Западное христианство
- 1 year ago
- 0
- 0
Восточнопротестантское христианство (или восточнореформатское христианство ) — термин, охватывающий ряд разнородных протестантских христианских конфессий , которые развились со второй половины XIX века за пределами территорий, охваченных средневековыми («западными») протестантскими движениями, известными как Реформация . Часть восточнопротестантских церквей возникла в результате раскола православных и древних восточных церквей ( доэфесских и древневосточных православных ) и по этой причине в различной степени сохраняет элементы восточного христианства . Другая часть возникла, когда существующие протестантские церкви полностью или частично переняли восточнохристианские литургические обряды. Некоторые другие являются результатом реформирования православных верований и практик, вдохновленных учениями западных протестантских миссионеров . Некоторые восточные протестантские церкви находятся в общении с аналогичными западными протестантскими церквями . Однако между различными восточными протестантскими церквями не существует универсального общения . Это связано с разнообразием политических взглядов, практик, литургий и ориентаций конфессий, подпадающих под эту категорию, как это наблюдается и в западном протестантизме.
Церковь Мара Фомы берет свое начало в реформационном движении ( объединявшей христиан апостола Фомы западно-сирийского обряда ) во второй половине XIX века. В то время Индия была частью Британской империи, а Маланкарская церковь находилась в общении с Сирийским православным патриархатом Антиохии . Одновременно с этим в Южную Индию прибыли англиканские миссионеры из Англии, ставшие преподавателями церковной семинарии и осуществившую перевод Библии на малаялам . Вдохновленные учениями миссионеров и впитав от них идеи протестантской Реформации , несколько священников под руководством Авраама Малпана инициировали церковные реформы, которые не были встречены тепло. Последовавшие за этим судебные разбирательства закончились в 1889 году решением в пользу патриаршей фракции. Фракция реформаторов же объявила себя независимой церковью. На сегодняшний день Сирийская церковь Мара Фомы имеет 11 архиереев, 1149 священников и более миллиона мирян . Сохраняя многие из сирийских высоких церковных практик, Церковь Мара Фомы по своей доктрине реформирована: в частности, здесь используется реформированный вариант литургии апостола Иакова , многие части которой написаны на местном языке. Церковь Мара Фомы находится в полном общении с Англиканским сообществом и поддерживает дружеские отношения со многими другими церквями .
Общество англиканства восточного обряда (SERA) — организация, основанная в 2013 году и нацеленная на продвижение установления восточного обряда в Англиканском сообществе на базе разработанной ею «англо-православной божественной литургии» (основанной на литургии святителя Иоанна Златоуста ) .
охватывает лютеранские церкви, которые используют в литургии византийский обряд . Он уникален тем, что основан на восточно-христианском обряде, используемом Восточной Православной Церковью , и включает в себя теологию Богослужения ( нем. Gottesdienst), содержащуюся в Формуле мессы — основном своде лютеранских литургий на Западе .
На крайнем севере Скандинавского полуострова проживают саамы , часть из которых исповедуют форму протестантизма, называемую апостольским лютеранством или лестадианством (по имени его проповедника Ларса Леви Лестадиуса ). В России лестадианцы связаны с Церковью Ингрии , но, поскольку лестадианство считается межконфессиональным движением, среди прихожан имеются как лютеране, так и православные. Православные лестадианцы известны в России как ушковайзет .
Украинская лютеранская церковь (УЛЦ), ранее называвшаяся Украинской евангелической церковью Аугсбургского исповедания, — лютеранская церковь византийского обряда, базирующаяся в Украине . Церковь включает в себя 25 общин, насчитывающих более 2500 членов. Духовенство обучается в Свято-Софийской украинской лютеранской духовной семинарии в Тернополе . УЛЦ является членом Конфессиональной евангелическо-лютеранской конференции (CELC), всемирной организации лютеранских церковных организаций одинаковых убеждений .
Ассирийская евангелическая церковь — ближневосточная церковь, которая получила церковную независимость в 1870 году благодаря усилиям пресвитерианской миссии в Персии . Её первыми прихожанами стали этнические ассирийцы , прежде составлявшие паству Ассирийской церкви Востока и её ответвлений, либо Сирийской православной церкви .
Армянская евангелистская церковь образовалась вследствие попыток реформировать Армянскую Апостольскую церковь . Реформаторы находились под влиянием миссионеров Американского Совета уполномоченных по иностранным миссиям, прибывших в Османскую империю в начале XIX века и издавших Библию в турецком переводе .
Инициатором реформ стал Григор Пешдималджян , руководивший на тот момент школой подготовки армянского апостольского духовенства под патронажем Константинопольского патриархата Армянской апостольской церкви . Именно в этой школе возникло общество под названием «Пиетистский союз», члены которого организовывали собрания по изучению Библии . Они начали поднимать вопросы о противоречиях между библейскими истинами и практикуемыми Армянской Апостольской церковью обрядами . Союз, как видно из названия, пропагандировал пиетизм , которого, по их мнению, была лишена их церковь .
