Ван ден Берг, Рав
- 1 year ago
- 0
- 0
Рав (полное имя — А́бба бар А́йбу ) (, Персия , около 175 года — Сура , Персия , 247 год) — амора первого поколения, основатель и глава йешивы в Суре. Известен также под прозвищем А́бба А́риха ( иуд.-арам. אבא אריכא — «Абба долговязый»), данным ему за высокий рост .
Рав родился в родовитой семье, ведущей своё происхождение от брата царя Давида Шмаи , (по другой версии, от самого царя Давида ). Его семья проживала в городке Кафри недалеко от Суры. Рав осиротел в юном возрасте . После смерти родителей он переехал в Землю Израиля , где проживал его дядя, знаменитый законоучитель, р. Хия. Дядя обеспечивал Рава всем необходимым и обучал его. Рав ездил по поручениям своего дяди и участвовал в его делах.
Рав учился в йешиве рабби Иехуда ха-Наси и быстро стал одним из лучших учеников . В определённый момент Рав стал самым молодым членом санедрина р. Иехуды а-Наси . Кроме практической галахи в область интересов Рава входила и каббала , в талмуде встречаются его аггадические высказывания на эту тему .
После смерти р. Иехуды ха-Наси Рав на какое-то время переехал в Персию, затем вернулся и учился у , сына р. Иехуды. В 219 году он окончательно переехал в Персию. Не найдя себе достойного места в существующих еврейских академиях Персии, Рав основал свою йешиву в Суре (которая просуществовала около 800 лет). Его выдающийся уровень знаний притянул к нему большое количество учеников, так что вскоре йешива Суры стала самым значительным источником еврейского закона в Персии . Количество постоянных учеников йешивы во времена Рава достигало 1200 человек .
Рав скончался в 247 году. Он был похоронен в родном Кафри в семейном склепе .
Известно, что у Рава было два сына и три дочери. Его сын, р. , стал выдающимся законоучителем следующего поколения. Второй его сын, Айбу, занимался торговлей . Одна из его дочерей была замужем за р. Хананом бар Рава. Вторая была замужем за сыном эксиларха и родила двух сыновей, раббана Уква и раббана Нехемия, каждый из которых в свою очередь стал эксилархом. У Рава было ещё двое внуков от другой дочери: Айбу и Хезкия .
Несмотря на свою выдающуюся учёность, посвящение в раввины ( смиха ), которое Рав получил от своего учителя рабби Иехуды ха-Наси, имело ограничения . Во время своего первого возвращения в Персию Рав продолжал посылать р. Иехуде вопросы, на которые у него не было ответа. После смерти р. Иехуды Рав, вернувшийся в Землю Израиля, попросил у сына р. Иехуды и его преемника, р. Гамлиэля, завершить его посвящение в раввины, но получил отказ мотивированный тем, что р. Гамлиэль не считал, что он вправе изменять полномочия данные его отцом .
Несмотря на то, что хронологически Рав относится к первому поколению амораев, его участие в санедрине р. Иехуды ха-Наси по мнению его учеников и последователей возводит его в ранг таннаев, то есть даёт ему право оспаривать утверждения таннаев. Кроме того есть мнение, что некоторые его утверждения приведены в барайтах под именем рабби Абба . У Рава нет авторства в мишне .
Отношения между двумя выдающимися лидерами еврейской общины, Равом и были непростыми. С одной стороны разногласия между ними вынудили Рава покинуть академию Шмуэля в городе Негардея и основать собственную йешиву в Суре. С другой стороны, они глубоко уважали друг друга и каждый из них, находясь в гостях у другого, следовал обычаям хозяина, даже если они не соответствовали их собственным. В галахе принят принцип, что в случае различия мнений Рава и Шмуэля в области разрешённого и запрещённого, закон следует мнению Рава, а в области денежных взаимоотношений — мнению Шмуэля. Дискуссии Рава и Шмуэля являются важной составляющей как Вавилонского, так и Иерусалимского талмудов .
Время деятельности Рав (амора) в истории иудаизма |
---|