Потерянный рай (поэма)
- 1 year ago
- 0
- 0
Поэ́ма (от др.-греч. poiëma — букв. создание) — литературный и музыкальный жанр.
Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение, как правило, лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.
На протяжении всей истории литературы жанр поэмы претерпевал различные изменения и поэтому лишён устойчивости. Так, « Илиада » Гомера — эпическое произведение, « Поэма без героя » А. А. Ахматовой — исключительно лирическое . Минимального объёма также не существует (например, поэма А. С. Пушкина « Братья разбойники » объёмом в 5 страниц).
Иногда поэмой могут называться прозаические произведения (например, « Мёртвые души » Н. В. Гоголя , « Москва — Петушки » В. В. Ерофеева , « Педагогическая поэма » А. С. Макаренко ) .
В инструментальной музыке начиная с эпохи романтизма и позднее поэмой называли пьесу «неклассического» свободного строения, в жанровом отношении близкую фантазии , но в отличие от последней — с выраженными внемузыкальными (прежде всего, литературными) коннотациями. Наиболее последовательно термин использовал Ф. Лист , автор 12 одночастных оркестровых « симфонических поэм », позже — другие композиторы, писавшие симфонические поэмы в русле установленной Листом традиции ( А. Дворжак , М. А. Балакирев , П. И. Чайковский , С. В. Рахманинов , Б. Барток , Р. Штраус , «Героическая поэма» А. С. Животова [1946], «Эпическая поэма на русские темы» Г. Г. Галынина ). Реже «поэмами» назывались пьесы и других инструментальных составов , например, Поэма для скрипки и фортепиано З. Фибиха , Поэма для скрипки и оркестра Э. Шоссона , его же «Поэма любви и моря» для голоса с оркестром, «Радиофоническая поэма» ( фр. Poème radiophonique) для флейты и струнного квартета А. Русселя . Поэмами названы фортепианные пьесы «свободной» формы у М. Равеля (« Ночной Гаспар ») и А. Н. Скрябина ; некоторые поэмы Скрябина носят программные названия — «Сатаническая», «К пламени», «Окрыленная», «Хрупкость» и др.
Поэмой во второй половине XIX и в XX вв. также называлась разновидность кантаты или оратории лирического (лирико-драматического, лирико-эпического и др.) содержания, например, «Искупление» С. Франка (1871; авторское обозначение жанра — «поэма-симфония»), «Дева-избранница» ( фр. La damoiselle élue) К. Дебюсси (1889; авторское обозначение жанра — от 2 мая 2019 на Wayback Machine ), «Колокола» С. В. Рахманинова (1913), «Поэма о Родине» (1947), «10 поэм на слова русских революционных поэтов» (1952) и «Казнь Степана Разина» (1968) Д. Д. Шостаковича , «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956) Г. В. Свиридова , «Военные письма» В. А. Гаврилина (1972).
Изредка поэмами называли свои сочинения композиторы-авангардисты XX века. «Поэмы» авангардистов не имеют какой-либо устойчивой жанровой характерности и не привязаны к какому-либо специфическому вокальному / инструментальному составу, заголовок же часто понимается в смысле (иронической?) аллюзии ушедшей «романтической» традиции, например, «Три поэмы для волн Мартено и фортепиано» А. Жоливе (1935), «Электронная поэма» Э. Вареза (1958), «Симфоническая поэма для 100 метрономов» Д. Лигети (1962) и т. п.