Дхармаки́рти
(
санскр.
धर्मकीर्ति ,
IAST
:
dharmakīrti , тиб.
ཆོས་ཀྱི་གྲགས་པ་
букв. «Сияние Закона»;
кит.
法稱) — индийский философ
VII века
, буддийский монах, принадлежащий школе
Йогачары
, основатель индийской буддийской
логики
, развивший идеи
Дигнаги
.
Биография
Родился в брахманской семье, продолжил изучал буддизм в
Наланде
и поступил в ученики к непосредственному преемнику Дигнаги — Ишварасене. Скончался в Калинге в основанном им монастыре. Дхармакирти — автор семи трактатов.
Логическое учение
Подобно
Аристотелю
Дхармакирти исходным принципом логики считал принцип непротиворечивости мышления: «не может существовать такого предмета, который в одно и то же время мог бы быть и не быть».
Логические трактаты включают следующие разделы:
учение о
восприятии
, объектом которого является единичный реальный объект.
учение об
умозаключении
, объектом которого являются общие понятия.
Умозаключения выступают в двух формах:
умозаключения «для себя», когда что-то познаётся человеком и пока не передаётся другому,
умозаключения «для других», когда что-либо передаётся собеседнику посредством слов.
Умозаключение «для других» выступает в двух формах:
В трактатах Дхармакирти упоминается о трёх формах силлогизма, анализировавшихся в логике:
силлогизмы тождества — «этот предмет пальма, следовательно также и дерево»,
силлогизм следствия — от утверждения наличия причины к утверждению следствия,
силлогизм отрицания — «если я не вижу перед собой пальмы, то она не существует передо мною, так как то, чего я не воспринимаю, не существует передо мною».
Логическое учение Дхармакирти является ключевым пунктом в развитии школы буддийской логики. Его логические трактаты были признаны в Тибете основными сочинениями по философии и логики
Saṃtānātarasiddhināmaprakaraṇa (Обоснование чужих потоков [то есть существования других существ])
Vādanyāyanāmaprakaraṇa (Логические рассуждения в дебатах)
Переводы
Дхармакирти. Обоснование чужой одушевленности / Пер. с тибет. Ф. И. Щербатского. СПб.: Издательство «Ясный Свет», 1997.
ISBN 5-87761-004-X
(
Репринт издания:
Дармакирти. Обоснованіе чужой одушевленности: Съ толкованием Винитадева. Петербург, 1922.)
Дхармакирти. Учебник логики (с толкованием Дхармоттары) / Пер. с санскр. и тибет. Ф. И. Щербатского // Щербатской Ф. И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Части 1, 2. СПб., 1995.
Исследования
Ф. И. Щербатской
. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. СПб., 1903—1909.
Лысенко В.Г
. «Ньяя-бинду» Дхармакирти с комментарием Дхармоттары «Тика» // Истории философии, 14, 2009.