Interested Article - Садху
- 2020-10-04
- 1
Са́дху ( санскр. साधु , IAST : sādhu) — термин , которым в индуизме и индийской культуре называют аскетов , святых и йогинов , более не стремящихся к осуществлению трёх целей жизни индуизма: камы (чувственных наслаждений), артхи (материального развития) и даже дхармы [ привести цитату? 1621 день ] (долга) [ привести цитату? 1621 день ] . Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) посредством медитации и познания Бога . Садху часто носят одежды цвета охры , которые символизируют отречение.
Этимология
Санскритские термины IAST : sādhu («добродетельный человек») и IAST : sādhvī («добродетельная женщина») используются по отношению к личностям, которые отреклись от мира и сосредоточились на духовных практиках.
Слова происходят от санскритского корня IAST : sādh , который означает «достичь цели», «сделать прямым», или «возыметь силу над чем-то». Тот же самый корень используется в слове садхана ( IAST : sādhana), которое означает «духовная практика».
Садху в современной Индии
Обычно садху — это монахи, отрёкшиеся от мира и отказавшиеся от материальных наслаждений. Они живут в пещерах, лесах или храмах по всей Индии .
Простые люди часто называют садху баба́ . На многих индийских языках слово баба означает отец или дядя. Иногда к баба прибавляется уважительный суффикс джи — бабаджи .
По данным на 2007 год , в Индии насчитывалось от 4 до 5 млн садху. В современной Индии им оказывается большое уважение, люди почитают их за святость и часто боятся их проклятий. Считается, что своими аскетическими практиками ( тапасом ) садху сжигают как свою карму , так и карму общества в целом. Многие люди, видя в этом их пользу обществу, помогают им пожертвованиями. Почтительное отношение к садху, однако, не является в Индии повсеместным. Как в историческом, так и в современном контексте, на садху часто смотрели несколько неодобрительно, особенно в среде городского населения. На сегодняшний день, в особенности в популярных местах паломничества, многие нищие, притворяясь садху, зарабатывают таким образом себе на жизнь.
Натхи — йогины, преимущественно шиваиты , самый большой из йогических орденов.
Нага-бабы — это живущие обнажёнными садху с бородами и большими дредлоками .
Агхори — это категория садху, которые живут в компании с духами, часто на кладбищах, шмашанах . В индуизме существует огромное количество путей к Богу, путей духовного самовыражения, которым и следуют различные группы садху.
Религиозные течения
Садху вовлекаются в разного рода духовные практики. Одни практикуют суровые аскезы , а другие — сосредотачиваются на молитвах, повторении мантр или медитации .
Существует два основных течения среди общества садху: Садху- шиваиты — аскеты, посвящающие свою жизнь Шиве , и садху- вайшнавы — преданные Вишну и его аватарам , таким как Рама и Кришна . Малочисленной группой по сравнению с двумя другими являются садху- шакты , преданные богини Шакти , божественной женской энергии, женской ипостаси Бога. В этих основных течениях существует множество более мелких течений и групп, которые следуют определённым философским школам или традициям, сампрадаям .
Самая большая шиваитская сампрадая называется дашанами — «десять имён»; во время церемонии духовного посвящения, садху этой сампрадаи принимают одно из десяти имён. Считается, что эта шиваитская сампрадая была основана индуистским философом VIII века Шанкарой , хотя не имеется полной и достоверной информации о возникновении этой сампрадаи. Вайшнавская сампрадая садху с самым большим количеством последователей, одновременно являющаяся самой большой сампрадаей садху в современной Индии, — это Рамананди , которая, предположительно была основана средневековым учителем бхакти (преданности Богу) по имени Рамананда .
Шиваитские садху известны как санньяси , или те, кто отвергли мирскую жизнь, тогда как вайшнавы называют себя вайраги или отречёнными. Данные термины отражают различные мировоззрения двух групп: философия шиваитского аскетизма и отречения, во многом, более сурова и радикальна, чем вайшнавская.
