Чуваши на Украине
- 1 year ago
- 0
- 0
Чува́ши (самоназвание — чӑваш , мн. ч. чӑвашсе́м , ед. ч. чӑва́ш ) — народ тюркской языковой семьи , сложившийся на основе древнеземледельческого населения использующего пратюркский в своей основе язык и сместившегося в IX веке в результате изменения климата с Кавказа на Волгу. Коренное население Чувашской Республики ( Россия ). Численность 1,5 млн , из них в России 1 млн 435 тысяч (согласно результатам переписи 2010 года ). В Чувашии проживает больше половины всех чувашей, живущих в России , остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации, наибольшие группы в Казахстане , Узбекистане и Украине .
Чуваши делятся на три основные этнографические группы: верховые чуваши ( вирья́л или тури́ ) — северо-запад Чувашии включающая в себя компонент финно-угорского населения Среднего Поволжья; средненизовые чуваши ( ана́т енчи́ ) — северо-восток Чувашии, согласно генетическим исследованиям, имеет раннетюркские (гуннские); низовые чуваши ( анатри́ ) — юг Чувашии и за её пределами. Язык — чувашский . Является единственным живым представителем булгарской группы тюркских языков. Имеет два диалекта : верховой («окающий») и низовой («укающий»).
Официальное вероисповедание религиозной части чувашей — православное христианство и чувашская традиционная вера , среди чувашей имеется незначительное число мусульман .
Согласно одной из умозрительных гипотез, предки современных чувашей были тюркоязычным кочевым народом, в первом тысячелетии до нашей эры представлявшим собой западное крыло хуннов и проживавшим в Центральной Азии. Ко второму-третьему векам нашей эры осели на Северном Кавказе. В седьмом-восьмом веках с другими булгарскими племенами переместились в Среднее Поволжье , где ассимилировались с уже проживавшими здесь финно-угорскими племенами .
Согласно чувашским легендам и историческим преданиям, предки чувашей переместились с юга, с Кавказа и называли себя суварами и булгарами. Впервые упоминание княжества Сувар встречается в текстах сына правителя Табаристана (855–874 гг.) Ибн-Хордадбэха: «За Дербентом (находятся правители) — правитель Сувара سوفار и Лакза…». Сувары — это древнеземледельческое население, ранее называемое савирами (сабирами), одно время они были союзниками гуннов и двинулись из Западного и Северного Кавказа вслед за смещением на север зоны активного земледелия.
Исторически в культуре чувашей никогда не было юрты и традиционных кочевых обычаев, по многим признакам уклада чуваши народ с древнеземледельческой культурой . Предками сувар в Поволжье были народ сабиры (савиры) на Кавказе. Согласно Стефану Византийскому: «Сапиры (Σάπειρες) народ Понтийской области ныне называемый через β — Савирами (Σαβειρος)». В результате смещения зоны активного земледелия в I тыс. н. э. Сабиры (савиры) Западного Кавказа сместились в Поволжье.
Версия о сибирском происхождении савир (сабир) принадлежит М. И. Артамонову и гипотетически связывается с этнонимом манси-вогул «сипир» . Нет ни одного источника, упоминавшего бы раннесредневековых сабир в Сибири (Ибир-Сибир), зато сабиры (савиры) уверенно локализуются в Дагестане и на Северном Кавказе по письменным источникам с V в н. э. «По мнению филолога Рамстеда (KWb. 362), это название восходит к монгольскому Sibir, означающему “заросль, сырая местность”, откуда происходят и тюркские названия».
Часть территории их проживания на Кавказе входила в государство Сахиб ас-Сарир, а потому на протяжении нескольких веков на Кавказе они могли упоминаться и под политонимом «сариры», а позже, на Волге, под политонимом "булгары". Наиболее позднее употребление этнонима сабир (Säβίr) мы можем встретить у Аль-Мас’уди, который относит их к подданным Хазарского каганата.
Окончательный исход савир с Кавказа произошел лишь в XIV в. Фиксируется этот исход с распространением надгробных памятников 2-го типа в Поволжье из Дагестана. Традиция их использования у чувашей просуществовавшим в Поволжье вплоть до Указа Российского Сената 1749 г. «О преследовании чувашей и других инородцев за переход в магометанство».
