Interested Article - Астика и настика
- 2020-12-31
- 1
А́стика ( санскр. आस्तिक) и На́стика ( санскр. नास्तिक) — технические термины в индуизме , используемые для классификации философских школ ( даршан ) в соответствии с занимаемыми этими школами позициями по отношению к авторитету Вед . Название происходит от санскритского глагола (асти — существует, насти — не существует). По одной из самых ранних формулировок (« Законы Ману », II. 3), «последователь настики — это тот, кто не признаёт авторитета Вед». Однако наиболее авторитетная этимология Панини производит слово «настика» от «насти» и утверждает, что последователь настики — это тот, кто полагает, будто нет «иного мира» (паралокам насти), иначе говоря, существования души после смерти .
Брахманистская традиция насчитывает девять философских школ: шесть ортодоксальных (астика) и три неортодоксальных (настика), хотя реально школ было гораздо больше (например грамматисты-лингвофилософы школы Бхартрихари , скептики, адживики , алхимики школы «расаяна» и др.) . К ортодоксальным (астика) относятся: миманса , веданта , санкхья , йога , ньяя , вайшешика . К неортодоксальным (настика) относятся: буддизм , джайнизм , локаята . Учение сикхов возникло в XV—XVI в. (то есть спустя примерно две тысячи лет после формирования классических даршан) и поэтому не входит в брахманистскую классификацию. Тем не менее, вследствие отрицания сикхами авторитета Вед, сикхизм , с точки зрения индуизма, следовало бы отнести к категории «настика».
В современной Индии термины «астика» и «настика» используются как эквиваленты латинских (и русских) терминов «теист» и «атеист», соответственно .
Вследствие многозначности терминов «астика» и «настика» в философских диспутах возможны недоразумения. Так, выдающийся буддийский мыслитель Нагарджуна (то есть представитель одного из направлений настики) в своём трактате «Ратна-авали раджа-парикатха» («Драгоценные строфы наставления царю») призывал бороться с мнением настиков (настикья-дришти) о несуществовании других миров. Согласно буддийскому учению, такое мнение вредно, поскольку оно разрушает идею кармы и причинно-следственной связи .
См. также
- Атман
- Анатмавада
- Брахман
- Ишвара
- Калавада
- Майявада
- Ниришваравада
- Саткарья-вада
- Индийская философия
- Философия индуизма
Примечания
- Исаева Я. В. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- Торчинов Е. А. от 21 декабря 2010 на Wayback Machine — СПб., 2007.
- For 18 апреля 2007 года. , the «Atheist Society of India» produces a monthly publications Nasthika Yugam which it translates as «The Age of Atheism».
- Андросов В. П. / Редактор издательства Т. М. Швецова. — М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН , 2000 . — С. . — 799 с. — 2000 экз. — ISBN 5–02–018115–3.
Литература
- // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв , В. Г. Панов . — М. : Советская энциклопедия , 1983. — С. 40. — 840 с. — 150 000 экз.
- Костюченко В. С. // Философская энциклопедия : в 5 т. / глав. ред. Ф. В. Константинов . — М. : Советская энциклопедия , 1964. — Т. 3: Коммунизм — Наука. — 584 с. — 65 300 экз.
- // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв , В. Г. Панов . — М. : Советская энциклопедия , 1983. — С. 402. — 840 с. — 150 000 экз.
- Парибок А. В. // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского . — М. : Республика , 1996a. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9 .
- Парибок А. В. // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского . — М. : Республика , 1996b. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2020-12-31
- 1