Interested Article - Благословение
- 2021-12-19
- 1
Благослове́ние ( греч. εὐλογία , лат. benedictio) в религиозном смысле — славословие , которое человек возносит Богу , воздавая Ему хвалы за Его неизречённую благость («Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь») или же пожелание успеха, счастья, долголетия в адрес другого человека . Является многозначным термином.
В Библии записано « Возлюбил проклятие — оно и придёт на него. Не восхотел благословения — оно и уйдёт от него » ( Пс. ), то есть речь здесь идёт о том человеке, который не пожелал пребыть в благости и благодати Божьей.
Благословение — ответ наставника на просьбу (например, христианского монаха к игумену ) о дозволении на какое-либо действие, — модель поведения, которую позже применяли к Богу .
Авраамические религии
Христианство
Католичество
В латинском обряде Римско-католической церкви всегда имеет смысл призывания благодати Божией на людей, предметы или определённые действия, в частности:
- Осенение крестным знамением верующих. Совершается священником или епископом в конце мессы и иных богослужений со словами « Во имя Отца и Сына и Святого Духа ».
- Призывание священником Божией благодати на начало какого-либо дела, так священник может благословить перед путешествием, началом учёбы.
- Благословение предметов как культового, так и бытового назначения (на Западе термин «благословение» в этом значении соответствует восточному термину «освящение») — воды , крестов, икон, жилища. Благословение некоторых предметов может входить в состав других богослужений, например, на Пасхальной службе благословляются пасхальный огонь и зажигаемая от него пасхальная свеча .
- Исторически тексты благословений римского обряда собирались в отдельной книге, называемой « бенедикционалом ». Исключение составляли благословения, входившие в состав других богослужений; они публиковались в миссале , вместе с остальным текстом службы. В 1984 году был издан последний по времени бенедикционал ( De benedictionibus ).
Православие
- Благословение (восхваление) Бога, совершаемое епископами , священниками или мирянами и сопровождающееся внешним знаком правой (как правило) рукой, которая возлагается сперва на лоб , потом на живот , на правое и левое плечо человека, изображая через это крестное знамение . Действо необходимо для того, чтобы человеку, просящему посредством священника чего-либо у Бога Господь Сам дал благословение. Таким образом Бог благословляет человека через то, что человек сам сначала благословляет Бога. Именно такая модель используется в Библии. У греков священник при благословении говорит: О Кириос , то есть «Господь» . Это сокращённый вариант ответа: « Господь благословен » . В современной греческой традиции десница лишь простирается в сторону благословляемого.
- Возглас священника или архиерея , которым начинается богослужение. Различаются возгласы: литургийный (« Благословенно Царство …»; им же начинаются чин крещения и чин венчания ), Всенощного бдения и Утрени (« Слава Святей …») и обычный (« Благословен Бог наш всегда ныне и присно …»; перед остальными богослужениями).
- Осенение крестным знамением верующих, совершаемое одной ( священником ) или двумя (епископом) руками в именословном перстосложении в определённые моменты богослужения с возгласом « Мир всем » и иными.
- Благословение колива и некоторых других предметов.
- В речевом обиходе также обозначает дозволение священноначалия к совершению того или иного действия. Благословением патриарха, Синода, епархиального архиерея строятся и освящаются храмы, начинаются священнодействия.
Протестантизм
В протестантизме упор делается не на то, что благословение — это только лишь «пожелание благ», а на то, что благословение — особенное состояние жизни человека, которое Бог даёт своим детям. Состояние это характеризуется успехом в духовной жизни (сторонники «евангелия процветания», в том числе харизматы, добавляют — и в материальной), общим благополучием, прозрениями в духовные истины, скрытые в Библии, умением применить истины Писания в повседневной жизни на благо принимающих Благую Весть.
Иудаизм
Браха в иудаизме — молитвенное пожелание успеха, счастья, долголетия человеку. Обычай благословлять людей ведёт начало из глубокой древности и, вероятно, основывается на том благословении, которое Бог, согласно Библии, дал иудейским прародителям ( Быт. , Быт. ). Иудейские патриархи перед смертью торжественно благословляли своих детей и потомков ( Быт. ). Что касается обряда благословения, то у евреев он состоял в поднятии правой руки (или обеих рук) и в возложении их на голову благословляемого ( Быт. ; Лев. ). Такой же видимый знак употреблял и Иисус Христос, когда благословлял детей ( Мк. ) и всех учеников при Своём вознесении на небо ( Лк. ). Символом благословения в каббале является буква бет
- Аароново благословение — благословение от евреев, принадлежащих к роду священников. Благословение проводят от древности до наших дней в соответствии с текстом Чис. исключительно на еврейском библейском языке « Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! ». Перед этим потомки священников снимают обувь, моют руки , накрываются , возносят руки и разводят пальцы рук, благословляя.