Численность чувашей, начиная с присоединения к Русскому государству до распада СССР, постоянно росла. Рост прекратился и началось значительное сокращение чувашского населения в период после 1991 года .
В 1989 году в СССР проживали 1 842 300 чувашей (это пик численности). В 2002 году в Российской Федерации их уже было 1 637 094; в 2010 году их было только 1 435 872. В 2019 году чувашей всего 1 223 395 чел. Согласно переписи 2021 г. чувашей 1067 000 чел.
Чуваши — народ, чей показатель европеоидности 98,3% превышает показатели даже финно-угорских эрзи, мокши и мари.
«…чуваши генетически равноудалены не только от родственных тюркоязычных народов как Поволжья, так и Казахстана и Средней Азии, но и в такой же степени удалены и от неродственных, но географически близких удмуртов и русских. Величины генетических расстояний между чувашами и собственно монголоидами — бурятами и особенно монголами — значительно выше, что свидетельствует о весьма небольшой монголоидной компоненте, сохранившейся у современных чувашей от их булгаро-суварских предков. Генетические данные соответствуют и данным антропологии, выявляющей в составе современных чувашей лишь незначительный процент лиц собственно монголоидного антропологического типа»
Сложный антропологический состав чувашского народа, в котором отчётливо устанавливаются различные антропологические компоненты, свидетельствует о сложности его этнического формирования. Антропология верховых чувашей и низовых чувашей заметно различается. Антропологические данные свидетельствуют об отличном пути формирования северных чувашей по сравнению с южными . Несмотря на эти отличия, в целом, чуваши единый в антропологическом плане народ.
По данным исследования групп крови по системе АВ0, наиболее близкими к чувашам стоят «краснодарские русские», т.е. обрусевшее булгарское население Кубани. Данное исследование говорит о том, что именно с этой группой населения предки чувашей длительное время находились в тесном контакте и переносили общие пандемии. Еще ближе к чувашам в системе АВ0 находятся лакцы.
«Чувашские аллели содержат незначительные инвазии Центрально-Азиатско-алтайских генов. Таким образом, нынешние чуваши, говорящие на языке из Алтайско-тюркской языковой группы, вероятно, более тесно связаны с древней Месопотамией-Хеттами и северными европейскими популяциями, чем с Центрально-Азиатскими-алтайскими народами» (Гены HLA класса в чувашской популяции в европейской части России: примесь Центральноевропейской и Средиземноморской популяций».
Первые исследование антропологических типов верховых чувашей было проведено экспедицией Института антропологии Московского университета под руководством в 1936 г. при участии в Моргаушском , Аликовском , Калининском и Красноармейском районах ЧАССР . Судя по материалам визуального изучения, среди обследованных 63,5 % могли быть отнесены к субуральскому типу , причём почти в половине случаев из этого числа отмечены более или менее выраженные европеоидные черты. Около 21,1 % составляли представители различных европеоидных типов, как тёмноокрашенных, так и русоволосых и светлоглазых. Первые из них преобладали. Всего 5,1 % обследованных можно было отнести к сублапоноидному типу , отличающемуся относительно низким лицом и широким носом. Наконец, 10,3 % наблюдений было отнесено к монголоидным типам и их смешанным с европеоидными формами. Только 1/3 из этого состава, то есть около 3,5 % на всю группу обследованных, могла быть отнесена к относительно «чистым» монголоидным формам. Монголоидность при этом, субуральского типа, появившаяся, вероятно в результате контактов с югрой (манси) на территории Поволжья в средние века. Европеоидные и лапоноидные компоненты среди северных чувашей предположительно связаны с местным населением, состоявшим из различных европеоидных ( Балановская , Фатьяновская культуры) и древних лапоноидных компонентов ( Балахнинская культура и др.) и их смешанных форм ( Абашевская культура и др.).
Длинноголовый монголоидный тип с высоким и широким лицом мог быть занесён на территорию Чувашии осевшими там кочевниками из состава гунно-булгарских племён. Вероятность такого предположения подтверждается тем, что черепа гуннов из Суджинского могильника в Ильмовой пади в Забайкалье, а также из раскопок гунно-аварских погребений в Венгрии, характеризуются как раз таким же длинноголовым монголоидным типом. Иначе трудно объяснить у чувашей в настоящее время присутствие ярко выраженного длинноголового монголоидного типа с большими высотными и широтными размерами лица. Смешение этого типа с европеоидными образует формы, сходные с субуральским типом. Вторичное включение в состав чувашского народа длинноголового монголоидного типа в другом его варианте — «палеосибирском», предположительно тоже связано с составом гунно-булгарских племён.
