Interested Article - Кэмп (эстетика)

Кэмп ( англ. camp) — в неклассической эстетике специфический изощрённый эстетский вкус и лежащая в его основе специально культивируемая чувствительность . Кэмп также понимается как социальные и культурные стиль и чувственность, и при таком рассмотрении обычно связывается с гей-субкультурой . Для кэмпа характерны повышенная театральность, любовь к искусственности, преувеличенность до гротеска , некоторая вульгарность , эстетизм , антиномичное сочетание игры и серьёзности. Эстетика кэмпа является примером того, как в культуре постмодерна приобретают новое содержание классические категории возвышенного и низменного , прекрасного и безобразного : если высокое искусство предполагает красоту и ценность , то кэмп нуждается прежде всего в смелости, живости и динамике, противопоставляет себя удовлетворенности, имея целью вызов.

Кэмп начал приобретать популярность в 1960-е. К нему относятся такие режиссёры как и , , Энди Уорхол , Джон Уотерс Розовые фламинго », « Лак для волос », « »). Известные исполнители, использующие эстетику кэмпа — Барри Хамфрис (в образе), Дивайн , Ру Пол и Либераче . Широко распространился в 1980-х с приятием постмодернистских взглядов на искусство и культуру.

Происхождение термина

Camp происходит от французского se camper, означающего «принимать позу чрезмерной манерности». Оксфордский словарь английского языка приводит первое определение camp 1909 года: «показной, преувеличенный, деланный, театральный; женоподобный или гомосексуальный; принадлежащий, характерный для гомосексуалов. В качестве существительного — это кэмп как поведение, манерность и т. д.; человек, демонстрирующий такое поведение».

Этимология остаётся всё же до конца неясной.

Позднее слово использовалось для обозначения эстетических предпочтений и поведения гомосексуальных мужчин рабочего класса . В конце концов, с проникновением обозначаемых словом явлений в культурный мейнстрим оно стало самостоятельным определением, зафиксированным американским художественным критиком Сьюзен Зонтаг в «Заметках о кэмпе».

Постмодернизм превратил кэмп в некий общий тип чувствительности, не приписывавшийся какой-либо узкой группе. Изначально же кэмп был отличительной чертой мужских гей-сообществ эпохи, предшествовавшей Стоунволлским бунтам . В основе этой чувствительности — восприятие гомосексуальности как женственности (социальные роли, в которых она воплощается) . Два ключевых компонента кэмпа представляли собой паттерны женского поведения, обозначаемые на сленге (плавная женственная походка, мягкие жесты, фальцет, характерная лексика) и (ношение одежды, устойчиво ассоциируемой с определённой гендерной ролью лицом другого гендера ). Для этих компонентов характерно использование элементов женственности в преувеличенной до неестественности, гротескной степени, что открыло путь для более широкого понимания кэмпа — теперь в него включаются образы и некоторых голливудских актрис, явно обладающие теми же чертами ( Кармен Миранда ). Именно в таком понимании кэмп становится частью концептуального аппарата художественной и литературной критики 60-х.

Специфика кэмпа

Кэмп как особый тип чувствительности характеризуется определённым соотношением эстетических категорий красоты и уродства, серьёзного и фривольного, наивности и маньеризма, стиля и содержания.

Доминанты кэмпа — фривольность (игра), излишество формы, подчеркнутая сознательная ориентация на искусственность и эстетизм, отодвигающий, затемняющий содержание .

Трёхчастное деление Сьюзен Зонтаг в «Заметках о кэмпе» позволяет очертить контуры этой чувствительности. Если первая, классическая чувствительность (высокая культура: « Илиада », комедии Аристофана , Рембрандт , « Божественная комедия », Сократ , Христос ) подчиняет эстетическую сторону морали (её дилеммам, противоречиям и т. д.), вторая, « авангардная » существует в напряжении между эстетической страстью и моралью, воспевая безобразное, безнравственное ( Сад , Рембо , Кафка , Арто ), то третья чувствительность — кэмп — исключает моральную сторону, любую серьёзность, трагедию , оставляя эстетическую сторону, и следовательно, становится развлекательной.

Неотъемлемы в кэмпе его искусственность, манерность, пышная форма. Произведению не удаётся стать артефактом кэмповской эстетики, если оно хорошо, удачно, серьёзно, лишено маргинальности. «Кэмп — это последовательно эстетическое мировосприятие. Он воплощает победу стиля над содержанием, эстетики над моралью, иронии над трагедией» .

Отступая от серьёзности, от содержания, сосредотачиваясь на эстетической стороне, кэмп является такой чувствительностью, которая не есть стиль, но способность воспринимать другие стили, видеть всё в кавычках цитации: вещь как «исполнение роли». Кэмп — наслаждение эстетической стороной, искусственностью, доходящей до вульгарности, по известному определению Зонтаг — « дендизм в век массовой культуры » . Часто иллюстрацией кэмпа служат образы музыкальных исполнителей и актёров, отличающиеся преувеличенными сексуальными характеристиками, когда женственность и мужественность становятся набором акцентированных черт — за ними теряется сам носитель, и это их обессмысливает; примеры — Джина Лоллобриджида , Стив Ривз .

