Interested Article - Неорационализм
- 2021-09-06
- 2
Неорационализм — течение в европейской философии науки , которое является реформацией классического рационализма . Создателем неорационализма принято считать Гастона Башляра , французского философа и искусствоведа, хотя также есть множество других философов, таких как en , Эмиль Мейерсон , Жан Пиаже и другие философы, в том числе и критического рационализма , которые теоретически тоже могли быть отцами-основателями неорационализма.
История
Появление этого течения в 20-х — 40-х годах XX века обусловлено кризисом классического рационализма. Причиной этого кризиса стали изначальные ошибки классического рационализма, абсолютизировавшего научное познание, в частности утверждавшего неизменяемость научных понятий и выводов. Последним ударом по уже и так хрупкой теории классического рационализма стала знаменитая теория относительности Альберта Эйнштейна , которая меняла понятия и выводы классической механики Ньютона. Время, которое у Ньютона было абсолютным, стало относительным и зависящим от скорости объекта, а скорость света , которая, согласно Ньютону, должны была складываться со скоростью его источника, стала абсолютной и независящей от скорости источника света.
В результате кризиса классического рационализма появились философские течения, релятивизирующие научное познание, такие как философский релятивизм, онтологический релятивизм, лингвистический релятивизм и постпозитивизм. Поборники классического рационализма пытались либо отстоять классический рационализм, либо переделать его и привести в соответствие с действительным положением дел в науке, физике в частности. Среди пытавшихся переделать классический рационализм наиболее заметны когнитивные постпозитивисты, такие как Поппер , Лакатос , Лаудэн и др. Признавая, что наука не привязывает своих понятий к опыту, утверждая, что она принципиально погрешима, любая теория будет рано или поздно опровергнута и что она периодически меняет метод обоснования своих теорий , они пытались все же защитить особый эпистемологический статус науки, найти критерии, отличающие ее от не науки.
Поппер для этого изобрел фаллибилизм , суть которого — требование принципиальной проверяемости утверждений научной теории опытным путем. Например, утверждение, что море волнуется, потому что Нептун сердится, невозможно проверить опытным путем, значит — это не наука. Поппер утверждает, что хоть наука и не дает истины (принципиально погрешима) и не дает надежного и неизменного обоснования для своих теорий, но отличается от не науки все же тем, что делает обоснованный выбор между теориями на предмет их большей близости к истине: «Я говорю о предпочтительности теории, имея в виду, что эта теория составляет большее приближение к истине и что у нас есть основания так считать или предполагать» .
Еще одна попытка переделать классический рационализм, приведя его в соответствие феноменам реальной науки, принадлежит представителям школы неорационализма, в центре которой стоит французский философ Башляр. В большинстве своих позиций эти философы совпадают с постпозитивистами даже не когнитивными, а социальными. Они отрицали независимость добытых разумом истин от социокультурных подтекстов. В той или иной формулировке признавали попперианскую опровержимость научных теорий, «постоянную принципиальную проблематичность рационального познания» и т. п. Вслед за Куайном признавали, что научные понятия никак не привязаны к опыту . Но при этом башляровские неорационалисты претендовали на то, что они все-таки защищают особый эпистемологический статус науки, ее принципиальное отличие от всего, что не есть наука. В этом контексте они говорили об адекватности научных теорий, понимая под ней соответствие выводов теории фактам.
Примечания
- Popper Karl. Realism and the Aim of Science. London, N. Y.: Routledge, 1983. P. 18 — 24, 131—146
- Lacatos Imre. Mathematics, Science and Epistemology. : University Press. 1978. P. 3 — 23
- Поппер К. Реализм и цель науки//«Современная философия науки», Логос, 1996, С.94.
- от 1 июня 2016 на Wayback Machine Энциклопедии & Словари
Литература
- H. С. Автономова . // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- / Н. С. Автономова // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987;
- Киссель М. А. Судьба старой дилеммы: рационализм и эмпиризм в буржуазной философии 20 века. М., 1974;
- Федорюк Г. М. Французский неорационализм. Ростов-на-Дону, 1983.
- Визгин В. П. . — М.: Институт философии РАН, 1996. — 263 с. — ISBN 5-201-01893-9
- Lecourt D. Pour une critique de l’epistemologie (Bachelard, Canguilhem, Foucault). P., 1972;
- Bachelard. Colloque de Cerisy. P., 1974;
- Tiles M. Bachelard: Science and Objectivity. Cambr., 1984;
- Actualités et posterités de Gaston Bachelard. P., 1997.
- 2021-09-06
- 2