Дневник артиста (журнал)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Арти́ст » — русский иллюстрированный театральный, музыкальный и художественный журнал , одно из ведущих изданий театральной периодики последней трети XIX века в Российской империи . Печатался в московской типо-литографии Высочайше утверждённого Товарищества И. Н. Кушнерёв и Ко.
Основателем, издателем и редактором журнала был Ф. А. Куманин (1855—1896), известный в Москве театральный критик , издатель , драматург и переводчик . Вместе с Ф. А. Куманиным у истоков журнала стоял С. А. Юрьев — старейший журналист , легендарный основатель « Русской мысли ». С 1894 года (№ 37) редактором журнала становится H. В. Новиков. Ответственные редакторы — А. Р. Гиппиус, с 1891 — И. И. Петров, с 1892 г. — E. E. Корш. В качестве руководителей отделов в журнале работали И. И. Иванов и С. Н. Кругликов .
« Артист » издавался в Москве в 1889—1895 гг. в течение театральных сезонов (с сентября по апрель книжками большого формата по 7 номеров в год). В 1891 году у журнала появилось два приложения — « Дневник артиста (журнал) » (1891—1895) и « Театральная библиотека » (1891—1895). С закрытием « Артиста » в 1895 году « Театральная библиотека » поменяла своё название на « Театрал » (в 1896—1898 — вновь « Театральная библиотека ») .
Толстый театральный журнал до конца XIX столетия не мог постоянно оставаться ведущим типом издания: его существование не декларировалось правительством, а являлось желанием исключительно заинтересованного круга людей — ревнителей театрального искусства.
Несмотря на то, что « Артист » имел вполне определённый подзаголовок « Театральный, музыкальный и художественный журнал » и основное место в нём уделялось театру , тем не менее в журнале также публиковались периодически рассказы , статьи о музыке и живописи . С 1894 года журнал « Артист » получил подзаголовок — « Журнал изящных искусств и литературы ».
В журнале , главным образом, печатались пьесы , афиши , научные и критические статьи , рецензии , отклики на спектакли и музыкальные концерты , исполнительские музыкальные русские и переводные драматические произведения , повести , рассказы , мемуары , монографии (о Гоголе , Островском , Вагнере , Сен-Сансе и др.).
Помещались также иностранные и отечественные театральные обозрения , хроника , библиография , репродукции и рецензии на картины известных художников , стихотворения , романсы и пр. Публиковались также материалы о мастерстве актёра , о творчестве художника сцены и режиссёра , рассматривались детали сценического процесса: музыкальное оформление спектакля , взаимоотношения антрепренёров и артистов , трудности провинциальных театров .
Несомненным достоинством журнала , выделявшем его на фоне остальной периодики , была оригинальная вёрстка (с множеством рисованных виньеток ) и замечательное оформление. На вклеенных мелованных страницах журнал печатал репродукции , планы декораций , фотографии из спектаклей и т. д.
К сотрудничеству в журнале Ф. А. Куманин привлёк немало имён, пользовавшихся почётной известностью в театральном, музыкальном, литературном и художественном мире России . Уже в первый год издания авторский состав журнала насчитывал около сотни человек, в нём принимали участие профессора — Н. И. Стороженко , А. Н. Веселовский , Н. С. Тихонравов , писатели , драматурги и журналисты — А. П. Чехов , В. Г. Короленко , Н. А. Котляревский , А. И. Сумбатов-Южин , А. Н. Плещеев , П. Д. Боборыкин , К. С. Баранцевич , В. И. Немирович-Данченко , Н. С. Лесков , В. А. Гольцев , И. В. Шпажинский , А. Н. Сиротинин и др., композиторы — П. И. Чайковский , Ц. А. Кюи , Э. Ф. Направник , Н. А. Римский-Корсаков , художники — А. Е. Архипов , С. А. Виноградов , Н. А. Клодт , К. А. Коровин , М. В. Нестеров , Л. О. Пастернак , В. Д. Поленов , И. Е. Репин , К. А. Трутовский и др., артисты — А. П. Ленский , П. М. Садовский и многие другие.
Журнал активно поддерживал
«Новую русскую музыкальную школу» («Могучую кучку» и её последователей)
, а также созданное в
1888 году
К. С. Алексеевым (Станиславским),
режиссёром
А. Ф. Федотовым
,
художником
Ф. Л. Соллогубом
,
оперным
певцом и
педагогом
Ф. П. Комиссаржевским
«
Общество искусства и литературы
».
На страницах «Артиста», как и на страницах других ведущих театральных журналов отразился целый пласт российской культуры — начиная с информации о спектаклях провинциальных и крепостных театров и заканчивая сведениями об актёрах. Среди издававшихся до революции 1917 года в России порядка 300 журналов, альманахов и газет, посвящённых театру, «Артист», благодаря обилию фактического материала, является ценным источником по истории театра, музыки и изобразительного искусства .
«Театральная библиотека» (Москва, 1879—1880), «Дневник русского актёра» (Санкт-Петербург, 1886), «Артист» (Москва, 1889—1895), «Дневник артиста» (Москва, 1892—1895), «Театральная библиотека» (Москва, 1891—1898), «Театрал» (Москва, 1895—1898). Особое место занимают издания «Театр и искусство» (Санкт-Петербург, 1897—1918) с приложениями и «Ежегодник императорских театров» (Санкт-Петербург, 1892—1915) .