Interested Article - Кушанское царство

Кушанское царство ( бактр. Κυϸανο Kushano ; др.-греч. Βασιλεία Κοσσανῶν ; санскр. कुषाण राजवंश Кушана раджавамша ; БГС : IAST : Guṣāṇa-vaṃśa ; парф. 𐭊𐭅𐭔𐭍 𐭇𐭔𐭕𐭓 , Kušan-xšaθr ; кит. 貴霜王朝 , Гуйшуан, I III века н. э. ) — основанное кушанами древнее государство на территории современной Средней Азии , Афганистана , Пакистана , Северной Индии ; период расцвета приходится приблизительно на 105—250 годы н. э.

По одной из теорий, Кушанское царство было основано кочевым индоиранским народом тохаров ( кит. юэчжи), пришедшим с территории, на которой сейчас находится Синьцзян-Уйгурский автономный район . Государство имело дипломатические связи с Римом , Персией и Китаем .

Несмотря на то, что на Индийском субконтиненте проживала чуть ли не половина населения Земли (140 из 300 млн человек), его часть, подконтрольная Кушанскому царству, была заселена слабо в сравнении с остальной древней Индией .

Сам факт существования огромной Кушанской империи был осознан историками не ранее середины XIX века . Сведения, сохранившиеся о Кушанской империи — эпизодические, разнородные и противоречивые. Хронология и история восстановлены преимущественно по сохранившимся монетам, китайским летописям (в частности « Хоу Ханьшу » — «История империи Поздняя Хань »), а также отдельным индийским и греческим свидетельствам. По поводу имён царей и хронологии продолжаются споры.

История

Кушанская живопись, Фаяз-тепе , I—II в. н. э., Сурхандарьинская область, Узбекистан, Музей истории народов Узбекистана
Скульптура головы кушанского принца из Халчаяна на территории современного Узбекистана

Основным ядром Кушанского государства первоначально была территория Бактрии , которую после падения Греко-Бактрийского царства начали заселять кочевые племена юэчжи . Как отмечает Л. Боровкова , кочевники не разоряли поселения жителей Бактрии, а «мирно врастали» в структуру их общества. Они довольно быстро восприняли традиции оседлой культуры. В частности, об этом свидетельствуют гробницы представителей знати, открытые советскими и афганскими археологами под руководством Виктора Сарианиди в поселении Тилля-тепе в Северном Афганистане (см. также статью Бактрийское золото ). В I веке до н. э. на территории Бактрии повсеместно снова проводятся новые каналы, создаются целые земледельческие оазисы, строятся города, продолжающие градостроительные принципы греко-бактрийского периода.

Основателем Кушанской империи стал Куджула Кадфиз (丘就却), по китайским сведениям — удельный правитель ( сихоу ) одной из групп юэчжи , кочевавший в окрестностях Гуйшуана (ныне Бекабад , Узбекистан ), который в 20 году подчинил четыре других удельных княжества юэчжи, располагавшихся на территории Бактрии, а затем и владения мелких греческих династов. Кадфизом была занята столица юэчжи — город Ланьши , находящийся на месте городища Шахринау (ныне Таджикистан ).

Гипотетический первый правитель кушан Герай (около 1 30 годов н. э. )
Кушанская монета с изображением императора Канишки I и Будды с надписью греческими буквами «БОДДО»

В 47 году Кушанское царство заручившись лояльностью эллинистического правителя Арахозии (кит. Гаофу ) вступает в вооруженный конфликт с Парфией и расширяет свои владения на территории современного Афганистана. Судя по чеканным монетам того времени Каджула и Герай выступают как соправители, однако Арахозия постепенно поглощается Кушанским царством. В 50-60 гг. Каджула завоевывает индо-скифскую Гандхару (кит. Цзибинь ) и на территории современного северного Пакистана (район Пешавара ).

Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при сыне и преемнике основателя государства (иногда между ними помещается ещё один гипотетический царь Вима Такто , о котором свидетельствует Рабатакская надпись ) — Виме Кадфизе (阎膏珍) или Кадфизе II (правил в 80-103 гг. н.э.). В 85-87 году он присоединил к Кушанской державе значительную часть северо-западной Индии (кит. Тяньчжу ), отняв ее у индо-скифов . Власть кушан достигла Варанаси , где они поставили своего наместника. В результате, Кушанская империя стала одной из крупнейших мировых держав, охватывающей значительную часть Средней Азии, территорию современного Афганистана, большую часть Пакистана и север Индии. В 87 году кушаское посольство было отправлено ко двору китайской империи Хань, но было убито на обратном пути. В отместку в 90 году кушанское войско атаковало Кашгар (кит. Шулэ ) на территории современного Китая , где правил ханьский наместник Бань Чао . На монетах Кадфиза II чаще всего встречается изображение индуистского бога Шивы с быком. Декларируя свою склонность к индуизму , царь, вероятно, стремился укрепить авторитет кушанской династии среди новых подданных.

Статуя Канишки с геральдическими лилиями

Наибольшую известность из числа кушанских правителей получил Канишка I , но по вопросу о времени его правления существуют значительные расхождения среди исследователей. Скорее всего, оно относится к первой трети II века н. э. При нём произошло определённое смещение главного центра Кушанской державы в сторону индийских владений. Столицей был город Пурушапура, современный Пешавар . Канишка известен как покровитель буддизма . Впрочем, на монетах Канишки встречаются не только изображения Будды , но и самых различных божеств — и греческие Гелиос и Гефест , и индоиранские Митра и Вертрагна , и многие другие (поэтому относительно вероисповедания самого Канишки ведутся дискуссии; возможно, что он был зороастрийцем , а не собственно буддистом). Тем не менее, именно благодаря ему утвердилась гандхарская традиция в греко-буддийском искусстве и был проведён Четвёртый буддийский собор .

Кушаны отправляли посольства в Китай и Римскую империю (кушанских послов принимал император Антонин Пий в 138 году ). Поскольку границы кушанских владений на западе непосредственно соприкасались с Парфией , а на востоке — с ханьским Китаем , нередко имели место военные столкновения. Особенно упорной была борьба в Восточном Туркестане в конце I — начале II века н. э., где кушанской армии удалось в конечном счёте остановить ханьскую экспансию.

В III веке н. э. кушаны потерпели поражение в столкновении с Сасанидским государством , пришедшим на смену Парфии. В III веке Кушанское царство начало распадаться.

После падения Кушанской империи наступил длительный период политической раздробленности, продолжавшийся до начала IV в.; в IV веке отмечается некоторое возрождение кушан , но былой славы они уже не достигли. К V веку остатки кушанского мира были разрушены нашествием эфталитов («белых гуннов»), которые продолжили кушанские традиции. Затем стала складываться новая мощная империя — Гуптская .

Происхождение династии Кушан

Кушанский принц, Дальверзин-тепе, I в. н. э., Узбекистан, Музей истории народов Узбекистана

Традиционные версии

Кушанская династия традиционно отождествляется с юэчжи и ираноязычными тохарами (не путать с другим индоевропейским народом, т. н. псевдотохарами ). Некоторые авторы не различают кушанов и эфталитов и воспринимают эти два термина, как синонимы . Юэчжи и тохары признаются ираноязычными народами . Существует версия гуннского происхождения , согласно которой часть гуннов приняла наименование «кушан» . Другие считают кушанов тюркоязычными .

Лингвистическая самоидентификация кушанских правителей

Кушаны были ираноязычны . Рабатакская надпись является историческим памятником и источником по истории кушан. Это надпись на камне на бактрийском языке греческим алфавитом , найденная в 1993 году при раскопках в афганском посёлке Рабатак, недалеко от известного археологического памятника Сурхкоталь . Надпись связана с правлением кушанского царя Канишки и освещает также его генеалогию . Хранится в Кабульском музее.

Тамги кушанских царей

В первой строке надписи о Канишке описывается правление Канишки как эпоха безопасности, справедливости и законности и объявляется, что все боги довольны его правлением. Вторая строчка сообщает, что он выпустил эдикт на греческом и на арийском («αρια») языках. Потом приводится список царей: Куджула Кадфиз , великий прадед, Вима Такто , его дед, Вима Кадфиз , его отец, и сам Канишка . В тексте говорится в частности: "Великий спаситель, Канишка Кушан, Праведный, Справедливый, Автократор, Бог, достойный поклонения, получивший царство от Наны и всех богов, *положивший *начало первому году так, как это нравилось богам. И он *издал *эдикт (по-)гречески, (и) затем переложил его на арийский язык. Затем царь Канишка приказал Шафару каралрангу в этом … создать святилище под названием Б … аб, на *равнине Ка … для этих (9) богов, из которых здесь … *славная Умма занимает первое место: *богиня Нана и *богиня (10) Умма, Аурмузд , (бог) Благотворящий, Срошард, Нараса, (и) Михр .