Патриарха Матевос был против любых реформ и отлучил членов союза от церкви . Этот раскол привёл к образованию 1 июля 1846 года в Константинополе Армянской евангелистской церкви . К 1850 году новая церковь получила официальное признание со стороны османского правительства . На сегодняшний день армянские евангелические общины существуют на Ближнем Востоке и в диаспоре .
Индийская евангелическая церковь Святого Фомы — евангелическая епископальная деноминация, базирующаяся в индийском штате Керала . Оно возникло в результате раскола Сирийской церкви Мара Фомы в 1961 году. Приверженцы верят, что все необходимое для спасения и праведной жизни дано в Библии. Церковь занимается активной евангелизацией. Штаб-квартира этой церкви находится в городе .
Ассирийская пятидесятническая церковь — пятидесятническая христианская конфессия, возникшая в 1940-х годах среди ассирийцев Ирана и распространившаяся среди ассирийцев в Ирака , Турции и Сирии . Богослужение проводится на новоарамейском языке . Большинство ее членов — потомки прихожан Ассирийской церкви Востока и ее ответвлений, либо Сирийской православной церкви . Эта деноминация входит в братство ассамблей Бога .
Восточная церковь верующих (ранее — Церковь верующих) — христианская конфессия, уходящая корнями в пятидесятничество , с центром в индийском штате Керала . В 2003 году церковь добилась, чтобы индийские англиканские епископы рукоположили ее основателя К. П. Йоханнана в сан епископа. С тех пор эта деноминация переняла некоторые элементы восточно-христианского богослужения и практики, такие как использование помазанных святых масел, при этом оставаясь верной принципу sola scriptura . В 2017 году ее название было официально изменено на Верующая Восточная церковь, дабы «лучше выразить свои связь с православной традицией» .
Евангелическая церковь Румынии — одна из восемнадцати официально признанных религиозных конфессий Румынии . Церковь возникла между 1920 и 1924 годами усилиями румынских православных богословов Думитру Корнилеску и Тудора Попеску .
Перевести Библию на современный румынский язык диакона Корнилеску побудила молдавская княжна Калимаки. Переводя Послание к Римлянам , Корнилеску заинтересовался концепцией личного спасения. К тому времени, когда он завершил перевод, он уже был убеждённым евангелистом . Впоследствии Корнилеску служил диаконом у Тудора Попеску в Бухаресте . Через некоторое время Попеску, под влиянием Корнилеску, обратился в евангельское христианство. Постепенно у них появилось значительное число последователей, в том числе среди священников Румынской православной церкви . Они поставили под сомнение многие православные обычаи, которые считали небиблейскими. Тудора Попеску называли румынским Мартином Лютером за его попытки реформировать Румынскую православную церковь .
Румынская православная церковь лишила Тудора Попеску духовного сана, а Думитру Корнилеску был вынужден покинуть страну . В 1939 году евангельские христиане Румынии основали Христианско-евангелическую церковь, протестантскую деноминацию западного образца, сформировавшуюся под влиянием Плимутских братьев , и добились её официального признания в 1946 году. Последователи Попеску, называемые «тудористами», изначально примкнули к ней, но между двумя группами возникли разногласия, в первую очередь в вопросе крещения младенцев (тудористы, как и православные, считали его необходимым). В 1989 году тудористы откололись от Христианско-евангелической церкви, основав Евангелическую церковь Румынии .
Евангелическая православная церковь (ЕПЦ) — христианская конфессия, сочетающая евангелический протестантизм с чертами восточного православия , объединившая в 1979 Питером Э. Гиллквистом и его соратниками, желавшими восстановить христианство в его примитивной форме. С момента своего основания ЕПЦ искала различные способы получения апостольского преемства , включая безуспешный визит к Константинопольскому патриарху . Наконец, в 1987 году патриарх Антиохийский Игнатий IV позволил создать в составе Антиохийской православной архиепископии Северной Америки евангелическо-православную миссию, состоящую примерно из двух десятков приходов. В 1995 году, однако, миссия была полностью интегрировала в архиепископию .
«Пентай» — термин, используемый в амхарском и тигринья для обозначения христиан-евангелистов в Эфиопии и Эритрее . На это движение оказало влияние господствующее православное христианство этих стран, а также пятидесятничество . Поскольку протестантизм является относительно новым явлением в Эфиопии, большинство пентаев — это бывшие христиане-нехалкидониты . Многие из этих групп описывают свою религию как православную в культурном отношении, но протестантскую по доктрине. Община оценивает своё количество в 16 500 000 членов . В Эфиопии пентаи могут составлять до 19% населения, в Эритрее же они — незначительное меньшинство .