Четыре пера (фильм, 1939)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Грозовой перевал» ( англ. Wuthering Heights) ( 1939) — чёрно-белый фильм- мелодрама режиссёра Уильяма Уайлера с Лоренсом Оливье и Мерл Оберон в главных ролях. Крупнобюджетная экранизация одноимённого романа Эмили Бронте (1847), осуществлённая на студии United Artists . В фильме показано только 16 из 34 глав романа, второе поколение персонажей было исключено из сюжета. Наряду с вышедшим в том же году фильмом « Унесённые ветром » картина считается вершиной голливудского романтизма 30-х годов .
Фильм был номинирован на 8 премий « Оскар », но награду получил лишь оператор Грегг Толанд . За свою роль Лоренс Оливье был номинирован на свой первый «Оскар». Считается, что благодаря этой роли английский актёр стал известен и востребован Голливуде.
В 2007 году лента была внесена в Национальный реестр фильмов , как обладающая «культурной, исторической или эстетической значимостью». Картина занимает ряд мест в списках Американского института кино : 73-е место в списке 100 лучших американских фильмов (составлен в 1998 году, выбыла в 2007-м), 14-е место в списке 100 величайших звёзд (Лоренс Оливье) и 15-е место в списке 100 самых страстных американских фильмов .
« На Йоркширских пустошах в Англии сто лет назад стоял дом, такой же мрачный и одинокий, как и местность вокруг него. Только одинокий путник, потерявшийся в бурю, осмелился бы постучать в ворота «Грозового перевала».
Локвуд ( Майлз Мэндер ), новый владелец поместья « Мыза Скворцов » по пути к соседям попадает в метель и остаётся переночевать в « Грозовом перевале » , несмотря на холодное поведение его мрачного хозяина Хитклиффа ( Лоренс Оливье ). Старый слуга Джозеф ( Лео Г. Кэрролл ) приводит нежданного посетителя в « покои невесты » наверху, в которых никто не спал много лет. Ночью Локвуд просыпается от холодного сквозняка и обнаруживает, что ставни открыты. Собираясь закрыть окно, и видит женщину снаружи, кричащую: «Хитклифф, впусти меня! Я на вересковых пустошах ! Это Кэтрин!» Локвуд зовёт хозяина и рассказывает ему о том, что он видел, после чего разъяренный Хитклиф выбрасывает его из комнаты. Как только Локвуд уходит, Хитклиф отчаянно зовет Кэти, сбегает по лестнице и выходит из дома в метель.
Экономка Эллен Дин ( Флора Робсон ) рассказывает изумленному гостю, что он видел призрак Кэтрин Эрншо, единственной любви Хитклиффа, умершей много лет назад. Когда Локвуд говорит, что он не верит в призраков, Эллен отвечает что он мог бы, если бы она рассказала ему историю Кэтрин. Начинается долгое воспоминание.
40 лет назад мистер Эрншо ( Сесил Келлауэй ) подбирает бездомного мальчика на улицах Ливерпуля и привозит того домой, чтобы бродяжка, получивший имя Хитклифф, жил на равных правах с его детьми - Кэти ( Мерл Оберон ) и Хиндли ( (англ.) (). Сначала девочка предвзято относится к новому жильцу, но в конце концов приветствует они становятся очень близкими друзьями, но Хиндли обращается с «цыганским попрошайкой» как с изгоем, особенно после смерти отца, которого тщетно пытался вылечить доктор Кеннет ( Дональд Крисп ). Примерно 10 лет спустя выросшие Хитклифф и Кэтрин влюбляются и тайно встречаются на Пеннистон-Крэг. Хиндли же вырос распутным деспотом-алкоголиком, продолжающим презирать Хитклифа, которого назначил конюхом.
