Карелы
- 1 year ago
- 0
- 0
Каре́лы (общее самоназвание — карел. karjalaižet , karjalaiset ; на ливвиковском наречии — karjalazet ) — финно-угорский народ, проживающий в основном в России: в Республике Карелия , Ленинградской области , Санкт-Петербурге , Мурманской области , Тверской области , Новгородской области , Москве , а также на востоке Финляндии .
Карелы в большинстве своём относятся к европеоидным народам беломоро-балтийского типа . Беломоро-балтийский тип распространён на северо-востоке Европы от восточного и южного побережья Балтийского моря до Урала ( литовцы , латыши , карелы, вепсы , часть коми , северные группы русских и белорусов , ижора ) .
Карелы сформировались на Карельском перешейке в эпоху позднего Средневековья . Их предки мигрировали из южного Приладожья, обособившись от племени весь (потомки носителей дьяковской культуры , будущие вепсы), обитавшем от Белоозера до Ладоги . До карел здесь уже обитало аборигенное население саамов , промышлявшее охотой и собирательством ( культура асбестовой керамики ). Особенностью карел было наличие скотоводства ( фин. Karja — сельскохозяйственные животные ), земледелия (см. калитки ), срубных построек и кузнечного дела (см. Ильмаринен ) . Внутри Карельского перешейка центром исторической Карелии был бассейн реки Вуоксы , где был построен город Корела . С Карельского перешейка карелы заселили Саво , а оттуда проникли к побережью Ботнического залива и Белого моря .
Кроме собственно карел, в карельском этносе выделяются субэтносы ливвиков ( карел. liygilaizet ) и людиков ( карел. lyydilaizet ), отличающихся, в основном, диалектами карельского языка . Ливвики в большинстве своём проживают в Олонецкой Карелии , людики — в прионежской Карелии . Тверские карелы ( карел. tverin karielazet) также отличаются диалектом и этнической традицией, и исследователи-этнологи признают тверских карел отдельным субэтносом.
Кроме того, в составе карельского этноса существует субэтнос лаппи, или лаппалайзет (сегозерских карел), проживающих в окрестностях Сегозера , происходящего от потомков лопарей , ассимилированных карелами, но сохранивших своё самоназвание. По языку и культуре лаппи мало отличаются от собственно карел. Вторая группа карел с самоназванием лаппи проживает на южном побережье Сайменского озера в Финляндии, в уезде Лаппее, в районе города Лаппеенранта . Западные карелы (карело-финны) вошли в состав финского этноса .
Первое достоверное письменное упоминание о карелах обнаружено в новгородской берестяной грамоте № 590, датируемой 1075—1100 годами, в которой говорится о нападении Литвы ( литовцев ) на корелу (карел) . Существуют западные источники XII—XIII века, которые упоминают о карелах, описывая более ранние события. Например, к событиям последнего десятилетия VII века , упоминаемых в « Деяниях данов » Саксона Грамматика и « саге об Инглингах », относится сообщение, что конунг данов Ивар Широкие Объятья потерпел поражение от союзного войска карел и был убит в местности, именуемой Кирьялаботнар или «Карельские заливы» (возможно, имелось в виду побережье Балтийского моря или Финский залив , или Ладожские шхеры Карельского перешейка ), наибольшее количество находок того периода обнаружено археологами в районе современного Куркиёки . К началу XI века относится упоминание о Карельском княжестве в «[[Сага об Олаве Святом
|Саге об Олафе Святом]]», норвежском короле.
Предполагают что первым упоминает ливвиков готский историк VI века Иордан под именем Thiudos in Aunxis («Чудь Олонецкая»). Возможно, первым из известных письменных источников о людиках упоминает датируемый первой половиной IX века Баварский аноним под именем племени лиуди или люди ( лат. liudi , то есть, можно сказать, слово воспроизводит самоназвание в латинской фонетике). Несколько позднее о карелах-людиках упоминает Ахмед ибн Фадлан в своей книге о путешествии на Волгу в 921—922 годах под названием народа « лууд-аана » .
