Ли, Джим (художник)
- 1 year ago
- 0
- 0
Васубандху ( санскр. वसुबन्धु ; IAST : Vasubandhu ; кит. 世親 Шицинь; яп. 世親 , Сэсин ; кор. 세친 , Сечхин ) — индийский философ — энциклопедист, буддийский монах , основавший вместе со своим старшим братом Асангой школу Йогачара . Васубандху — один из самых значительных мыслителей, внёсший огромный вклад в дальнейшее развитие буддизма .
Васубандху родился в Гандхаре в семье брахмана . Он был современником Чандрагупты I , отца Самудрагупты , что говорит о том, что он жил в 4 веке нашей эры . Имя Васубандху означает «Родственник Изобилия» .
Он попал в монастырь Сарвастивады ( Вайбхашика ) , где изучал Абхидхарму по своду Махавибхаши . Не удовлетворённый обучением, он решил собрать материалы по Абхидхарме самостоятельно и написал в стихах трактат Абхидхармакоша , снабдив его своими комментариями. В трактате содержится детальный обзор предмета, а также критика отдельных положений Махавибхаши с позиций школы Саутрантика , с учителями и представителями которой он активно общался .
Во время работы над Абхидхармакошей Васубандху путешествовал по разным городам и монастырям. Встретившись со своим учителем , он отрицательно высказывался о Махаяне , считая трактат своего брата Асанги о системе Йогачара слишком громоздким, и даже посмеивался над её сложностью. Он и Асанга являются членами «Шести украшений» или шестью великими комментаторами учения Будды .
Притворившись больным, Асанга вызывает Васубандху в Пурушапуру, где тот вопрошает его о махаянском учении, после чего немедля постигает его превосходство над буддизмом Хинаяны . Освоив очень быстро это учение, Васубандху раскаивается в своих прежних « грехах » против Махаяны и едва не решается отрезать себе за них язык, но Асанга предлагает ему более эффективный способ «покаяния» — использовать свой орган речи на пользу «Великой Колеснице». Васубандху принимает этот совет и после смерти Асанги пишет комментарии ко многим махаянским сутрам и собственные трактаты. Изучая Махаяну, он написал комментарии на Акшаяматринирдеша-сутру и на Даша-бхумику. Затем он занялся детальным описанием фундаментальных основ Йогачары и написал большое количество сочинений.
Васубандху завершает свои дни в Айодхье в возрасте 80 лет.
Большое влияние на развитие дальневосточного буддизма оказали его трактаты «Тридцать строф» (Тримшика, Trimśikā) и далее «Двадцать строф» (Вимшатика, Vimśatikā) , кроме того он написал, в частности:
Некоторые современные буддологи сомневались, что такое огромное количество сочинений мог написать один человек, и предполагали существование двух Васубандху — одного из школы Саутрантика и одного из школы Йогачара . Однако тщательное исследование литературы опровергает эту гипотезу — найден, в частности, анонимный трактат Абхидхарма-дипа (Abhidharma-dīpa) , критикующий Абхидхармакошу, из которого ясно, что Васубандху — единый автор всех книг.
После написания Абхидхармакоши Васубандху обрёл большой авторитет и покровительство двух царей династии Гупта — Викрамадитья и Баладитья, которые, предположительно, соответствовали царям Скандагупта ( 455 — 467 ) и Нарасимхагупта ( 467 — 473 ). В биографиях Васубандху подробно рассказывается, как он многократно побеждал в интеллектуальных спорах с эрудированными и искушёнными представителями разных школ и получал от царей большие призы — так царь Чандрагупта II наградил его 300 тыс. золотых монет за победу над школой самкхья .
Став очень богатым, Васубандху использовал деньги для открытия новых монастырей. Один монастырь он открыл для представителей Махаяны , один — для своих старых коллег из школы Сарвастивада , а также женский монастырь. Он поддерживал монастыри разных школ, занимался активной благотворительной деятельностью и после смерти был признан Бодхисаттвой, некоторые школы считают его вторым Буддой.
В традиции китайской школы Чань , Васубандху является двадцать первым патриархом от самого Будды.
Биографы дают о жизни Васубандху противоречивые сведения. Наиболее полной биографией считается китайская Посоупаньдоу Фаши Цзюань («Биография мастера Васубандху»), переведённая на китайский Парамартхой ( 499 — 569 ) , содержащая также полулегендарные сведения и не лишённая противоречий. Другой китайский источник — Си Ю Цзи («Путешествие на Запад»), составленный Сюаньцзаном ( 600 — 664 ).
Сюань Цзан «уточняет» повествование Парамартхи: Абхидхарма-коша была составлена не в Айодхье, а в Пурушапуре, тогда как обращение Васубандху его братом Асангой состоялось, напротив, не в Пурушапуре, а в Айодхье; прежним учителем Васубандху был не , но из школы Саутрантика ; наконец, смерть Васубандху произошла не после смерти Асанги, а до неё.
Имеется также информация в тибетских источниках, в частности, Таранатха и Будон упоминают о его жизни в своих сочинениях.
Васубандху прожил около восьмидесяти лет, в датировке его жизни мнения учёных расходятся. По крайним оценкам, он жил с 270 по 350 или с 420 по 500 , однако теория о двух разных Васубандху не выдерживает критики.