Interested Article - Арлекин
- 2020-10-30
- 1
Арлекин , Арлеккино ( итал. Arlecchino , фр. Arlequin) — персонаж итальянской комедии дель арте , второй дзанни ; самая популярная маска итальянского площадного театра. Представляет северный (или венецианский) квартет масок, наряду с Бригеллой (первым дзанни), Панталоне и Доктором . Также Арлекин является персонажем повести-сказки « Золотой Ключик, или Приключения Буратино », здесь он кукла и партнёр Пьеро по сцене.
Описание
- Происхождение: уроженец Бергамо ( Ломбардия ) , переехавший в поисках лучшей доли в богатейший город — Венецию .
- Занятие: слуга ( дзанни ).
- Костюм: крестьянская рубаха и панталоны , обшитые разноцветными заплатками — кусками ткани в форме ромбов . Костюм очень красочный; преимущественно жёлтый, но встречаются куски разных цветов — зелёный, голубой и красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком или, позже, бубенчиками . На поясе — кошель или деревянный меч . Обут в очень лёгкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.
- Маска: чёрная полумаска с длинным носом . Лоб и брови нарочито выделены, с чёрными взъерошенными волосами. Пухлые щёки и круглые глаза указывают на его обжорство .
- Поведение: Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как Бригелла, потому легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с улыбкой. Он лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, он обжора и бабник, но при этом учтив и скромен. И если Бригелла вызывает восхищение своей ловкостью, то Арлекин должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям.
Предыстория
Имя Арлекина происходит от имени озорного «дьявола» или «демона» французских народных театрализованных мистерий страстей Христовых . Слово происходит от старофранцузского herlequin, hellequin и впервые упомянуто у Одерика Виталия в «Церковной истории» ( Historia Ecclesiastica , XII век) . Он рассказывает историю о монахе, которого преследовала армия демонов, когда он ночью странствовал по побережью Нормандии . Этих демонов возглавлял гигант в маске с дубинкой, и они были известны как familia herlequin . Эта средневековая французская версия германской Дикой охоты , Mesnée d’Hellequin , была связана с английской фигурой Herla cyning («хозяин-король»; нем. Erlkönig). Эллекин изображался как чернолицый посланник дьявола, бродящий по сельской местности с группой демонов, преследующих проклятые души злых людей в ад. Внешний вид Эллекина объясняет традиционные цвета красно-черной маски Арлекина.
По одной из версий, Эллекен — это одно из имен Одина , по другой — Херлом был король бриттов ( др.-англ. Herla Cyning), по-третьей — Арлекин связан с немецкой балладой о Лесном или Ольховом короле ( Erlkönig , где ольха — это Erle ), а по четвертой — Арлекин это выродившийся образ Геркулеса .
В XIII веке его упоминает в «Игре о беседке» Адам де ла Аль , а в XIV веке — Данте в « Божественной комедии » (XXI песня Ада), где Аликино ( итал. Alichino) — один из бесов.
История
Псевдоним Арлекино ( Arlecchino ) выбирает себе актёр Тристано Мартинелли, в начале XVII века игравший при дворе итальянки Марии Медичи , второй жены короля Франции Генриха IV . Этого персонажа также называли Труффальдино , Пасквино, Меццетино, Табарино (по именам актёров, его игравших).
Довольно быстро Арлекин становится неотъемлемым персонажем французского театра. В году он появляется в комедии Алена-Рене Лесажа « », в 1720 году становится героем комедии Пьера де Мариво « » ( Arlequin poli par l’amour ). На рубеже XVIII—XIX веков во Франции возникли арлекинады, где Арлекин из слуги превратился в центральное действующее лицо .
Неизменными атрибутами внешнего облика Арлекина становятся курточка и штаны с орнаментом из разноцветных треугольников либо ромбов (который также получает название « »), чёрная маска , закрывающая лицо, остроконечная шляпа-треуголка , воротник- жабо и палка-дубинка.
В XX веке самым известным исполнителем роли Арлекина стал . В классической традиции комедии дель арте Солери играл эту роль всю жизнь. Начиная с 1947 года он сыграл около 2,2 тысячи представлений в спектакле режиссёра Джорджо Стрелера « Арлекин, слуга двух господ ».
Интерпретации образа
В изобразительном искусстве
В XVIII веке Арлекин обычно предстаёт вместе с другими персонажами комедии дель арте — художников привлекала тема бродячих комедиантов, а также отношения Арлекина и Коломбины и контраст весёлого, динамичного персонажа с печальным и более статичным обликом Пьеро . Арлекин чаще всего возникал на картинах художников, которых волновала тема театра — в первую очередь, это Антуан Ватто и Эдгар Дега . Поль Сезанн драматизировал образ Арлекина, запечатлев его в красно-чёрном в своих картинах « » и « Пьеро и Арлекин » (1888—1890).