Карелы жили большими семьями, группа семей образовывала родовую общину — кихлакунту. Несколько кихлакунт образовывали маакунту , то есть область, землю. Во главе маакунты стоял кунингас — старейшина племени, который правил совместно с собранием всех взрослых членов маакунты — каряят . В XI—XII веках у карел проходил активный процесс разложения родовой общины и формирования соседской.
В X—XI веках у карел выделяется дружина и они начинают активно расширять свою территорию. В XI карелы начинают продвижение на Олонецкий перешеек , где они взаимодействуют с весью . Здесь складываются этнографические группы ливвиков и людиков. В это же время начинается продвижение в Среднюю и Северную Карелию. Проживавшие там племена саамов подвергались ассимиляции, либо вытеснялись на Кольский полуостров . Кроме того идет продвижение карел и на северо-восток: одно из четырёх устьев реки Северной Двины долгое время именовалось Корельским, это название перешло на Николо-Корельский монастырь (1419), Корельский берег известен в устье Мезени .
Помимо «собственно» Карельского княжества, формируется несколько карельских княжеств [ источник не указан 3866 дней ] (Сайменское карельское княжество, Выборгское Карельские княжество и Тиверское Карельское княжество), однако их формирование было прервано шведской экспансией. В результате Выборгское княжество прекратило свое существование, а Тиверское вошло в состав Собственно Карелии. К X веку Карелия — становится централизованным государством , хотя в XI веке существовало ещё одно крупное карельское княжество — Саволакс . В первой половине XIV века существовало своеобразное «Карельское княжество», созданное Новгородом в целях укрепления северо-западных рубежей . В настоящее время в Финляндии имеются провинции Северная Карелия (с 1960 ) и Южная Карелия .
Средневековая история карел тесно связана с Великим Новгородом . Раскопы с характерными для карел вещами относятся к трем древнейшим концам города: Неревскому, Славенскому, Людину. Возможно Людин конец города назван так в честь люддиков (в русских летописях — людины ). Новгородские берестяные грамоты содержат карельские слова, имена, названия мест . Корела, ижора и чудь участвовали в новгородской колонизации Русского Севера, а позже — в походах ушкуйников . В Новгороде постоянно проживали представители карел. Они участвовали в политической жизни города. Об этом говорят сведения о выборных от карел: Валит Корелянин и Иван Федорович Валит ( валит « выборный») . По другой версии, валиты — это старейшины карел.
Как пишет А. И. Сакса , у карелов имелись старейшины-валиты:
Самосознание населения этой территории основывалось на общих военно-политических, экономических и культурных интересах и, наконец, общей заинтересованности в определённых и принятых всеми формах управления землёй, её «держания» старейшинами-валитами.
— Сакса А. И. Древняя Карелия в конце I — начале II тысячелетия н. э. — СПб.: Нестор-История, 2010. — С. 282. ISBN 978-598187-583-0 ]
Торговые отношения перерастают в военный союз карел с Новгородом, просуществовавший до XIII веках. Новгородцы и карелы совершают совместные военные походы.
В XI веке карельские князья вместе с Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром участвуют в походах на емь .
В 1178 году карельское войско захватило центр контролируемой шведами части Финляндии город Ноуси. При этом был взят в плен епископ Рудольф, являвшийся не только духовным, но и светским главой шведских владений. В результате епископ был увезён в Карелию и там убит, Ноуси пришёл в упадок, а епископская резиденция была перенесена в город Або .
В 1187 состоялся Сигтунский поход карел и новгородцев, разрушивших древнюю столицу Швеции. В том же году карельский флот одержал победу над флотом эстов .
В 1198 году карелы с новгородцами захватили г . Або.
В 1226—1227 годах после совместного похода русских и карел на земли хямь, карелы массово приняли православие.
В 1277 сын Александра Невского Дмитрий возвратился на новгородское княжение и на следующий год пошел с войском на корел и «казни корелу и взя землю их на щит». Земля корел была разделена на 10 погостов, и стала называться « Корельской землёй » в составе Новгородской волости. Центром земли стал город Корела , где осуществляли власть служилый князь и воевода. Новгород стал защищать Корельскую землю от посягательств соседей. В 1284 году новгородцы разгромили шведов, попытавшихся обложить карел данью. Таким образом, основная часть Карелии вошла в состав Новгородской Республики . В свою очередь шведы в 1293 г. основали на карельских землях Выборг и подчинили своей власти 14 ближайших общин.