Антропология низовых чувашей тяготеет к европеоидным группам Среднего Поволжья. Краниоскопический и краниометрический анализ указывает на большую европеоидность южных чувашей по сравнению с северными. Население Батыревского и Яльчикского районов является наиболее европеоидным: более тёмная пигментация, рост выше среднего, большой процент высоких переносий и сильной профилировки лица. Всё это обнаруживает в них выраженные черты понтийского типа . Население Первомайского района от батыревцев и яльчикцев отличается более низким ростом, но, как и они, имеет бóльшую европеоидность по сравнению с верховыми чувашами.
По мнению языковеда Ю. Немета: «…тюркский этноним чăваш (чуваш) идентичен с волжско-тюркским словом živaš (спокойный, скромный, мирный). То же следует сказать и о киргизском родовом названии živaš = чăваш. У нижних кумадинцев есть род чабаш (мирный, миролюбивый, медленный). Все три последних имени принадлежат к одной семантической группе, представляя собой своеобразные прозвища». «Всю совокупность этого подвластного и платившего подати… Золотой Орде и Казанскому ханству мирного земледельческого населения булгары и кипчаки именовали “чувашами”».
«Впервые в документах русской администрации этноним «чюваша» применен к бесермянам в 1511 г. Этноним «чуваша», впервые примененный к современному чувашскому народу, встречается в книге С. Герберштейна «Записки о Московии» (1521 г.)».
Согласно одной из несостоявшихся гипотез, предполагается, что самоназвание чăваш восходит напрямую к этнониму части «булгароязычных» тюрок: *čōš → čowaš/čuwaš → čovaš/čuvaš. В частности, название племени савиров («сувар», «суваз» или «суас»), упомянутое арабскими авторами X в. (Ибн Фадлан), предполагается считать источником этнонима чăваш — «чуваш»: название считается просто тюркской адаптацией названия булгарского «Suvar».
Н. И. Золотницкий приводит этнонимы, которыми называли соседние народы друг– друга: «...луговые Черемисы зовут Татаръ Суас (т. е. Чувашами), а Чувашъ, также как и своих горных единомышленников — курук мари (т. е. горными жителями)». Речь идет о «ясачных татарах», то есть об ассимилированном татарами чувашском (суварском) населении, проживающем в Прикамье. По-видимому, марийское «суас», относимое сегодня к татарам, и «суасламары» (чуваши) есть всего лишь искаженная передача слова «чуваш», так как именно земли севернее нижнего течения Камы назывались ранее «Чувашской даругой». Филолог Н. И. Ашмарин предполагал, что слово суас в этих языках — это заимствованная более ранняя форма этнонима чӑваш .
Существуют работы, в которых упоминается, что мордовские племена называли чувашей ветьке: «Чуваши, которые такоже Чуваша, а по Мордовски Вьедеке называются, свойственное татарам имя удерживают и выговаривают оное Татарам» . В данном случае идет наложение на чувашей древнего предания об обитавших в Алатырском, Ардатовском и Буинском районах двух мордовских племен — кельмаз и ветьке .
Согласно неподтвержденной теории чӑваш — впервые упомянут в китайских хрониках как термин «кюеше» или «цзюеше» в 201 году до н. э., воспринимается как первое упоминание чувашей той частью исследователей, которая считает их потомками покорённых племенами хунну в конце I века до н. э. динлинов . В данный момент эта гипотеза не выдерживает критики по той причине, что в Мешхедской рукописи Ибн Фадлана закралась опечатка, лишняя точка над знаком, в результате чего повсеместно используемый этноним سوار сувар, стал читаться как سوان суван и истолкован, как سواز суваз. Кроме того, исходным материалом данной гипотезы является лишь созвучие слов.
В научном сообществе чувашей считают потомками серебряных булгар . Сами себя исторические предания отождествляют с народом сувар разгромленного монголами: «город Сувар (Сăвар) враги полностью ограбили и сожгли. Поднявших городское население на войну с врагом храброго Пилтепера и его воинов, крепко связав, для четвертования отправили к Патту-хану. На месте прекраснейшего древнего города остались лишь груды камней и золы. Татаро-монголы сопротивлявшихся горожан, каждого девятого из десяти, сожгли на костре, а живых угнали в рабство. Кто не попал в руки врага, перешли через Атǎл (Волга) и Сǎр (Сура) и спрятались в сурских лесах».