География

Кушанское царство включало в себя Хорезм ( Узбекистан ), Бактрию (северный Афганистан ), Согдиану ( Таджикистан ), Фергану , Кашгар (западный Китай ), Яркенд , Хотан , Пешавар ( Пакистан ) . Крайним пределом распространения Кушанского царства на юг была река Нармада , а на восток — область Бихар

Языковая ситуация

Как и бактрийцы, кушане пользовались греческим алфавитом с добавлением буквы шо

В Кушанском царстве общались на разных диалектах восточно-иранских языков, таких как сам бактрийский и . Учёные-лингвисты по остаткам надписей определили сам кушанский язык восточно-иранским северной подгруппы , он являлся диалектом языков юэчжи. При этом кушанское письмо было основано на греческом алфавите.

Экономика

Кушаны унаследовали развитое сельское хозяйство Бактрии, основанное на , что благоприятствовало высокой плотности населения, значительная часть которого проживала в городских центрах. Среди городов отчетливо выделяются два типа: города, издревле и постепенно формировавшиеся как крупные центры, и города, построенные под эгидой центральной власти по канонам, сложившимся ещё в греко-бактрийский период. Значительное число городов второго типа показывает, что при кушанах продолжалась активная градостроительная политика.

Большие и малые кушанские города, как ранее существовавшие, так и вновь построенные, образовывали целую систему, связанную дорогами и караванными путями. Объединявшая их развитая внутренняя и внешняя торговля составляла характерную черту Кушанского государства. На одном из первых мест стояли торговые связи с западными странами — с Римской империей и прежде всего с её восточными провинциями. Торговля велась как по суше, так и по морю — через западные порты Индии. Сухопутная дорога шла на север, в Бактрию, и далее в Китай. Кушанские торговцы достигали Александрии Египетской , важнейшего торгового порта на Средиземном море .

В Рим экспортировались пряности, благовония, драгоценные камни, слоновая кость , сахар . Особенно большое значение имела торговля рисом и хлопчатобумажными изделиями. Транзитом из Китая шли шёлк , кожи и другие изделия. Из Рима импортировались ткани, одежды, изделия из стекла и драгоценных металлов, статуи и различные вина. В большом количестве ввозилась золотая и серебряная римская монета, клады которой довольно часто встречаются на территории Кушанской державы. Римское золото использовалось кушанами также для чеканки собственных монет. Об углубленных экономических связях кушан и римлян свидетельствует, помимо прочего, особый тип монет с изображением кушанских правителей на манер римских императоров.

Кушанское правительство получало крупные доходы в результате взимания таможенных пошлин. При раскопках дворца царского наместника в городе Баграме была обнаружена сокровищница, заполненная вещами из Рима, Индии и Китая, которые скорее всего попали сюда в качестве пошлины с проходивших караванов.

Не меньшее значение имел внутренний товарообмен. Внутренняя торговля вела к развитию денежного обращения, хорошо прослеживаемого по находкам кушанских монет. Наряду с золотом кушанские правители в больших количествах выпускали мелкую медную монету, предназначенную для розничной торговли. Имеются сведения о том, что кушанский царь считался владыкой гаваней, рудников и таможен.

Внутренняя структура

Буддист в кушанском облачении. Матхура, II век

Кушанская держава представляла собой централизованное государство во главе с «царем царей», личность которого иногда обожествлялась. Кушанские правители стремились создать особый династийный культ, посвящая ему специальные храмы. Глава государства опирался на разветвленный административный аппарат, в котором существовало множество рангов и градаций. Известны титулы великих сатрапов, просто сатрапов, наместников, «начальников границ» и некоторые другие. С ослаблением центральной власти, особенно в результате неудачных для Кушанского царства войн, роль и значение правителей отдельных областей возрастали, что в результате повлияло на распад единой державы. Городами, возможно, также управляли царские наместники.

