Interested Article - Три единства
- 2020-04-10
- 1
Триединство ( классические единства, Аристотелевы единства ) — правила драматургии , которых придерживался классицизм XVII—XIX в. (см. Классическая драма ), опираясь на некоторые пассажи « Поэтики » Аристотеля .
Формулировка
Правила представляли собой следующие три жёстких ограничения:
- Единство действия — пьеса должна иметь один главный сюжет , второстепенные сюжеты сводятся к минимуму.
- Единство места — действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.
- Единство времени — действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.
Такова интерпретация европейского (прежде всего французского) классицизма, впервые чётко выдвинутая аббатом д’Обиньяком в 1657 году (в свою очередь, французы ориентировались на итальянских теоретиков XVI в., таких, как Юлий Цезарь Скалигер ).
Никола Буало в своём « » сформулировал триединство так:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечёт.Оригинальный текст (фр.)Qu’en un lieu, en un jour, un seul fait accompli
Tienne jusqu'à la fin le théâtre rempli .Перевод Э. Линецкой
Французы возвели в абсолют также идею о том, что пьеса должна состоять из 5 действий («актов»), делящихся на сцены.
Реальные положения Аристотеля
В действительности Аристотель:
- предписывал как желательное в трагедии только единство действия:
[а30] Следовательно, подобно тому, как в других подражательных искусствах единое подражание есть подражание одному предмету, так и сказание, будучи подражанием действию, должно быть <подражанием действию> единому и целому, и части событий должны быть так сложены, чтобы с перестановкой или изъятием одной из частей менялось бы и расстроивалось целое, — ибо то, присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть часть целого
- о единстве времени говорит лишь как о наиболее распространённом в его эпоху для жанра трагедии (в отличие от эпоса ), но не формулирует это в виде правила, к тому же отмечает, что раньше этого отличительного признака не было:
[b9] Итак, эпопея как подражание важным <лицам и поступкам> следовала за трагедией <во всем>, кроме величавого метра, а отличалась от неё единообразием метра и повествовательностью, да ещё объёмом — поскольку трагедия обычно старается уложиться в круг одного дня или выходить из него лишь немного, эпопея же временем не ограничена, в том и разница; впрочем, первоначально и это в трагедиях и эпосах делалось одинаково .
- о единстве места не говорит вообще ничего.
Следствия
Из таких жёстких ограничений следовал ряд типичных особенностей классицистской пьесы; в частности, действие разворачивалось обычно в одной семье, а кульминационные события (вроде сражений или гибели героев), как правило, происходили вне сцены, и о них рассказывал «вестник» (например, гибель Ипполита в « Федре » Расина ). Исключения (вроде смерти Федры в той же пьесе) были особо выделены. Буало был против сражений и смертей на сцене; это противоречило представлению о катарсисе (очищении чувств).
Рецепция и критика
Во французской драматургии отказ от трёх единств (драматургия Гюго ) знаменует переход от классицизма к романтизму (см. Романтическая драма ). В английской, голландской и немецкой драматургии XVIII в. французские требования никогда не принимались без колебаний, так как отсутствовали в ренессансной и барочной драме XVI—XVII в. (в частности, у Шекспира ). Джон Драйден критиковал Шекспира за то, что в своих хрониках он укладывает 30-летний период в двухчасовое представление, но в конце концов признавал его «несравнимым» за умение преодолевать единства. На условность единств указывал Сэмюэл Джонсон ; из английских авторитетов эпохи классицизма последовательно за триединство стоял только Александр Поп . Во Франции Шекспир считался «диким» и «необразованным» гением, не соблюдавшим классических норм, и его пьесы при переводе на французский одновременно переделывались с учётом трёх единств.
При этом как сторонники трёх единств (Драйден), так и критики их (Гюго) апеллировали к «верности природе».
Триединство в России
Триединство соблюдали русские драматурги XVIII—XIX вв., ориентировавшиеся на французскую драматургию (от Сумарокова до Грибоедова ). В дальнейшем русские авторы, для которых первоочередным был авторитет Шекспира (и созданный по его образцу « Борис Годунов » Пушкина ), игнорировали триединство. Во время работы над «Борисом Годуновым» Пушкин сделал набросок «О трагедии», в котором критикует единства места и времени :
Изо всех родов сочинений самые неправдоподобные (invraisemblables) сочинения драматические, а из сочинений драматических — трагедии, ибо зритель должен забыть, по большей части, время, место, язык; должен усилием воображения согласиться в известном наречии — к стихам, к вымыслам. Французские писатели это чувствовали и сделали свои своенравные правила: действие, место, время. Занимательность будучи первым законом драматического искусства, единство действия должно быть соблюдаемо. Но место и время слишком своенравны: от сего происходят какие неудобства, стеснение места действия. Заговоры, изъяснения любовные, государственные совещания, празднества — всё происходит в одной комнате! — Непомерная быстрота и стесненность происшествий, наперсники… a parte столь же несообразны с рассудком, принуждены были в двух местах и проч. И все это ничего не значит. Не короче ли следовать школе романтической, которая есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства?
Возврат к ним воспринимается как особый архаизирующий приём, воскрешение классицизма (например, они соблюдаются в пьесе Николая Гумилёва «Отравленная туника»).
Примечания
- Дословно: Пусть одно событие, свершившееся в одном месте в один день, до конца держит театр заполненным.
- от 17 мая 2008 на Wayback Machine , перевод М. Л. Гаспарова
- (неопр.) . Дата обращения: 2 августа 2008. 17 мая 2008 года.
- Пушкин А. С. // Полное собрание сочинений: В 10 т.. — Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. — Т. 7. Критика и публицистика. — С. 27—28.
- Синтаксический галлицизм (ср. фр. étant) со значением «Поскольку занимательность — первый закон…»
Литература
- Клейнер И. // Литературная энциклопедия : в 11 т. : т. 4 / Отв. ред. Луначарский А. В. ; Отв. секретарь Бескин О. М . — М. : Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 64—65. — 716 стб. : ил.
- «Три единства» // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 1094—1095. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
- 2020-04-10
- 1