Что же касается проблемы булгаро-чувашской этноязыковой преемственности, то в настоящее время её можно считать решённой однозначно и положительно. По крайней мере, все тюркологи-компаративисты, вплотную занимавшиеся этой проблемой, в настоящее время признают чувашский язык единственным живым языком булгарской (или огурской) группы тюркских языков [Pritsak, 1955 Вenzing, 1959, I, 685—694; 695—751; Róna-Таs, Fodor, 1973; Ligeti, 1986; Тekin, 1988; Ceylan, 1997; Róna-Таs, 1999; 2011 и др.] C этим положением вынуждены считаться и казанские коллеги [Хакимзянов, 1978; 1987; 1987, 32—48 и др.], но всегда с различными оговорками.
— Главный научный сотрудник Института языкознания РАН
Лингвисты признают булгаро-чувашскую этноязыковую общность . Однако следует учитывать, что язык народа также подвержен трансформациям и способен полностью смениться другим.
Происхождением чувашского народа профессионально занимались исследователь В. Ф. Каховский. Освещали отдельные исторические аспекты этногенеза Н.А. Ашмарин, А.П. Салмин. Выдвигали свои гипотезы Ю. Ю. Ювенальев , В.В. Николаев и . В работе выявлялись Переднеазиатские черты в традиционной культуре чувашей. А в монографии подробно наиболее полно рассматривался вопрос этногенеза чувашей и его исторический пласт IX - XIII вв.
Исторические источники указывают на историческую преемственность чувашей с народом сабиры ( савиры) , ушедших по Волге на север, вслед за смещением зоны активного земледелия.
Чуваши входили в Казанское ханство и восстав помогли разгромить Казанское ханство князю Московскому Ивану IV. На чувашской киремети - острове Свияжском, чувашские казаки и мурзы присягнули Ивану IV и помогли отстроить крепость Свияжск, обозначенную на карте 1704 г. Николааса Витсена, город Свияжск обозначен как «Swárski». Здесь, согласно чувашским преданиям, в знак союза с чувашским народом князь Московский Иван IV принес в жертву свою белую лошадь. За помощь во взятии Казани Иван IV сделал чувашей "государевыми людьми", а потому среди чувашей практически не было холопов. Во время колонизации края на территории современной Чувашии были построены города-крепости: Чебоксары, Алатырь , Цивильск , Ядрин . В то же время, за народные выступления, из опасения, правительство запретило чувашам и марийцам заниматься металлообработкой
В XVI—XVII веках произошел целый ряд крупнейших народно-освободительных восстаний с непосредственным участием чувашей: в 1571—1573 годах, 1609—1610 годах, 1634 году; бунтовали чуваши и в период крестьянских войн под предводительством С. Т. Разина в 1670—1671 годах и Е. И. Пугачёва в 1774 году. Последствия подавления восстания Екатериной II наиболее негативно отразилось на численности и менталитете чувашского народа.
Причины и последствия политического влияния на процессы научных исследований в области истории и этнологии чувашей нашли отражение в работах В. А. Шнирельмана , , Андреаса Каппелера , .
По своей фонетической структуре чувашский язык занимает особое место среди тюркских , являясь единственным живым языком булгарской ветви . Входит в Волжско-Камский языковой союз .
Обследование двух наборов стословников и установление относительной хронологии генеалогических древ тюркских языков на основе лексико-статистических данных, проведённое А. В. Дыбо , показали, что начало распада пратюркского языка связано с отделением булгарского ( чувашского ) языка от других языков, обычно определяемое как отделение булгарской группы . На обоих генеалогических древах соответствующий первый узел датируется около −30 — 0 гг. до н. э. А. В. Дыбо связывает эту дату с миграцией части хунну из Западной Монголии на запад, через северный Синьцзян в Южный Казахстан , на Сыр-Дарью в 56 г. до н. э.
Первый узел обоих наших генеалогических древ — это отделение чувашского от других языков, обычно определяемое как отделение булгарской группы.
— Дыбо, A. B. — М.: Академия, 2004. — С. 766.