Наиболее сложен вопрос о социальной структуре Кушанской империи. Основной производственной единицей в сельском хозяйстве являлась сельская община налогоплательщиков. Вместе с тем здесь существовали и крупные централизованные хозяйства, принадлежавшие храмам и крупным собственникам. Можно предполагать, что в этих хозяйствах значительную роль играл рабский труд . Скорее всего, формы эксплуатации в кушанском обществе были весьма разнообразны, включая различные варианты рабского и крепостного состояния.

Культура

Сидящий на троне Майтрея с кушанским последователем. II век, Гандхара

Кушанское царство испытало большое влияние эллинистической культуры. В частности, кушанское письмо было основано на греческом алфавите с добавлением одной оригинальной буквы Þ ( шо ) для обозначения фонемы /ш/.

Буддизм при кушанах в широких масштабах проникает в Бактрию и в некоторые области Средней Азии. Это объясняется не только тем покровительством, которое кушанские цари оказывали буддизму. Наставником царя Канишки был Ашвагхоша . Именно в кушанском Пешаваре был проведен Четвёртый буддийский собор , выделивший махаяну из более древней хинаяны. Возросшая его популярность связана с ролью буддизма как идеологии, близкой и понятной в первую очередь городскому населению, численность которого в Кушанском государстве была весьма велика. Буддизм выработал новый взгляд на личность, проповедовал равенство людей, по крайней мере в духовной области. Утвердившийся при Канишке вариант буддизма значительно упростил «путь к спасению», поскольку успех зависел не только от собственных усилий, но и от помощи бодхисаттв , среди которых оказались иранские ( Амитабха — Будда Белого Света) и греческие ( Ваджрапани , имеющий черты Геракла ) божества. Также в пантеон буддизма вошел грядущий мессия будда Майтрейя . Все это способствовало превращению буддизма в подлинно массовую религию, популярную как у рядовых горожан, так и в среде городской верхушки.

Вместе с тем, увлечение буддизмом не привело к вытеснению местных народных культов и зороастризма . Продолжали сооружаться монументальные храмы огня и небольшие домашние святилища, в которых центральное место занимал алтарь для возжигания священного пламени.

Характерной чертой кушанской культуры является тесная связь с городами и распространение урбанизированной культуры в сельской местности.

В кушанской архитектуре, скульптуре и живописи определённое отражение и преломление нашли три художественные традиции. Прежде всего это весьма древние традиции бактрийской культуры с её большими достижениями в области монументальной архитектуры. Вторым важнейшим компонентом было греческое искусство, глубокие корни которого в Бактрии определялись как значительным числом греко-македонских колонистов, так и проникновением эллинистических традиций в местную среду. Наконец, третьим компонентом было искусство Индии.

В кушанской архитектуре, как свидетельствуют раскопки, внешняя монументальная парадность дворцовых и храмовых комплексов сочеталась с пышностью внутреннего убранства. Живописные и скульптурные композиции последовательно и с большой детализацией развёртывали на стенах храмов и дворцов религиозные сцены и групповые портреты членов царской семьи в окружении воинов и слуг.

Правители

Кушанское царство (ок. 15 — 250 Р. Х.)

Средняя Азия, Афганистан, Сев.-Зап. Индия, Вост. Туркестан.

Стол. Пурушапура (н. Пешавар).

  • 1. Куджула Кадфиз I (Киоцзюцю) (ок. 15 — 65).
  • 2. Вима Кадфиз II (Яньгаочжэнь), сын (ок. 65 — 78).
  • 3. Ерке хан I (ок. 78 — 101 или 2 — 23 эры Канишки).
  • 4. Васишка, сын (ок. 101—106).
  • 5. Хувишка, брат (ок. 106—138).
  • 6. Ерке Хан II (ок. 138—150).
  • 7. Васудева I (ок. 150—180).
  • ок. 180 распад на мелкие владения. Династия Канишки правила в Пурушапуре
  • до ок. 250 Р. Х.
  • 8. Ерке хан III (ок. 190).
  • 9. Васудева II (По Тао) (ок. 230) .

