Сохранившиеся греческие сказания — не старше XVI века, славянские сказания зафиксированы письменно не ранее XV века
.
Согласно одному из сказаний, в IX веке во время царствования императора
Феофила
с целью спасти икону от
иконоборцев
образ был опущен в море женщиной, проживавшей около города
Никея
. Через два века монахи грузинского
Иверского монастыря на Афоне
увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом.
Преподобный
Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в главный храм монастыря, но утром она была обнаружена
над воротами
обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали
Вратарницей
, или
Привратницей
, а от имени обители —
Иверский монастырь
— она получила наименование
Иверская
. Первоначально икона находилась снаружи, в
киоте
непосредственно над входом, однако позднее была помещена в часовню, находящуюся у ворот монастыря, в которой она пребывает и сегодня
.
В XVI веке икона была украшена чеканным серебряным
окладом
работы грузинских мастеров
. Оклад оставляет открытым только лики Богородицы и Богомладенца.
Предание
По преданию, возвещенному преподобным
Нилом Мироточивым
посмертно в XIX веке, перед концом света
Афон
погрузится в пучину страстей. Тогда икона таким же чудесным образом, как явилась, покинет Святую Гору
. Это будет одним из предзнаменований скорого
Второго Пришествия Спасителя
и знаком для святогорцев уходить с Афона
.
Дни празднования
во вторник
Светлой седмицы
(переходящее празднование) — обретение первообраза в море у горы Афон;
23 апреля (
6 мая
) — второе обретение древнейшего московского образа (списка) иконы в 2012 году, когда произошла его передача
Историческим музеем
Русской православной церкви (ныне список находится в
Новодевичьем монастыре
)
;
в некоторых календарях дополнительно указывают 31 марта (
13 апреля
), возможно, это связано с переходящей датой вторника
Светлой седмицы
: по преданию, первое явление иконы в море монахам Афонского монастыря произошло во вторник Светлой седмицы, пришедшийся в том году на 31 марта, по другим данным — на 27 апреля
.
Современные исследования
Современные исследователи датируют Иверскую икону так: профессор
Афинского университета
Панайотис Вокотопулос (
греч.
Παναγιώτης Βοκοτόπουλος) — первая половина XI века
, профессор истории искусств
университета Инсбрука
Томас Штеппан (
нем.
Thomas Steppan) — начало XII века
; академик
Никодим Кондаков
— XII век
.
Иверская часовня в Москве
В
1669 году
копию принесенного с Афона списка Иверской иконы поместили при триумфальных Неглиненских (
Воскресенских
) воротах Китай-города. Для иконы был сделан небольшой деревянный навес, позднее вместо него воздвигли часовню
. В
1791 году
часовню перестроил архитектор
Матвей Казаков
. После разорения
1812 года
восстановлена как памятник победы над
Наполеоном
.
В
1929 году
часовню разобрали, а в
1931 году
снесли Воскресенские ворота. В 1994—1995 годах часовня и ворота были восстановлены (автор проекта — архитектор О. И. Журин).
По восстановлении Иверской часовни в 1995 году из Иверского монастыря на Афоне была прислана новая копия хранящейся там чудотворной иконы Богоматери Вратарницы. Ежедневно раз в два часа с восьми часов утра до восьми вечера в часовне совершаются
молебны
с чтением
акафиста Пресвятой Богородице
. Служит всё московское духовенство поочерёдно. Этот новый образ уже прославился многими чудесами
.
Монреальская Иверская икона
— список Иверской иконы Божией Матери, написанный в
1981 году
на
Афоне
греческим монахом Хризостомом. По многочисленным свидетельствам, икона непрерывно
мироточила
в течение 15 лет. В
1997 году
её хранитель
Иосиф Муньос
был убит, а икона бесследно исчезла.
Моздокская Иверская икона — список Иверской иконы Божией Матери, подаренный в начале XIII века Осетии-Алании святой
царицей Тамарой
.
Святой Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский, будучи очевидцем широкого почитания Моздокского образа, сравнивал его влияние на просвещение народов Кавказа с апостольской проповедью: «Икона — Апостол. Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение Апостола»
.
(неопр.)
Дата обращения: 30 мая 2021.
3 июня 2021 года.
(неопр.)
Дата обращения: 30 мая 2021.
16 октября 2020 года.
Гора Афон. Образы Святой Земли / идея проекта: В. Семёнов, иеромонах Иустин Симонопетрит; ред.-сост. А. Лидов. — М.: Индрик, 2011. — С. 70.
(неопр.)
Дата обращения: 2 ноября 2020.
8 ноября 2020 года.
(неопр.)
.
Патриархия.Ru
(6 мая 2012).
Дата обращения: 19 июня 2018.
19 июня 2018 года.
Vokotopoulos P. L.
Note sur l'icône de la Vierge Portaitissa // Zograf. — Beograd, 1996. — Vol. 25. — P. 28; idem. ῾Η εἰκόνα τῆς Παναγίας Πορταΐτισσας τῆς ῾Ιερᾶς Μονῆς ᾿Ιβήρων // ῞Αγιον ῎Ορος. Θεσσαλονίκη, 2001. — Τ. 1: Θύση-Λατρεία-Τέχνη. — Σ. 83—88.
Steppan T.
Überlegungen zur Ikone der Panhagia Portaitissa im Kloster Iwiron am Berg Athos // Sinnbild und Abbild: Zur Funktion des Bildes. — Innsbruck, 1994. — Bd. 1. — S. 23—49
Кондаков Н. П.
. — СПб., 1902. (репринт М., 2004). — С. 166—167. Табл. XVII, 2.
Кондаков Н. П.
от 25 февраля 2019 на
Wayback Machine
. — Т. 2. — С. 216.
↑
Мокеев Г. Я.
(неопр.)
.
Русское воскресение
.
Дата обращения: 19 июня 2018.
15 июня 2018 года.
Акафист Божией Матери пред иконою Ее «Моздокская» / По благословению Высокопреосвященного Зосимы, архиепископа Владикавказского и Аланского. —
М.
: Пересвет, 2015. — С. 3. — 1,5 п. л. с.
Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова, том 2 / ССоставление и общая редакция А. Н. Стрижев. —
М.
: Паломник, 2006. — С. 504-505. — печ. л. 40 с. с. —
ISBN 5-87468-122-1
.
Тальберг Н. Д.
Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской просиявших. В каких нуждах каким иконам надлежит поклоняться. — Репринтное воспроизведение издания. —
СПб.
: Вера, 1997. — С. 298-299, 313-314, 473.
Тимошина Л. А.
Дело о приезде монахов афонского Иверского Успенского монастыря в 1647 г. в Москву //
Каптеревские чтения
8. —
М.
, 2010. — С. 42-64 .
Волкова М.
(неопр.)
.
Православие.ru
. Сретенская духовная семинария Русской православной церкви (26 октября 2018).
Дата обращения: 26 октября 2018.
26 октября 2018 года.