Довольно сильное отличие чувашского языка (и в меньшей степени халаджского ) от других тюркских языков отмечает итальянский историк и филолог . По его словам, чувашский язык не разделяет некоторые из общих характеристик тюркских языков до такой степени, что некоторые учёные считают его независимым членом алтайской семьи , как тюркские или монгольские языки, а объединение чувашского с тюркскими языками было компромиссным решением в целях классификации .
Напротив, один из ведущих российских специалистов в области сравнительно-исторического языкознания народов Сибири, Центральной Азии, Дальнего Востока и Северной Америки, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Центра компаративистики Института восточных культур и античности РГГУ Олег Мудрак считает:
И есть чувашский или булгарский (язык). Это уникальная ветвь внутри тюркских языков . Это самый первый выброс тюркского элемента на запад. Отличается очень сильно лексически, грамматически и фонетически, но является несомненно тюркским языком . Сейчас носители этого языка живут на территории Чувашии. Раньше жили на территории современного Татарстана. Собственно Волжская Булгария и территории с фиксируемым этнонимом булгар и были территориями их пребывания.
— Мудрак О.А , — Лекция, 16 апреля 2009 года, проект «Публичные лекции «Полит.ру»
Согласно чувашской мифологии, мир состоит из трёх частей: верхний мир , средний мир (мир людей) и нижний мир . Каждая часть имела несколько слоёв: три слоя в верхнем, один в среднем мире, и ещё три в нижних мирах.
Земля, согласно мифам, квадратная, причём чуваши живут в её центре. Небосвод посередине поддерживает Мировое древо . С четырёх сторон, по краям земного квадрата, небосвод стоит на четырёх столбах: золотом, серебряном, медном и каменном. На верхушке столбов располагаются гнёзда, в них по три яйца, на яйцах — утки. В каждом углу Земли чуваши помещали богатырей-защитников.
Берега земли омывает океан, причём волны постоянно разрушают берега. Считалось, что конец света наступит, когда край земли дойдёт до чувашей, а также когда исчезнет сам чувашский народ.
Верховный бог Турă, по поверьям, находится в верхнем мире. Также в верхнем мире находятся души не родившихся детей - Пÿлех. После смерти душа праведного покойного переходит по узкому мосту на радугу, а затем и в верхний мир. Ада традиционная вера чувашей не знала, но под влиянием христианства оформились представления о том, что душа грешника падала с узкого моста в нижний мир, где в девяти котлах варились души грешных людей. Слуги шуйтана (персонаж взят из ислама) непрестанно поддерживали под котлами огонь. Герои попадали в нижний мир через щели (дыры), называемые «какӑр».
Основой чувашской культуры, его мировоззрения, является чувашская традиционная вера. Исторически, предки чувашей испытывали влияние различных течений христианства, ислама, иудаизма и зороастризма, в том числе и довольно экзотичных сегодня индуистских течений.
Верховный бог Тура , которого не позволялось изображать в антропоморфном виде. Мир населен духами. Религиозный культ чувашей был неразрывно связан с циклом аграрных праздников и земледельческих работ. Новогодний цикл начинался с "Манкун" в конце апреля. Начало солярного года ознаменовывался праздник « Сурхури » (Сур хури). Потом за неделю до дня весеннего равноденствия наступал праздник начала летнего полугодия «Саварни» (Сăв эрни). Аграрный цикл начинает« Акатуй » (сабантуй у самарских чувашей, Сухати и верховых чувашей) — праздник первой борозды. Названный от христианского Семик (седьмая неделя от Пасхи), Симек ( Семик ) — праздник цветения природы, общественные поминки. После сева хлебов в июне наступал месяц праздников и свадеб « ». Праздник-освящение нового урожая - Чÿклеме проводился в день осеннего солнцестояния.
Ритуальным напитком чувашей считается с молитвами пиво сăра. Существуют разнообразные виды сăра курки — пивных ковшей, основным из которых считается ковш "козьмодемьянского типа" - курка. Хĕр сăри — девичник (букв. девичье пиво) — вечеринка, устраиваемая девушками вскладчину по окончании сельскохозяйственных работ осенью. В ноябре—декабре месяц поминовения к которым готовится обрядовое автан сăри — пиво, сваренное к поминкам. Чуваши часто поминали умерших родственников, так как все неприятности и болезни они приписывали гневу духов умерших.