Ислам
Баракат в исламе . Благословением начинает день мусульманин и сопровождает повседневные дела. Обычно слово барака («благословение»), наряду со словами саля́м алéйкум («мир вам»), входит в повседневные взаимные приветствия жителей мусульманских стран. Чтение первой су́ры Корана Аль-фáтиха также рассматривается верующими как благословение.
Индуизм
Индуистские пуджи («богослужения») обычно имеют одну из важнейших целей — привлечь благословения на участников этих ритуальных действий. Для этого используются мантры, служения со светильниками ( аарти ) у ликов Вишну и его аватар, а также Лакшми, Шивы и других дэвов.
Буддизм
В буддизме как благословенное рассматривается бытие, лишённое страстей и ненависти. Благословляют буддисты словами на санскрите сарва мангалам («да будет благо всем»). Существуют обряды (прежде всего это чтение сутр — Слова Будды), призванные призвать благословение на участвующих в этих обрядах.
В национальной обрядности
У славянских народов никакое важное событие семейного или хозяйственного характера не могло состояться без благословения священника и отца-матери, или хозяина в хозяйстве.
Особенно важную роль играет благословение в свадебной обрядности, которое в ней повторяется несколько раз и все в очень торжественной форме. Первое благословение происходит обычно в доме жениха, когда к нему приходят старосты, чтобы потом идти сватать девушку. На Уманщине это благословение так происходило:
«Мать берёт хлеб, застромляемо у него кусочек соли, а отец поднимает со стены образы. Оба они становятся у стола, или посреди комнаты, или садятся так, чтобы отец был справа, а мать слева. Парень становится перед ними на колени и говорит отцу:
— Благословите, отец!
— Благословите во второй раз!
— Благословите в третий раз!
Отец каждый раз отвечает:
— Пусть тебя Бог благословит! И крестит его образом.
Парень каждый раз встаёт, целует образ и отца в руку, а отец и мать целуют его в голову. Затем они меняются местами и отец берёт хлеб, а мать образ, и церемония повторяется снова трижды.
Иногда образ кладут на стол, а благословят хлебом». (Мф. Укр. ЭВН., НОШ. XIX, 153).
См. также
Примечания
- от 12 августа 2021 на Wayback Machine « греч . εὐλογία; лат . benedictio — пожелание либо получение особой благосклонности Божией для отдельной личности или общности людей посредством соответствующих слов или символических жестов; по отношению к Богу — одна из составляющих религиозного почитания. Принимая во внимание сущностную зависимость твари от Творца, благословение представляет собой основную сакральную категорию религии. В церковной практике термин благословение может также употребляться по отношению к предметам в значении, близком к слову освящение »
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- Петровский А. В. // Православная богословская энциклопедия . — СПб. : Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1901. — Т. 2. — Стб. 652. «Благословение употребляется как синоним согласия духовного наставника с намерением пасомого или же его поручения сделать за послушание то или другое. Такое благословение является основной формой пастырского руководства. Не делать ничего без благословения — добродетель послушания. Монах должен следовать благословению своего духовного отца в любых своих действиях»
- Петровский А. В. // Православная богословская энциклопедия . — СПб. : Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1901. — Т. 2. — Стб. 652. «Благословение — пожелание либо получение особой благосклонности Божией для отдельной личности»
- Газета от 13 июня 2010 на Wayback Machine , Основы веры. Православный взгляд на церковное благословение. Дудченко Андрей, священник, 17.01.2005
- (неопр.) . Дата обращения: 16 апреля 2016. Архивировано из 25 апреля 2016 года.
- Зоар , от 2 августа 2012 на Wayback Machine
- Вавилонский Талмуд , Сота 38 а
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- Петровский А. В. // Православная богословская энциклопедия . — СПб. : Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1901. — Т. 2. — Стб. 652.
Ссылки
- от 12 августа 2021 на Wayback Machine — статья на сайте pravenc.ru православной энциклопедии
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- 2021-12-19
- 1