὀνοκένταυρος (получеловек-полуосёл). В славянской Библии оно дано уже без перевода: «ту почиют онокентаври, обретшее себе покоища». При создании Вульгаты в IV—V веках н. э, было использовано слово лат. Lamia , Ламия — род чудовища женского пола. Многие последующие переводы на другие языки (в частности, английский) использовали это же слово.
В английском тексте Женевской Библии 1560 года и Библии короля Якова 1611 года говорится (в женском роде) о « screech owl » ( сипуха ): «the screech owl also shall rest there, and find for herself a place of rest» , что восходит к поздним латинским переводам Библии. В более поздних переводах на английский фигурирует «ночная сова», «ночное чудовище» и Лилит.
В Талмуде Лилит описывается как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями, которая может овладеть одиноко спящим мужчиной, действуя на его воображение. Она называется матерью Ахримана (олицетворение зла в зороастризме ); рассказывается, что она танцевала перед царём Соломоном , который имел власть над всеми духами. Лилит связывается легендой о том, как Адам после грехопадения на 130 лет расстался с Евой, произведя за это время от связи с духами демонов- лилин .
Согласно Алфавиту Бен-Сиры , первой женой Адама была Лилит . Она не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам .
Произнеся тайное имя Бога Яхве , Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Яхве с жалобой на бежавшую жену. Яхве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф (Snvi, Snsvi, и Smnglof) .
Три ангела настигли Лилит у Красного моря , и она наотрез отказалась возвратиться к мужу .
После угрозы убить её Лилит поклялась, что она была послана Богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищённого амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной.
В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.
Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка . Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы). Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы [ источник не указан 1559 дней ] .
Некоторые мидраши и каббалистические источники говорят о двух Лилит:
При этом речь идет о двух образах одной дьяволицы .
В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их .
Согласно каббалистической книге Зоар , Лилит стала женой Самаэля и матерью демонов [ источник не указан 1559 дней ] . По мнению Гершома Шолема , представление о Лилит, как первой жене Адама, было заимствовано автором книги из «Алфавита бен Сиры» .
Согласно Трактату о левой эманации , от связи Лилит и Самаэля родился слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.
В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами [ источник не указан 1406 дней ] .
О Лилит упоминается в сирийских магических формулах, которые были опубликованы Голлендом, и в заклинаниях на магических чашах из Британского Музея и Лувра . В надписи-заклинании VIII—VII веков до н. э. из Арслан-Таша (Северная Сирия), написанной на хааненейском или иврите, возможно, содержится имя Лилит: «Летающей в тёмных покоях — уйди быстрее, Лл[т?]» .
Лилит — демоница, губительная для новорождённых и рожениц, встречается также в христианской литературе византийской и более поздней эпохи. В арабской демонологии такая демоница известна под именами Карина или Таби‘а .
Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля ) , она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали , Умой , Гекатой , Хель и Эрешкигаль , хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь. Зачастую также речь идёт о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда (Luciferian Witchcraft, Michael Ford) .
В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света [ источник не указан 1558 дней ] .
Исключением является лавеевская традиция. В ней Лилит почти не упоминается [ источник не указан 1558 дней ] . В остальных случаях её упоминают среди высших дьяволов:
….Из бездонных глубин предначального Мрака восстала в явь Ты, о Мать Жизни и Смерти, Мать всех колдовских чар, Дьявольских Искусств и сокровенного мастерства порождений древнейшей Ночи, Дарительница губительной тайны огненного бытия.
Ты породила малых и великих Нечистого Племени и увлекла их за собой на штурм небесного града….
О, Мать Лилит, Мать Демонов,
К Тебе взываю, Тебя приглашаю…
Царица Тьмы и нечистых чар,
Лица Твои — Ночь и Ужас,
Сердце Твоё — средоточие Зла. Книга Десяти Воззваний (Codex Decium)
От Адрамелека, властителя всей красоты, ослепляющей слабых, яд ярящегося хаоса потёк дальше и создал десятую антикосмическую богиню, Лилит, и восьмое остриё Разомкнутой Пентаграммы.
От Лилит, царицы тёмных измерений и княгини ярящегося хаоса, холодное семя дракона смерти потекло дальше и создало одиннадцатую антикосмическую демоницу, принцессу Нааму, и десятое остриё Разомкнутой Пентаграммы .
Методология совершения этого великого греха такова — зороастрийские и еврейские жрецы писали, что Ариман - Самаэль не имеет способности к предвидению, так что лишь через соединение с Лилит, Невестой, которая также является огнём и Тьмой, как и её близнец, может стать целостным Противником и обрести способность предвидеть, а также управлять их страстями. Этот сама суть процессов Магии, пути Yezer Ha-Ra, воплощение страстей Мага. (M.Ford, Liber HVHI.)
Лилит. В еврейском мифе первая жена Адама. Позднее жена Сатаны. Согласно многим Демонологам, Лилит управляет суккубами. О Лилит говорят, что она стремится уничтожать новорождённых младенцев. По этим причинам евреи ввели практику написания формул на дверях, предназначенных, чтобы вынудить Лилит уйти.
Лилит — княгиня (принцесса) Ада.
Я — матерь племени Демонов.
Как ночь, я являю атрибуты своей власти.
Моё немилосердное присутствие
Обескровливает Вселенную.
Перечисленные труды относятся к различным традициям, имеющим разный взгляд на предмет.
Имя Лилит ( арм. ) является популярным женским именем у армян . В отличие от сложившегося в мировой истории и культуре стереотипа, в Армении это имя считается дающим его обладательнице такие свойства и черты характера, как женственность, хозяйственность, плодовитость [ источник не указан 1559 дней ] .
В Европе эпохи Возрождения интерес к Каббале привёл к вхождению сюжета о Лилит как первой жене Адама в европейскую литературу; при этом она стала описываться как прекрасная женщина (в отличие от Лилит в еврейской традиции, где прекрасный образ — только личина) . В становлении привлекательного, романтического образа Лилит значительную роль сыграла живопись художников- прерафаэлитов , в частности — картина английского художника Данте Габриэля Россетти « Леди Лилит » (1866). Образ магически соблазнительной Лилит фигурирует в литературе XIX и XX века (например, роман шотландского писателя Макдональда «Лилит», рассказ Франса «Дочь Лилит»); противопоставление будничной Евы и влекущей Лилит — мотив, появляющийся в многих произведениях (стихотворение Цветаевой «Попытка ревности», поэма в прозе Исаакяна «Лилит», повесть (1966) Обуховой «Лилит») .
Образ соблазнительного демона Лилит фигурирует в множестве фильмов и видеоигр.