Однажды ночью, когда Кэтрин и Хитклифф гуляют вместе, они слышат музыку и понимают, что их соседи, семья Линтонов, устраивают вечеринку в своём поместье « Мыза Скворцов » . Подростки пробираются внутрь через садовую стену, но на них нападают сторожевые псы. Один из них кусает Кэти в ногу, мистер Джадж Линтон ( (англ.) () распоряжается позаботиться о девушке и выпроводить Хитклифф. Юноша вынужден оставить друга на попечение соседей. Разъярённый тем, что Кэти была так очарована очарованием и богатством Линтона он обвиняет семью в ее травме и проклинает их всех, клянясь отомстить.
Кэтрин, оставшись на несколько месяцев с Линтонами, полностью выздоравливает, а затем возвращается домой и после долгожданной встречи с Хитклиффом выгоняет влюблённого в неё Эдгара Линтона ( Дэвид Нивен) , свысока относящегося к обитателям «Грозового перевала». Влюблённые нежно обнимаются на вересковых пустошах. Узнав об ухаживаниях Линтона, Хитклифф просит любимую не связывать свою жизнь с ним, но услышав в ответ лишь оскорбления, даёт Кэтрин несколько пощёчин и уходит на конюшню. Тем же вечером Эдгар делает девушке предложение, после его ухода она рассказывает об этом экономке Эллен, та напоминает ей о Хитклифе, но Кэти легкомысленно замечает, что, выйдя за него замуж, будет унижена, после чего под раскаты грома осознаёт, что подобна ему - не останься на свете никого, крмое Хитклиффа, мир всё равно был бы для неё полон. Хитклиф подслушивает разговор и скачет прочь на лошади, не дослушав. Кэти понимает, что тот всё слышал, испытывает чувство вины и, плача, убегает за ним к болотам во время бушующего шторма, где теряет сознание. Вернувшийся пьяный Хиндли отказывается искать сестру и слугу. Эдгар находит девушку, ослабевшую и заболевшую, и вызывает мистера Кеннета. Вскоре после выздоровления в «Мызе Скворцов» Кэтрин и Эдгар женятся, Эллен переезжает вместе с воспитанницей в « Мызу » .
Преданный Хитклиф покидает дом и возвращается из Америки только через два года. Он разбогател, объяснив это тем, что потребовал наследство от отца - китайского императора, и матери - индийской принцессы, и усовершенствовал свой внешний вид и манеры, чтобы произвести впечатление и досадить Кэтрин. Также он тайно приобрёл « Грозовой перевал » у Хиндли, чья страсть к азартным играм и пьянство привели его к финансовому краху. Несмотря на гнев бывшего хозяина, которому не хватает духу застрелить Хитклиффа, тот оставляет Хиндли в поместье и даёт ему выпивку, несмотря на запрет доктора.
Чтобы еще больше рассердить девушку, Хитклифф начинает ухаживать за Изабеллой ( Джеральдин Фицджеральд ), наивной сестрой Эдгара, посетившей поместье несмотря на запрет брата и пригласившего его на бал. Несмотря на решительные возражения Кэтрин против брака Изабеллы и Хитклиффа, в конце концов они женятся. Брак не приносит Изабелле счастье, она становится мрачной подобно мужу. От доктора Кеннета она узнаёт, что Кэтрин с разбитым сердцем тяжело заболевает лихорадкой, воспалением лёгких и «волей к смерти», но считает, что после её кончины она «воскреснет» . Узнав от Эллен о болезни любимой, Хитклифф бросается на « Мызу » вопреки желаниям разочаровавшейся и озлобленной жены.