В XIV—XV веках Корельская земля отдавалась в кормление новгородским князьям.
В первой половине XIV века существовало, по словам С. И. Кочкуркиной , своеобразное «Карельское княжество», созданное Новгородом в целях укрепления северо-западных рубежей .
В 1323 по Ореховскому мирному договору впервые официально была определена граница между шведскими и новгородскими владениями. По условиям договора Новгород уступал шведам три карельских погоста : Саволакс ( Севилакшю ), Яаски ( Яскы ), Эюряпяа ( Огребу ). Таким образом, карельский народ оказался разделен между двумя государствами. Возможной реакцией на эти события стали восстания корел 1314 и 1337 гг. Западные карелы приняли участие в формировании финского народа. В настоящее время в Финляндии до сих пор имеются провинции Северная Карелия (с 1960) и Южная Карелия .
В 1478 году Карелия вместе со все Новгородской республикой вошла в состав Русского централизованного государства . За присоединением к Москве последовало уничтожение боярских вотчин , и перевод карельских крестьян в разряд черных (государственных) , что значительно улучшило их положение .
K XVI веку формируется основной ареал карел, сохранившийся до нашего времени. Численность карел ко второй половине XVI века составляла 55—63 тыс. человек. Из них более половины проживали в Корельском уезде — 32—37 тыс. чел., на Олонецком перешейке — 14—15 тыс.чел., в Лопских погостах — 6—7 тыс. чел, в — 2—3 тыс. чел. Административно территория проживания корел делилась между Корельским уездом (1500), Кольским уездом (1580), административным округом Соловецкого монастыря , Лопскими и Заонежскими погостами .
В результате русско-шведских войн XVI—XVIII веков часто менялись государственные границы, мешая развитию карельского этноса и сохранению его ареала. Карелы русской части были обращены в православие , карелы шведской части — в католицизм (затем лютеранство ). После того как по Столбовскому мирному договору 1617 года земли вокруг Финского Залива и Корельский уезд отошли к Швеции, местное православное карельское население в большинстве своём вынуждено было переселиться на территорию России . По подсчетам историков уже в первую половину XVII века из Карелии и Ижорской земли ушли на русскую территорию 25 тыс. карел . В 1656 году карелы подняли восстание против шведских властей и помещиков , против насильственного обращения в лютеранство . Восстание было поддержано русскими войсками, однако, в 1658 году оно было подавлено. Часть карел ушла на российскую территорию вместе с войсками. Часть их ушла в среднюю и северную Карелию, в район Вокнаволока , часть — в Заонежские погосты . Но большая часть (около 25—40 тыс. чел.) двинулась еще дальше на юг — в сторону Тихвина , Валдая , Весьегонска и Бежецкого верха . Так появилась этнографические группы валдайских карел и тверских карел.
В результате этого переселения произошёл раскол ареала карел на три разобщённых ареала: наиболее крупный располагался на тверских землях, второй — на землях, оставшихся в составе России после Столбовского договора , третий — на территории Кексгольмского лена , перешедшей к Швеции.
Большое значение для карельского народа сыграла многолетняя Северная война . Часть годных к военной службе корел мобилизовывалась и участвовала в военных действиях. Жители карельских погостов помогали нести пограничную службу и отражать нападения шведских войск на Олонецкие земли и Лопские погосты . Известны действия олонецких партизан под руководством «карельского выходца» священника Ивана Окулова .
В XVIII веке исторический ареал карел оказался в пределах одного государства. После Северной войны Приладожье и Карельский перешеек вернулись в состав России. В 1743 году по Абоскому миру к России были присоединена основная часть финляндской Карелии. Однако, с присоединением Финляндии к России все эти земли были переданы Великому княжеству Финляндскому . Карелы, оказавшиеся в пределах Великого княжества Финляндского (в Выборгской и Куопиоской губерниях), подверглись аккультурации и в основном вошли в состав финского этноса . Это было результатом не только естественной ассимиляции, но результатом политики финляндских властей: финны получали различные правовые преимущества, проводилась политика лютеранизации, школьное образование велось на финском языке .