В мировоззрении шиваитских аскетов ключевую роль играет полное отвержение мира и посвящение себя достижению освобождения из круговорота сансары . В то время как вайшнавы предпочитают оставаться вовлечёнными в общество не-садху, осуществляя служение обществу из сострадания.
Хотя садху, как правило, оставляют свою касту после инициации, их происхождение оказывает влияние на те секты, в которые они вступают; определённые аскетические группы, такие как данди в группе дашанами, состоят в основном из брахманов по рождению, тогда как другие группы принимают в свои ряды членов любой касты.
Существуют также садху-женщины, которые известны как садхви . Часто, женщины, становящиеся на путь отречения, это вдовы , которые живут уединённой жизнью в аскетической обстановке. Многие почитают садхви как проявления Деви . В современной Индии ряд харизматичных садхви, такие как Шри Анандамайи Ма , прославились как религиозные учителя.
Выбор стать садху
Садху становятся немногие. Принятие отречения является четвёртой стадией в жизни индуиста , после прохождения обучения как монах-послушник брахмачари , семейную жизнь грихастхи и стадию подготовки к отречению .
Садху ведут трудный образ жизни. Считается, что садху умерли для себя и официально умерли для Индии как её граждане. Часто садху проходят через особый ритуал, во время которого присутствуют на своих собственных похоронах, после чего они принимают гуру и следуют за ним в течение многих лет, служа ему и перенимая необходимый опыт.
Хотя в классической санскритской литературе индуистской традиции, санньяса , или жизнь в отречении, описывается как четвёртая, конечная стадия жизни, последователи многих течений принимают отречение в юности. Индусы, выросшие в брахманических семьях, в большинстве случаев следуют традиционной системе и, перед тем как стать садху, живут как домохозяева, выращивая своих детей. В редких случаях индусы выбирают жизнь садху, пытаясь избавиться от тяжёлого семейного или финансового положения, оказавшегося для них непосильным.
Перед тем как быть принятыми в ряды садху, кандидаты часто проходят через определённые ритуалы, которые разнятся в зависимости от группы или течения. Обычно, садху получает духовное посвящение от гуру, который даёт ученику новое имя и определённую мантру , которую тот должен повторять как часть медитативной практики. Гуру играет крайне важную роль в аскетических традициях, обычно его почитают на одном уровне с Богом, и служение гуру, даже самое простое, рассматривается как важная духовная практика.
Образ жизни
Крайняя аскетичность жизни садху удерживает многих от следования этому пути. Садху начинают день с обязательного утреннего омовения в холодных горных водах. После этого садху собираются вокруг священного огня и начинают свои ежедневные молитвы и медитацию.
Некоторые садху занимаются целительством, убирают сглаз и раздают благословения на свадьбах . Простым индуистам садху служат повседневным напоминанием о духовной жизни. Обычно садху разрешается бесплатный проезд на общественном транспорте.
Во время фестиваля Кумбха-мела , который проводится раз в три года в различных святых местах паломничества индуизма, огромное количество садху собираются вместе со всей Индии. В 2007 году Кумбха-мела состоялась в Нашике , Махараштра . Миллионы паломников участвуют в этом фестивале, который является самым большим собранием людей на земле.
Садху живут в ашрамах и храмах в больших городах, в хижинах на окраинах деревень, и в пещерах в отдалённых от цивилизации местах в горах. Другие ведут жизнь постоянного паломничества, непрестанно переезжая из одного святого места в другое. Одни садху-гуру живут с одним или двумя учениками; другие — в уединении, или наоборот, в больших общинах. Для одних, играет большую роль отождествления себя как садху, братство с другими аскетами, тогда как другие не придают этому особого значения.
