Interested Article - Зачатие Богородицы

Икона «Зачатие праведной Анны». XV век.
Музей икон (Рекклингхаузен)

Зача́тие Богоро́дицы ( греч. Ευλληπσις τής 'αγιας και θεοπρομητορος Aννας — зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы ; лат. Conceptio Sanctae Mariae) — праздник Православной церкви , установленный в честь зачатия святой Анной дочери — Богородицы . Празднование совершается 9 (22) декабря . Полное название праздника в богослужебных книгах на церковнославянском языке : Зача́тие святы́я Богопрама́тере А́нны, егда́ зача́т Пресвяту́ю Богоро́дицу ( греч. Ἡ σύλληψις τῆς Ἁγίας Ἄννης, τῆς Μητρὸς τῆς Θεοτόκου, καὶ ἡ ἀνάμνησις τῶν Ἐγκαινίων)

Точное время установления празднование в память зачатия Богородицы неизвестно, однако можно установить временные рамки появления праздника. Учитывая, что уже в VIII—IX веках на праздник были написаны сочинения ( канон Андрея Критского , проповедь Георгия Никомидийского , гомилия ), то, вероятно, праздник имеет древнее происхождение , то есть уже был в первой половине VIII века, это самое раннее свидетельство о данном празднике . В месяцесловах начала V века нет ни одного Богородичного праздника. Рождество Пресвятой Богородицы появилось примерно в VI веке. Зачатие — это праздник меньший и более поздний в сравнении с Рождеством Богородицы, он появился в VII—VIII веках. Византийский император Мануил I в 1166 году отнёс праздник к числу религиозных праздников, когда запрещено работать .

Событие праздника

Благовещение Иоакиму и Анне. Фреска Гауденцио Феррари . 1544—1545. Пинакотека Брера

О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова ( II век ). Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как он «не создал потомства Израилю» , то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела , возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всем мире».

После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима :

И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме.

Протоевангелие Иакова (4:7-8)

После этого Анна зачала, и когда «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Дата зачатия — 9 декабря установлена исходя из того, чтобы она отстояла от даты Рождества Богородицы (8 сентября) на 9 месяцев. Димитрий Ростовский писал: «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев — и родилась без мужа, но это несправедливо» .

Догмат о непорочном зачатии Богородицы

В Католической церкви в 1854 году был установлен догмат , согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей — Анны и Иоакима, но на неё не перешёл первородный грех . Догмат отвергается православием, протестантизмом и другими христианскими течениями.

Праздник Непорочного зачатия отмечается 8 декабря , имеет статус Торжества и является в католическом календаре одним из главных богородичных праздников .

«Святая Анна с младенцем Марией»
(сербская (?) икона)

Иконография

В иконописи изображение зачатия Богородицы представлено в трёх вариантах:

  • Встреча (целование) Иоакима и Анны у Золотых ворот.
  • Богородица изображается попирающей ногами змия:

Внизу иконы, по сторонам её, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростёртыми дланями; под Её стопами изображён шар, обвитый змием, обозначающим диавола , который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную.

  • Святая Анна держит на левой руке Богородицу в младенческом возрасте.

См. также

Примечания

  1. Макаров Е. Е., Ткаченко А. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XIX : « Ефесянам послание — ». — С. 713—715. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9 .
  2. Поселянин Е. от 22 июня 2006 на Wayback Machine
  3. Здесь и далее Протоевангелие Иакова цитируется по тексту на сайте от 20 апреля 2014 на Wayback Machine
  4. .
  5. (неопр.) . Дата обращения: 4 июня 2008. 25 декабря 2008 года.

Литература

Same as Зачатие Богородицы