Больная отправляет мужа нарвать вереск у « замка на холме чуть выше «Грозового перевала», где когда-то она была королевой», Эдгар едет за доктором. Проникший в комнату Хитклифф нежно целует радостную Кэтрин, просящую у него прощения. Эллен предупреждает о приближении Эдгара, Хитклифф и несёт Кэтрин к окну, чтобы она могла в последний раз увидеть вересковые пустоши , обнимающая его девушка говорит, что будет ждать любимого у замка рядом с утёсом, и умирает у Хитклиффа на руках. Тот кладёт тело на кровать и со слезами на глазах произносит: « Кэтрин Эрншо, да не обретёшь ты покоя, покуда я живу на этой земле. Я убил тебя, так явись ко мне привидением, явись к своему убийце. Я знаю, что призраки, которые скитаются по этой земле, всегда буду со мной. Прими любое обличье, сведи меня с ума, но не оставляй меня в этой темноте, Кэтрин, где я не могу тебя найти. Я не могу жить без твоей жизни, я не могу умереть без твоей души. »
История заканчивается. Доктор Кеннет присоединяется к разговору, выражая шок от того, что увидел Хитклиффа на пустошах в обнимку с женщиной. Эллен думает, что это была Кэти, доктор борется с сомнениями, а затем признаётся, что при приближении к ним лошадь сбросила его. Подойдя ближе, он обнаружил только мёртвого Хитклиффа в снегу. Женщина исчезла, и никаких признаков ее присутствия не было. Локвуд спрашивает: «Он мертв?», мистер Кеннет кивает, но Эллен говорит: «Нет, он не мертв, доктор Кеннет. И не один. Он с ней. Они только-только начинают жить. До свидания, Хитклифф, до свидания, моя дорогая и единственная Кэти».
Фильм заканчивается кадром снежной скалы, к которой, держась за руки, идут два призрака.
На главную женскую роль Оливье предлагал свою невесту Вивьен Ли , однако продюсеры остановили свой выбор на кандидатуре Оберон , т.к. до выхода « Унесённых ветром » актриса не считалась звездой первой величины.
В последней сцене герои Оливье и Оберон , взявшись за руки, удаляются в мир счастливого будущего. И режиссёр, и актёры отказались участвовать в съёмке этой глуповатой сцены, не соответствующей тону романа и фильма . Тогда к съёмкам хэппи-энда по настоянию продюсера Сэмюэла Голдвина были привлечены дублёры.
Полный перечень наград и номинаций — на сайте IMDB
Премия | Категория | Имя | Результат |
---|---|---|---|
1939 | Лучший фильм | Победа | |
Премия Национального совета кинокритиков США 1939 | 10 лучших фильмов года | Победа | |
Лучшая мужская роль | Лоренс Оливье | Победа | |
Лучшая женская роль второго плана | Джеральдин Фицджеральд | Победа | |
Оскар 1940 | Лучшая операторская работа (чёрно-белый фильм) | Грегг Толанд | Победа |
Лучший фильм | Номинация | ||
Лучший режиссёр | Уильям Уайлер | Номинация | |
Лучшая мужская роль | Лоренс Оливье | Номинация | |
Лучшая женская роль второго плана | Джеральдин Фицджеральд | Номинация | |
Лучший адаптированный сценарий | , Бен Хект | Номинация | |
Лучшая работа художника-постановщика | (англ.) ( | Номинация | |
Лучшая оригинальная музыка к фильму | Номинация |
Фрэнк С. Ньюджент из The New York Times назвал его «сильным и мрачным фильмом… Это, несомненно, одна из самых выдающихся картин года, одна из лучших, когда-либо созданных мистером Голдвин, и вы должны его посмотреть» . Variety написала, что фильм «сохраняет всю мрачную драму книги», но считала, что его «медленный темп» сделает «сюжет еще более скучным для широкой публики» . The Film Daily писала: «Блестящая экранизация романа Бронте … Уильям Уайлер согрел историю любви, добившись прекрасной игры от своего актерского состава» . Harrison’s Reports писал: «Игра, режиссура и постановка — все превосходно, но история настолько мрачная и безрадостная, что большинство людей покинут театр в депрессии» . Джон Мошер из The New York Times написал: «Я уверен, что ни одна экранизация „Грозового перевала“ никогда не могла бы так сильно тронуть сердце, как чтение печатной страницы, тем не менее, постановка Голдвина приближается к качеству суровой, бурной истории с силой, которую никто никогда не ожидал… Редко когда тон великого романа так точно воспроизводится киношниками» .