Interested Article - Черняховская культура
- 2021-04-18
- 1
Черняхо́вская культура (в иноязычных публикациях культура Черняхов-Сынтана-де-Муреш ) — позднеримская археологическая культура , существовавшая на территориях Украины , Молдавии и Румынии в II — IV веках . Сменяет зарубинецкую культуру .
Большинство историков ( Б. А. Рыбаков , В. В. Седов , В. В. Коротинский и др.) считают состав этой культуры полиэтническим (предки славян — восточные венеты и анты , сарматы , даки , геты , фракийцы , поздние скифы , готы и гепиды ). Территориально сменяет зарубинецкую , с которой имеет много общих черт. Ранний этап развития связан также с вельбарской культурой . Упадок черняховской культуры наблюдается во время вторжения гуннов . На основании совпадения во времени вытеснения готов из Причерноморья на запад Европы и упадка Черняховской культуры некоторые историки ( П. Рейнеке ) связывают эту культуру с государством Ойум .
Этимология
Названа по могильнику у села Черняхов Кагарлыкского района Киевской области , исследованному В. В. Хвойкой в 1900—1901 годах. На территории Румынии черняховская культура именуется Сынтана-де-Муреш—Черняхов по названию селения в трансильванском жудеце Муреш . Исследованы остатки поселений и грунтовые могильники.
Хозяйство
Скотоводство , земледелие , ремесло , охота , рыболовство . Подъём земледелия в эпоху черняховской культуры отмечен усовершенствованием плуга и рала с железными наконечниками; вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Земледелие было подсечным и переложным. Продукцию сельского хозяйства черняховцы сохраняли в ямах-хранилищах или в больших глиняных сосудах — «зерновиках». Зерно мололи жерновами. Из домашних животных разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней , лошадей , домашнюю птицу.
Процветала торговля с ближайшими античными центрами. Об этом свидетельствуют импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже — краснолаковые сосуды) — целые и в обломках, обнаруженные на всех памятниках черняховской культуры. В верхнем Поднестровье у села Комаров была обнаружена стеклодувная мастерская .
Во внешней и внутренней торговле использовалась римская монета. На территории черняховской культуры обнаружено более тысячи монетных кладов. Некоторые черты черняховской культуры сложились под влиянием позднеантичной цивилизации.
Материальная культура
Жилища
Черняховцы жили в больших неукреплённых поселениях. Наземные жилища и землянки располагались рядами. Площадь некоторых наземных домов, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям , превышала 100 м². У наземных построек стены возводились из жердей, обмазанных глиной. Полы представляли либо утрамбованную землю, либо покрывались глиной. Жилища отапливались каменными или глиняными очагами. У домов найдены хозяйственные постройки и ямы-хранилища, иногда глубиной до 3 метров.
По границе распространения Черняховской культуры до нашего времени сохранились так называемые Змиевы и Траяновы валы .
Металлургия
Были развиты железообрабатывающее, кузнечное , бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла , причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Анализ технологии выявляет относительно высокий уровень железообрабатывающего ремесла. Железоделательные горны открыты на поселениях в небольшом количестве. Отдельное скопление таких горнов обнаружено под Уманью .
В Ильинецком районе Винницкой области обнаружен — древний карьер по добыче вулканического туфа для изготовления жерновов к мельницам. Археолог П. И. Хавлюк, обнаруживший карьер, датирует его создание III в. н. э. и приписывает его к Черняховской культуре.
Черняховские ювелиры производили различные украшения из бронзы , серебра , золота . Были распространены украшения из полудрагоценных камней, янтаря и стекла. В изготовлении ювелирных изделий использовалась зернь и скань . Одежда застёгивалась на плече художественно оформленными металлическими фибулами . Другими видами украшений были височные кольца , браслеты , гривны , ременные бляхи.
Керамика
Керамика изготовлялась в основном на гончарном круге и отличалась разнообразием форм. Найдены горшки, миски, чаши, кувшины, кубки, чарки, вазы с тремя ручками. В быту пользовались также стеклянными кубками, костяными гребнями, бронзовыми фибулами . Гончарные горны выявлены более чем на 20 поселениях. В горне из Будешт (на территории Молдавии ) обжигались 150 сосудов одновременно. Гончарная керамика преобладала над лепной в большинстве поселений.
Погребальный обряд
В погребальном обряде сочетались трупосожжения ( поля погребальных урн ) и трупоположения (последние преобладали). В инвентаре погребений — керамика, стеклянные кубки, фибулы и костяные гребни.