Ещё Д. Месарош отметил наличие единого бога у чувашей:
Южные чуваши Бога называют Турӑ, северные Торӑ. Относительно понятия Бога у чувашей русская специальная литература до сих пор была в заблуждении. Язычеству или «чёрной магии» она приписывала бесчисленных духов, несмотря на то, добрые они или злые, а также прочие плоды воображения. Со своим неполным знанием языка и предмета туманные названия некоторых болезней тоже воспринимали как названия духов. Различались у них главный Бог (Турӑ) и множество духов нижнего чина.
Под влиянием ислама в чувашских сказках и мифологии появляется шуйттан. Появление этого мусульманского персонажа дало повод говорить о дуализме в чувашской вере:
Однажды, когда разразилась гроза, крестьянин ходил с ружьём по берегу речки. На небе гром гремел, а шуйтан, издеваясь над Богом, бился задом вверх в сторону неба. Крестьянин, увидев это, взял ружьё и выстрелил в него. Шуйтан упал от выстрела. Греметь перестало, Бог спустился с неба перед крестьянином и заговорил: — Ты оказался сильнее даже меня. Я уже семь лет, как преследую шуйтана, но до сих пор ни разу ещё не мог поймать его.
Также у чувашей были и другие верования, одним из самых значимых является поклонение деревенским святыням ырсамай ( киреметь) . Киреметь представлял собой святое место на возвышенности, рядом с чистым питьевым источником. Как символ жизни в таких местах использовали дуб, ясень или другое крепкое и высокое живое дерево. Вера чувашского народа своеобразна, но имеет много параллелей с традиционными верованиями марийцев, а также с другими народами Поволжья. В ней довольно заметно влияние ислама (например, Киреметь, Киямат), а сегодня многое подменяется христианством.
В XVIII веке чуваши, согласно указу о "Насильственном крещении народов Поволжья", подверглись массовой христианизации.
Древние предки чувашей обладали экстраординарными навыками земледелия и садоводства. Они сеяли пшеницу , ячмень , просо , горох , полбу , чечевицу , коноплю , лён , рожь , бобы на своих землях, используя трёхпольную систему. Это значит, что одну часть поля засевали яровыми культурами, вторую часть засевали озимыми культурами, а третью часть просто вспахивали, не засеивая, — она отдыхала . На другой год (или через 2—3 года) поля меняли. Землю пахали тяжёлыми плугами , а для повторной обработки использовали более лёгкие орудия, а позднее — соху «русского типа» . Зерновые культуры шли людям в пищу в виде крупы , муки , солода . Солома использовалась при изготовлении крыш домов , глиняных кирпичей , для подстилки и кормов животным.
Животноводство остаётся ведущей отраслью сельского хозяйства республики. В хозяйствах Чувашии выращивают крупный рогатый скот , свиней , овец , птиц . В некоторых хозяйствах сохранилось коневодство. В структуре животноводства преобладает крупный рогатый скот, который имеет мясо-молочное направление. В сельскохозяйственных предприятиях республики на 2000 г. насчитывалось крупного рогатого скота около 212 тыс. голов, в том числе коров — более 70 тыс., свиней — около 199 тыс. и овец — 39 тыс. В производстве занято около 113 тыс. чувашей, что составляет около 20 % всех работающих в отраслях экономики Чувашии. Всего в республике насчитывается 466 сельскохозяйственных предприятий, которые представлены различными формами собственности (кооперативные хозяйства, ТОО, ЗАО, ОАО, муниципальные предприятия и др.), а также 1150 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Издревле у чувашей было высоко развито ремесло . Оно выделилось в отдельные отрасли производства, то есть мастера могли зарабатывать себе на жизнь только своим делом и им не надо было выращивать хлеб и скот . Ремесленники выплавляли металл , в том числе сталь повышенного качества и изготавливали орудия труда, разнообразные части повозок и телег , замки, гвозди , посуду , украшения , вооружение и т. д. Чувашские мастера умели делать «самозатачивающиеся» долота и ножи — между двух полос мягкого железа помещали слой из закалённой, крепкой стали. Во время эксплуатации железные полосы изнашивались быстрее, чем стальной слой, поэтому он как бы всегда выступал над поверхностью и служил режущей кромкой .
