Interested Article - Саариахо, Кайя

Кайя Аннели Саариахо ( фин. Kaija Anneli Saariaho ; 14 октября 1952 , Хельсинки , Финляндия 2 июня 2023 , VIII округ Парижа , Франция ) — финский композитор . Жила и работала преимущественно во Франции.

Очерк биографии и творчества

Училась в Академии Сибелиуса в Хельсинки, в 1980—1982 годах занималась в летней школе во Фрайбурге у Брайана Фернихоу и Клауса Хубера , в 1982 году стажировалась в институте IRCAM . В Париже испытала влияние композиторов- спектралистов .

Сотрудничала с французским писателем ливанского происхождения Амином Маалуфом , американским театральным режиссёром Питером Селларсом (Селларс — постановщик всех её музыкально-театральных сочинений), дирижёрами Э.-П. Салоненом , Ю.-П. Сарасте , М. Летоньей и др., Кронос-квартетом , певицей Д. Апшоу , пианистом Э. Аксом . Жила в Париже. Занималась благотворительностью, в том числе пожертвовала Дому музыки в Хельсинки 1 млн евро на приобретение концертного органа .

Саариахо работала в самых различных жанрах, её перу принадлежат оперы, балет, оратория, оркестровые пьесы, концерты для различных инструментов с оркестром, камерные инструментальные ансамбли и др. Музыка Саариахо по своей тематике и языку интернациональна, зачастую апеллировала к «общечеловеческим ценностям» — в этом смысле типично, что оригинальные заголовки её сочинений — на немецком, французском и (реже) английском языках, при этом этническая (финская) компонента в её музыке и сюжетике почти не просматривается.

В феврале 2021 года у Саариахо диагностировали глиобластому . Скончалась 2 июня 2023 года в Париже в возрасте 70 лет .

Премии и награды

В 1986 году удостоена Кранихштайнской музыкальной премии . Музыкальная премия Северного Совета (2000), премия Рольфа Шока (2001), Премия Гравемайера (2003, за оперу «Любовь издалека»). Медаль Pro Finlandia (2005). Лауреат премии Грэмми (2011 за оперу «Любовь издалека»). В том же году была удостоена премии Леони Соннинг . Polar Music Prize (2013). Премия испанского банковского фонда BBVA (2018). Согласно пресс-релизу фонда, «Саариахо повлияла на современную музыку своей уникальной индивидуальностью и разносторонностью», что она «соединяет миры акустической и электронной музыки» .

Избранные сочинения

  • оперы « Любовь издалека » ( фр. L’amour de loin ; вариант перевода — «Далёкая любовь» , по мотивам виды Джауфре Рюделя ; Зальцбург, 2000), «Адриана-мать» (Париж, 2006), «Эмили» (авторское обозначение «монодрама», об Эмили дю Шатле ; Лион, 2010)
  • балет «Земля» (Хельсинки, 1991)
  • оратория «Страсти Симóновы» (о жизни С. Вейль ; Вена, 2006)
  • оркестровые сочинения, в том числе цикл прелюдий «Над морем» ( Oltra mar , 1999)
  • Грааль-театр , концерт для скрипки с оркестром (1994)
  • Заметки о свете ( англ. Notes on Light), концерт для виолончели с оркестром (2007, первый исполнитель Ансси Карттунен )
  • Истинное чувство человека ( фр. D’om le vrai sens), концерт для кларнета с оркестром (2010, написан для финского кларнетиста)
  • сочинения для голоса и инструментов, в том числе «Грамматика снов» ( Grammaire des rêves , 1989), «За́мок души» ( Château de l'âme , 1996), «Четыре мгновения» ( Quatre instants , 2002), «Мираж» (2007).
  • камерная музыка: трио, струнные квартеты «Нимфея» (1987, на стихи Арсения Тарковского ) и «Terra memoria» (2007; оркестровая версия 2009), « Снега » ( Neiges , 1998) для ансамбля виолончелей, дуэт « Для Луны » ( Oi Kuu , 1990) и др.
  • пьесы для виолончели: «Лепестки» ( Petals , 1988), «Вблизи» ( Près , 1992), « Круговращения и заклинания » ( Spins and Spells , 1997), « Семь бабочек » ( Sept papillons , 2000) и др.
  • Натюрморт ( нем. Stilleben), для магнитной ленты (с использованием текстов Ф. Кафки, П. Элюара, В. Кандинского; 1988)
  • Шесть японских садов ( англ. Six Japanese Gardens), для ударника соло и электроники (1994)

Литература

  • Winterfeldt S. Kaija Saariaho. Berlin: Musikfrauen e.V., 1991.
  • Nieminen R. Kaija Saariaho. Paris: Ircam, 1994
  • Kaija Saariaho. Helsinki: Finnish Music Information Centre, 1995
  • Moisala P. Kaija Saariaho. Urbana: University of Illinois Press, 2009
  • Tissier E. Être compositeur, être compositrice en France au 21e siècle.Paris: Harmattan, 2009
  • Голованёва М. С. Образ Смерти в опере «Эмили» Кайи Саариахо // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сборник статей по материалам III Международной научной конференции 13-14 ноября 2013 года / Гл.ред. — Л. В. Саввина, ред.-сост. — В. О. Петров. — Астрахань: Издательство ШАОУ АО ДПО «АИПКП», 2013. С. 160—168.
  • Схаплок Г. Музыка Кайи Саариахо. Москва: Издательство «Композитор», 2017.

Примечания

  1. ↑ Kaija Saariaho // (нем.)
  2. ↑ Kaija Saariaho // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Pitkänen H., Tiikkaja S. (фин.) // Helsingin Sanomat / под ред. — Helsinki: , 2023. — ISSN ; ;
  4. ↑ — 2023.
  5. (неопр.) . Сайт телерадиокомпании Yleisradio Oy . Служба новостей Yle (20 февраля 2018). Дата обращения: 20 февраля 2018. 20 февраля 2018 года.
  6. (фин.) . Helsingin Sanomat (2 июня 2023). Дата обращения: 2 июня 2023. 2 июня 2023 года.
  7. на сайте финской телерадиокомпании YLE , 14 февраля 2011. (Дата обращения: 14 февраля 2011)

Ссылки

  • (англ.) (фр.)
  • (фр.)
  • (англ.)
  • (в испанской Википедии)

Same as Саариахо, Кайя