Различие между кэмпом и китчем

Кэмп и китч ставят близко. Как основания для сходства китча и кэмпа указываются свойственные обоим отступание от трудного, глубокого, тяга к более легкоусвояемому, дурной вкус . Однако с последним кэмп связывается не всегда .

Часто китч употребляется в качестве синонима дурного вкуса. Кэмп же понимается как намеренный китч, китч в кавычках — это эстетизация дурного, отталкивающего и в таком виде получение от него удовольствия . Кэмповские вещи для не разделяющего к нему любви, серьёзного взгляда — в сущности китчевые. Поэтому о кэмпе говорят как о восприятии какого-либо эстетического объекта или жизненном стиле, тогда как китч относится к самому объекту, его исполнению. Кэмп нельзя замыслить или исполнить — но это возможно с китчем, и такой объект может быть воспринят как кэмповский.

Кэмп в культуре

Эстетика кэмпа может быть обнаружена во многом из того, что составляет багаж современной популярной культуры. Это прежде всего телесериалы: « Семейка Аддамс », « Звездный путь: Оригинальный сериал », « Бэтмен », « Мстители », « Ангелы Чарли », « Напряги извилины », « Остров Гиллигана », « Остров фантазий » привлекают зрителя 21-го века именно тем, что им интерпретируется как кэмп-аспекты этих продуктов. В ранние 60-е, время перехода к цветному телевидению, телеэфир стремились наполнить развлекательным контентом, который бы использовал преимущества нового медиума. Так появились телевизионные сериалы с отличительной эстетикой: яркие цвета, высокая степень стилизации (мыльные оперы, шоу « Бэтмен »). Шоу « » — пример использования кэмпа: двое представителей Поколения X , братья, делают юмористические обзоры спортивных событий 70-х, интересных в 2000-е именно своими кэмповскими чертами (попытки соединить балет с катанием на лыжах, игра известной баскетбольной команды в тюрьме штата Нью-Йорк, региональный реслинг). Дэвид Линч и Марк Фрост в « Твин Пикс » часто сознательно — посредством образов героев и различных ситуаций — создают атмосферу кэмпа.

Яркий представитель кэмпа в кино — кинорежиссёр Джон Уотерс , популяризовавший его в своих кинолентах « Розовые фламинго », « Лак для волос », « », « » и других.

Как отражение кэмпа в дизайне иногда рассматриваются некоторые дворовые декорации, распространенные в пригородах Америки, к примеру, пластиковый розовый фламинго , садовый гном , , фигурки белохвостого оленя, а также .

В музыке иконой кэмпа считается английская певица Дасти Спрингфилд за разработанный ею имидж; южнокорейский рэпер PSY использует эстетику кэмпа в своих музыкальных видеоклипах , так же в своих выступлениях используют её популярные исполнители Mika и Кайли Миноуг . К кэмпу относится стиль мюзик-холла и английской пантомимы, декор входов парижского метро Эктора Гимара .

См. также

Примечания

  1. Бычков В. В. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М.: РОССПЭН, 2003. С. 261.
  2. Esther Newton (1978) Mother Camp: Female Impersonators in America, University of Chicago Press , pp. xi-xiv
  3. История уродства / под ред. Умберто Эко ; перевод с итал. А. А. Сабашниковой, И. В. Макарова, Е. Л. Кассировой, М. М, Сокольской. М.: СЛОВО/SLOVO, 2007. С. 408.
  4. Муха О. Я. Китч и кэмп как новое высокое и низкое. Революция бинарных отношений в эстетике. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология.» — 2013. — № 1(13) — С. 13.
  5. Зонтаг С. Заметки о кэмпе // Зонтаг С. Мысль как страсть. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. С. 59.
  6. Esther Newton, 1978, pp. xi-xiv
  7. Esther Newton 1978, Note to the Reader
  8. ↑ Зонтаг С. Заметки о кэмпе. С. 54.
  9. Зонтаг С. Заметки о кэмпе. С. 60.
  10. Зонтаг С. Там же.
  11. Зонтаг С. Заметки о кэмпе. С. 61.
  12. Муха О. Я. Китч и кэмп как новое высокое и низкое. Революция бинарных отношений в эстетике. С. 14.
  13. История уродства. С. 418.
  14. Муха О. Я. Китч и кэмп как новое высокое и низкое. Революция бинарных отношений в эстетике. С. 15.
  15. "Exploring Psy’s Digital Dandy Appeal In 'Gangnam Style' " (October 3, 2012) Rolling Stone

Литература

  • // История уродства / под ред. Умберто Эко . — М.: Слово / Slovo, 2007. С. 408—418

Ссылки

Same as Кэмп (эстетика)