В начале XX века образ Арлекина и его подруги Коломбины стал одним из ключевых в творчестве русского художника- мирискусника Константина Сомова . Объединяя в себе темы театра, флирта и эпохи рококо , Арлекин появляется на многочисленных гуашах и акварелях художника, включая такие работы, как « » (1907), « » (1912 и 1921), «Влюблённый Арлекин» (1912), «Галантная сцена» (1918) и иллюстрации к « Книге маркизы » (1907 и 1918).
В музыкальном театре
В 1900 году в Санкт-Петербурге на сцене Эрмитажного театра состоялась премьера балета Мариуса Петипа на музыку Риккардо Дриго « ». Роль Арлекина исполнил Александр Ширяев .
В 1910 Арлекин вновь появляется в одноактном балете Михаила Фокина « Карнавал » на музыку одноимённого фортепьянного цикла Роберта Шумана , сценография и костюмы Льва Бакста . Роль весёлого Арлекина, выступающего соперником меланхоличного Пьеро за сердце Коломбины , исполнял сам Фокин. Балет многократно исполнялся по всему миру в антрепризе « Русских сезонов » Дягилева и нашёл отражение в европейском изобразительном искусстве. По мотивам спектакля в 1986 году был снят фильм-балет « Карнавал » (редакция Константина Сергеева ).
В 1917 году Арлекин стал главным героем одноактной оперы Ферруччо Бузони « » — премьера состоялась в Цюрихском оперном театре .
В русской литературе
В русской литературе образ Арлекина использует Александр Блок в стихотворении «Свет в окошке шатался» (1902) и в пьесе «Балаганчик» (1906) .
Арлекин — один из героев книги Алексея Толстого « Золотой ключик, или Приключения Буратино » и её экранизаций: кинофильма Александра Птушко « Золотой ключик » (1939), мультфильма Иванова-Вано « Приключения Буратино » (1959), диафильма 1953 года и двухсерийного музыкального телефильма Леонида Нечаева « Приключения Буратино », ставшего в СССР особенно популярным. И в сказке и экранизациях Арлекин является куклой и партнёром Пьеро по сцене. Вместе с другими куклами он терпит издевательства и унижения Карабаса-Барабаса. Именно Арлекин должен был, не желая этого, надавать в пьесе Карабаса-Барабаса подзатыльники Пьеро. В конце сказки Арлекин вместе со всеми куклами перешёл к Буратино в театр «Молния».
Другое
В 1975 году с исполнения песни « Арлекино », за которую она получает гран-при фестиваля « Золотой Орфей », начался взлёт карьеры Аллы Пугачевой .
Образ женщины-Арлекина ( Харли Квинн ) появляется в американском мультсериале « Бэтмен » (1992), который находит свое развитие в многочисленных продолжениях, в том числе и в фильме « Отряд самоубийц » (2016).
В 2023 году образ Арлекина и наряды из тканей с стали ключевыми в весенней коллекции от-кутюр Armani Privé модельера Джорджо Армани .
Галерея
-
Арлекин, с гравюры XVIII в.
-
Актёр Т. Визентини с маской Арлекина, М. де Лятур (XVIII в.)
-
Арлекин, гравюра Дж. М. Мителли (XVII в.)
-
Тристано Мартинелли в роли Арлекина (XVII в.)
-
Рисунок к пьесе «Арлекин, галантный посланник» (1685)
-
Арлекин, статуэтка XVIII в.
-
Пьеро и Арлекин , картина П. Сезанна (1888)
-
Бродячие комедианты , картина Ф. Гойи (1793)
-
Арлекин и Коломбина , картина Д. Д. Ферретти (XVIII в.)
-
Арлекин — крестьянин , картина Д. Д. Ферретти (XVIII в.)
См. также
В честь его назвали одну из агрессивных форм болезни ихтиоз — ихтиоз Арлекина .
Примечания
- (неопр.) . Дата обращения: 30 декабря 2018. 30 декабря 2018 года.
- ↑ (неопр.) Дата обращения: 30 декабря 2018. 17 июня 2020 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 30 декабря 2018. 26 декабря 2018 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 30 декабря 2018. 30 декабря 2018 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 30 декабря 2018. 30 декабря 2018 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 30 декабря 2018. 30 декабря 2018 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 30 декабря 2018. 30 декабря 2018 года.
Литература
- Бачелис Т. Гамлет и Арлекин. М.: , 2007 . — 576 с. — ISBN 978-5-7784-0344-4
- А. К. Дживелегов, «Итальянская народная комедия», Москва, 1954.
- Арлекин // Сказочная энциклопедия / Составитель Наталия Будур. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 25. — 608 с. — 5000 экз. — ISBN 5-224-04818-4 .
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890. — Т. II. — С. 115.
- 2020-10-30
- 1