См. также

Монета римского императора Траяна , найденная вместе с монетами Канишки в буддистском монастыре. Оракзай , современный Пакистан

Примечания

  1. ↑ Falk, Harry. 2001. "The yuga of Sphujiddhvaja and the era of the Kuṣāṇas." Silk Road Art and Archaeology VII , p. 133.
  2. Turchin, Peter; Adams, Jonathan M.; Hall, Thomas D (December 2006). . Journal of World-Systems Research . 12 (2): 222. ISSN . Архивировано из 20 мая 2019 . Дата обращения: 12 сентября 2016 . {{ cite journal }} : Неизвестный параметр |deadlink= игнорируется ( |url-status= предлагается) ( справка )
  3. Taagepera, Rein (1979). "Size and Duration of Empires: Growth-Decline Curves, 600 B.C. to 600 A.D.". . 3 (3/4): 132. doi : . JSTOR .
  4. Кушанское царство // БРЭ. Т.16. М.,2010.
  5. Андроновская культура // БРЭ. Т.1. М.,2005.
  6. Массагеты // БРЭ. Т.19. М.,2011.
  7. Иссык // БРЭ. Т.12. М.,2008.
  8. Аржан // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  9. Кангюй // БРЭ. Т.12. М.,2008.
  10. Айртам // БРЭ. Т.1. М.,2005.
  11. Бактра // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  12. Бактрия // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  13. Дахма // БРЭ. Т.8. М., 2007.
  14. Аджина-тепе // БРЭ. Т. 1. М., 2005.
  15. Дальверзин-тепе // БРЭ. Т. 8. М., 2007.
  16. Канишка // БРЭ. Т. 12. М., 2008.
  17. .
  18. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии (краткий очерк). — Москва: Мысль, 1973. — С. 113. — 558 с.
  19. Рахманалиев Р. . — Москва: Рипол Классик. — С. 32. — 1530 с. — ISBN 9785386008475 . 7 апреля 2022 года.
  20. Петухов Ю. Д., Нина Ивановна Васильева Н. И. . — Москва: Вече, 2007. — С. 76. — 392 с. 7 апреля 2022 года.
  21. . — Изд-во АН УзССР, 1955. — С. 104. 7 апреля 2022 года.
  22. / А. М. Малолетко. — Изд-во Томского университета, 2005. — С. 237.
  23. Клейн Л. С. // Stratum plus. Археология и культурная антропология. — № 2 . — С. 178—187 . — ISSN . 7 апреля 2022 года.
  24. Ahmad Hasan Dani, B. A. Litvinsky. . — UNESCO, 1996. — С. 119. — 569 с. — ISBN 9789231032110 . 7 апреля 2022 года.
  25. Летифова Э. М. . — Алтай, 1999. — С. 30. — 109 с. 7 апреля 2022 года.
  26. Закиев М. З. . — Инсан, 2003. — С. 98. — 495 с. — ISBN 9785858403173 . 7 апреля 2022 года.
  27. ↑ от 12 декабря 2009 на Wayback Machine // Журнал «Вокруг Света»
  28. Симс-Вильямс Н. Новые бактрийские документы // Вестн. древ. истории. — 1997. — № 3. — С. 3—10.
  29. [ от 22 июля 2022 на Wayback Machine КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО КУШАНСКОГО ЦАРСТВА]
  30. (неопр.) . Дата обращения: 22 июля 2022. 22 июля 2022 года.
  31. Правители Мира. В. Эрлихман . 2009.

Литература

  • Зеймаль Е. В. Кушанская хронология (материалы по проблеме). — М. : Наука, 1968. — 186 с.
  • Грантовский Э. А . О восточноиранских племенах кушанского ареала // Центральная Азия в кушанскую эпоху. Т. 2. М., 1975
  • Шеркова Т. А. Египет и Кушанское царство (торговые и культурные контакты) / отв. ред. Б. А. Литвинский . — М. : Наука (ГРВЛ), 1991. — 192 с. — 1200 экз. — ISBN 5-02-017088-7 .
  • Боровкова Л. А. . — М. : Институт востоковедения РАН, 2005. — 312 с. — ISBN 5-89282-265-6 .
  • Берзин А. .
Государства Древней Индии (средний исторический период)
Период: Север Юг Пятиречье

VI век до н. э.
V век до н. э.
IV век до н. э.

III век до н. э.
II век до н. э.

I век до н. э.
I век


II век
III век
IV век
V век
VI век
VII век
VIII век
IX век
X век
XI век


















( Империя Ахеменидов )
( Македонская империя )






()

Same as Кушанское царство