Этнический состав
Черняховская культура по времени и географии совпадает с государством Ойум , основанным готами в начале III в. н. э. и уничтоженным гуннами в конце IV века. Однако большинство исследователей считает, что черняховская культура была полиэтничной. Мнение о такой многоэтничности черняховской культуры основывается, главным образом, на наличии существенных локальных особенностей в домостроительстве, керамике и погребальном обряде её носителей. В складывании культуры приняли участие различные этнические элементы, а сама она явилась продуктом определённой культурно-экономической и политической обстановки, общей для ряда этнических групп .
Академик Седов В. В. отмечает, что помимо германцев здесь жили сарматы , как и скифы принадлежавшие к иранской языковой группе и расселявшиеся почти по всему будущему черняховскому ареалу, занимая степные районы и лесостепь. Поздние скифы населяли степные районы в низовьях Днепра и в Крыму. Западными соседями сарматов были дако-карпские племена , относящиеся к фракийской языковой группе. Лесные области Поднепровья с прилегающей к нему частью Волго-Окского междуречья, а также бассейны Немана и Западной Двины заселяли носители позднезарубинецкой культуры Верхнего Поднепровья. Отдельную этническую группу составляли остатки зарубинецкого населения в Припятском Полесье и на Киевщине . Германский ( вельбарский ) элемент сосредотачивается в Прутско-Днестровской области, что подтверждают исторические источники, и небольшое количество их также отмечается в Нижнем Поднепровье. На основании археологических источников Седов выводит, что Ойум («водная страна») находился в районе Полесской низменности , ограничиваясь Пинскими болотами .
Особняком стоит мнение Б. А. Рыбакова , который считал, что черняховскую культуру следовало бы скорее относить к ранней древнеславянской , и доскональный анализ, проведенный археологом, скорее свидетельствует не о зарождении черняховской культуры за счёт задержавшихся там готов, но скорее о заметном её упадке в тот период. Существует гипотеза о перерастании одной из её частей в пражскую культуру .
Антропологический облик
Черняховское население обнаруживает близость к вельбарской культуре и характеризуется кельтским и балтским типом. Население, близкое к пшеворской культуре и зарубинецой культуре , не оставило антропологических памятников, поскольку хоронило умерших по обряду кремации. Основные могильники: Черняхов, Маслово, Будешты, Косаново, Тыргшор, Малаешты, Компанийцы, Гавриловна, Рыжевка, Коблево, Сынтана-де-Муреш. Основные поселения: Журавка, Лески, Будешты, Лепесовка, Неслухов, Черепин, Рипнев II. Фиксируются значительные миграционные потоки из районов Центральной и Северной Европы .
Палеогенетика
У представительниц черняховской культуры определили митохондриальные гаплогруппы H1c, H1n6 , T2g1 .
См. также
- Киевская культура
- Трипольская культура
- Дьяковская культура
- Пражская культура
- Тшинецкая культура
- Этногенез славян по данным археологии
Примечания
- (неопр.) . Дата обращения: 3 февраля 2008. Архивировано из 24 декабря 2007 года.
- О. С. Румянцева, В. Н. Войнаровский. Стеклянные жетоны из Комарова: предмет римского импорта или «импорт идеи»?
- (неопр.) . Дата обращения: 11 мая 2015. Архивировано из 5 августа 2017 года.
- Загорульский Э. М. . — Мн. : БГУ, 2001. — С. 38.
- Рудич Т. О. , 2005
- Järve et al., Shifts in the Genetic Landscape of the Western Eurasian Steppe Associated with the Beginning and End of the Scythian Dominance, Current Biology (preprint), Posted: 6 Mar 2019,
Литература
- Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. — М. : Центрполиграф, 2003.
- История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. — изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Кишинёв : Elan Poligraf, 2002. — С. 22—24. — 360 с. — ISBN 9975-9719-5-4 .
- Магомедов Б. В. . — Люблин: Университет Марии Кюри-Склодовской , 2001. — (Monumenta Studia Gothica. Tom I). — ISBN 83-227-1762-8 . (недоступная ссылка)
- Магомедов Б. В. Черняховская культура Северо-Западного Причерноморья. — Киев, 1987.
- Проблемы изучения черняховской культуры, в сборнике: Краткие сообщения Института археологии, в. 121, М., 1970.
- Рафалович И. А. Данчены. Могильник черняховской культуры III-IV вв. н.э.. — Кишинёв, 1986.
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — 1981.
- . — М. : Издательство Академии наук СССР, 1960. — (Материалы и исследования по археологии СССР. № 82). (недоступная ссылка)
- James P. Mallory. Chernoles Culture // Encyclopedia of Indo-European Culture. — Fitzroy Dearborn, 1997.
Ссылки
- Черняховская культура / Рикман Э. А. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Обломский, А. М. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов
- 2021-04-18
- 1