Interested Article - Вайшешика

Философия индуизма
Школы
Философы и мыслители

Вайшешика ( санскр. वैशेषिक , IAST : vaiśeṣika , «отличный, выделяющийся») — шестая система (школа) индийской философии ( Миманса , Веданта , Йога , Санкхья , Ньяя , Вайшешика); приписывается мудрецу Канаде (III—II вв. до н. э.) , настоящее имя которого — Улука, прозвище Канада означает «пожиратель атомов». Система получила название от слова «вишеша» («различие» ; «особенность»). Вместе с системой Ньяя мудреца Готамы, самая распространённая в Индии; обе системы довольно долго рассматривались нераздельно, они особенно много занимаются вопросом о познании , из-за чего их длительное время считали логическими системами, хотя их главное значение — философское .

Вайшешика содержит атомистическую теорию: мир, по её учению, происходит из атомов , соединившихся друг с другом по воле высшего существа . Познание же достигается при помощи шести положительных ( бхава ) общих категорий мышления : субстанция, качество, действие, общность, различие и согласие. Седьмая категория — отрицание ( ) . Изложение дано в тексте « Вайсешика-сутры » .

Импульсом системы вайшешика является её враждебное отношение к буддистскому феноменализму . Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии .

Вайшешика и ньяя

Смежной вайшешике системой философии является ньяя . Обе системы ставят перед человеком одну и ту же цель — освобождение индивидуального я. Они считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания, а освобождение — абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности. Однако между ними существуют и некоторые различия, сводящиеся в основном к двум пунктам.

Во-первых, если наяйики признают четыре независимых источника познания — восприятие, логический вывод, сходство и свидетельство, то вайшешики — только два: восприятие и логический вывод, сводя к ним сходство и устное свидетельство.

Во-вторых, наяйики признают шестнадцать категорий, считая, что они исчерпывают всю реальность и включают все категории, принятые в других философских системах; система же вайшешики признает только семь категорий реальности, a именно: субстанция ( дравья ), качество ( гуна ), действие ( карма ), всеобщность (), особенность (), присущность () и небытие (). Категория буквально понимается как объект, обозначенный словом.

Онтология

Философы-вайшешики разделяют все объекты, обозначенные словами, на два класса — бытие и небытие. В класс бытия включается всё, что есть, или все положительные реальности, как, например, существующие предметы, ум, душа и т. д. В свою очередь, класс небытия объединяет все отрицательные факты, например, несуществующие вещи. Существует шесть видов бытия, то есть шесть видов положительных реальностей: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность. Позднейшие вайшешики добавляют к ним седьмую категорию — , которая обозначает все отрицательные факты.

См. также

Примечания

  1. ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Литература

  • Гостеева Е. И. Философия вайшешика. — Ташкент : Изд-во Акад. наук УзССР , 1963. — 208 с.
  • Лысенко В. Г. Атомизм вайшешиков и атомизм Демокрита : Опыт сравнительного анализа // Древняя Индия. Историко-культурные связи [: сб.] / Под редакцией Г. М. Бонгард-Левина . — М.: Наука ; ГРВЛ, 1982. — 344 с. — С.187-201.
  • Лысенко В. Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. — М.: Наука; ГРВЛ, 1986. — 199 с.
  • Лысенко В. Г. Категории вайшешики и лингвистическая традиция Индии // Историко-философский ежегодник, 1998. — М.: Наука, 2000. — 427 с. — С.260-286. — ISBN 5020083607
  • Лысенко В. Г. Универсум вайшешики: по «Собранию характеристик категорий» (англ.) (. — М.: Восточная литература , 2003. — 486 с. — ISBN 5020182524 , ISBN 9785020182523

Same as Вайшешика