Характерной чертой чувашской избы ( пӳрт ) является наличие отделки луковицей вдоль конька крыши и больших въездных ворот ( мӑн алӑк ).
Одежда традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Кроме утилитарного назначения — защиты тела от воздействий наружной среды — она обладала символическими и ритуальными функциями. Материалом для одежды чувашей служили холст , домотканое сукно , покупные ткани , войлок , кожа . Для обуви использовались также липовое лыко, луб , дерево . Материал для одежды изготовлялся в основном в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст . Праздничную одежду шили из тонкого холста (ҫинҫе пир), а из холста среднего качества (вӑтам пир) — рабочие рубахи, шаровары. Тонкое сукно из овечьей шерсти (тала) шло на праздничные и свадебные кафтаны (сӑхман), грубое — на обычные кафтаны и чапаны. В ансамбль женской одежды входит: кӗпе ( рубашка ) с нагруд. медальонами кӗскӗ, шупӑр ( вид халата ), чӗр ҫитти ( передник ), пиҫиххи ( пояс ), платки , атӑ ( сапоги ), тӑла (онучи, белые у низовых и средненизовых, чёрные у верховых), головной убор у девушек тухья с закрытым, конусообразным или хушпу с открытым верхом у замужних женщин, сурпан и сурпан тутри (женские полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), масмак (налобная повязка). К чувашским украшениям с монетами, бусами и бисерным шитьём относятся теветь (чересплечная перевязь), сӑрка (подвеска), алка ( серьги ), шӑрҫа (бусы), мӑя (ожерелье), ама, шӳлкеме, сурпан ҫакки (нагрудные украшения), ҫӗрӗ ( кольцо ), сулӑ ( браслет ), яркӑч ( набедренники ), сарӑ (поясной наряд замужних женщин), ҫӳҫ хӳри (нахвостник), ҫӳҫ туни тенки (накосник), енчӗк ( кошелёчек для зеркала и монет ), тӗкӗр ( поясное зеркальце ) и др. Мужчины носили кӗпе ( рубашка ), йӗм( штаны ), атӑ ( сапоги ), ҫӑматӑ ( валенки ), ҫӑпата ( лапти ), калпак ( шляпу ), а жених — ҫулӗк, кӗрӳ тутри (вышитый наспинный платок с бахромой), в руке держал саламат (нагайку). Мальчиков одевали идентично взрослым, но без принадлежностей ритуального характера.
По результатам переписи 2002 года в Российской Федерации насчитывалось 1 637 200 чувашей; 889 268 из них живут в самой Чувашской Республике, составляя 67,69 % населения республики. Они живут также в Татарстане, в Башкортостане , Самарской , Ульяновской областях, а также в Москве , Саратовской , Тюменской , Ростовской , Волгоградской , Кемеровской , Новосибирской , Иркутской , Читинской , Оренбургской , Московской , Ярославской , Пензенской , Ивановской областях России , Красноярском и Пермском краях и других регионах.
По результатам всероссийской переписи населения (2010) в период с 2002 по 2010 г. в Российской Федерации численность чувашей уменьшилась до 1435872 чел. — почти на 202 тыс.чел. (на 14 %), в том числе в ЧР на 75 тыс. чел., то есть понизилась до уровня 1955 года.
В 2005 году за пределами Чувашской Республики было зарегистрировано 67 чувашских национально-культурных автономий . По состоянию на 1 января 2009 года их количество увеличилось и достигло 79. Чувашские национально-культурные автономии образованы в 29 субъектах Российской Федерации (в том числе в 12 субъектах ПФО) и 6 зарубежных странах .
Национально-культурные общества, союзы, автономии и иные формы объединений, действующие на территории Чувашской Республики, Российской Федерации, стран СНГ и мира объединяет Чувашский национальный конгресс .
В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Среди них была марка, посвящённая чувашам.
Исследованиями установлено, что основу чувашского этноса составляли тюркоязычные болгарские племена при участии финноязычного, главным образом марийского, населения Среднего Поволжья, второстепенную роль сыграли сармато-аланы, угры и восточные славяне. Этнический облик чувашей определили болгары.
— Димитриев В. Д. Об основной аргументации теории чувашского этногенеза // Проблемы средневековой археологии Урала и Поволжья. — Уфа, 1987. — С. 26—35
Сложились на основе тюркского и финно-угорского населения Среднего Поволжья.
—