Строгость духовных практик, которыми занимаются современные садху, бывает разных уровней. Помимо очень немногих садху, занимающихся крайне суровыми аскезами — такими как стояние на одной ноге в течение многих лет или выполнение обета молчания в течение десятилетий — большинство садху занимаются простыми духовными практиками, такими как поклонение, хатха-йога , посты и т. п. Для многих садху употребление гашиша и других разновидностей конопли имеет религиозное значение . В частности, курением марихуаны садху традиционно встречают праздник Маха-Шиваратри .
Садху занимают особо важное место в индуистском обществе, в особенности в маленьких городах и деревнях, население которых более строго следует религиозным традициям. Садху дают религиозные наставления и благословляют простых людей, к садху часто обращаются за разрешением споров между отдельными людьми или семьями. Садху также рассматриваются как воплощение божественного, которые олицетворяют истинные ценности человеческой жизни согласно индуистскому мировоззрению: религиозное просветление и освобождение из круговорота рождения и смерти сансары .
Хотя некоторые группы садху имеют собственность, доходы от которой поддерживают их, большинство живут на пожертвования простых людей. Всё чаще повседневными реалиями жизни для многих садху является голод и глубокая нищета.
Галерея
-
Двое садху около храма Пашупатинатха в Катманду , Непал
-
Садху в Пушкаре , Индия. Шиваистская символика.
-
Садху в Катманду на площади Дурбар
-
Садху в Каате Сваямбху, Катманду
-
Садху в Катманду
-
Садху в , Непал
Примечания
- Flood, Gavin . An introduction to Hinduism . — Cambridge: Cambridge University Press , 1996. — p. 92. ISBN 0-521-43878-0
- Arthur Anthony Macdonell. A Practical Sanskrit Dictionary . p. 346.
- Dolf Hartsuiker. от 15 октября 2007 на Wayback Machine .
- Dolf Hartsuiker. 11 октября 2007 года. . Sadhus and Yogis of India .
- Tim Leffel. от 14 марта 2013 на Wayback Machine . GoNOMAD Network.
- (неопр.) . Дата обращения: 2 марта 2011. 17 апреля 2013 года.
Литература
- (1991), , University of California Press , ISBN 0-520-06820-3 , < >
- Indian Sadhus , by Govind Sadashiv Ghurye, L. N. Chapekar. Published by Popular Prakashan, 1964.
- Sadhus of India: The Sociological View , by Bansi Dhar Tripathi. Published by Popular Prakashan, 1978.
- The Sadhu: A Study in Mysticism and Practical Religion , by Burnett Hillman Streeter, Aiyadurai Jesudasen Appasamy. Published by Mittal, 1987. ISBN 0-8364-2097-7 .
- The Way of the Vaishnava Sages: A Medieval Story of South Indian Sadhus : Based on the Sanskrit Notes of Vishnu-Vijay Swami , by N. S. Narasimha, Rāmānanda, Vishnu-Vijay. Published by University Press of America, 1987. ISBN 0-8191-6061-X .
- Sadhus: The Holy Men of India , by Rajesh Bedi. Published by Entourage Pub, 1993. ISBN 81-7107-021-3 .
- Sadhus: Holy Men of India , by Dolf Hartsuiker. Published by Thames & Hudson, 1993. ISBN 0-500-27735-4 .
- The Sadhus and Indian Civilisation , by Vijay Prakash Sharma. Published by Anmol Publications PVT. LTD., 1998. ISBN 81-261-0108-3 .
- Women in Ochre Robes: Gendering Hindu Renunciation , by Meena Khandelwal. Published by State University of New York Press, 2003. ISBN 0-7914-5922-5 .
- Wandering with Sadhus: Ascetics in the Hindu Himalayas , Sondra L. Hausner, Bloomington, Indiana University Press, 2007. ISBN 978-0-253-21949-7
- Naked in Ashes , Paradise Filmworks International — Documentary on Naga Sadhus of Northern India.
Ссылки
- 2020-10-04
- 1