В XVIII—XIX веках карелы проживали на одних и тех же местах и не участвовали в крупных миграционных процессах .
Год (ревизия) | Тыс. чел. |
---|---|
1719 (1я ревизия) | 80,9 |
1745 (2я ревизия) | 90,7 |
1763 (3я ревизия) | 106,0 |
1782 (4я ревизия) | 142,8 |
1795 (5я ревизия) | 143,5 |
Губерния | Процент от карел, покинувших Карелию |
Процент от общего числа карел
в Российской Империи |
---|---|---|
Тверская | 66,42 % | 44,38 % |
Новгородская | 25,06 % | 16,75 % |
Калужская | 3,32 % | 2,22 % |
Тамбовская | 2,19 % | 1,45 % |
Владимирская | 2 % | 1,34 % |
Ярославская | 1 % | 0,66 % |
Всего: | 100 % | 66,8 % |
Численность карел в Российской империи была определена академиком П. И. Кёппеном в середине XIX века. По данным VIII ревизии (1834), в Олонецкой губернии насчитывалось 43 810 карел, в Архангельской — 11 288. Потомков карел-переселенцев XVII века оказалось значительно больше: в Тверской губернии проживало 84 638 карел, в Новгородской — 27 076, в Ярославской — 1283 . Таким образом, лишь треть от общей численности карел проживала на территории исторической родины — современной Карелии. Это соотношение существовало до середины XX века. В 1897 году в Российской империи насчитывалось примерно 208 101 человек, которые указывали родным языком карельский .
По результатам Всероссийской переписи населения 1897 года, карелы (родной язык — карельский), проживали в следующих губерниях Российской империи :
Губерния | Мужчин | Женщин | Всего |
---|---|---|---|
Тверская | 53710 | 63969 | 117679 |
Олонецкая | 27694 | 31720 | 59414 |
Архангельская | 8737 | 10785 | 19522 |
Новгородская | 4916 | 5064 | 9980 |
Санкт-Петербургская | 549 | 286 | 835 |
Другие губернии | 547 | 124 | 671 |
Всего в империи | 96153 | 111948 | 208101 |
Из них в городах проживали только 1,3 % (2791 человек) от числа всех карел. Остальные компактно проживали в сельской местности, обходясь родным языком.. Небольшое число карел знали 2 языка: у северных карел карельский и финский, у южных, новгородских валдайских и тверских — карельский и русский. Около 10 % сельских карел умели свободно говорить и читать по-русски .
В период иностранной военной интервенции существовали непризнанные карельские государственные образования на севере Олонецкой губернии :
8 июня 1920 декретом ВЦИК из населённых карелами местностей Олонецкой и Архангельской губерний была образована Карельская трудовая коммуна , правопреемником которой в настоящее время является Республика Карелия . На момент образования население коммуны составляло 144, 4 тыс. человек, из них около 60 % — карелы, 37 % — русские . После гражданской войны в Финляндии к власти в Карелии пришли « красные финны », считавшие карельский язык диалектом финского, и противопоставлявшие письменные языки — русский и финский , бесписьменным — карельскому и вепсскому . В июле 1920 г. принял резолюцию о преподавании в школах на русском или финском языке, как «родных народных языках» Карелии. Оба языка провозглашались государственными языками Карельской трудовой коммуны , а «возрождение карельской грамотности является ненужным и невыполнимым делом». Даже рекомендации Президиума Совета Национальностей СССР (1931 г.) по созданию карельского литературного языка и перевода на карельский язык всей деятельности в республике в области культуры не получили поддержки руководства республики. Это исключало карельский язык из общественной и культурной жизни Карелии, вместе с тем предполагалось использовать разговорный карельский для объяснения предметов в начальной школе. По данным переписи населения КАССР 1933 года 51 % карел знали грамоту на русском, 23 % — на русском и финском, 26 % — только на финском языке .
Во-второй половине 1930-х политика « финизации » была прекращена. Ей на смену пришла кампания по расширению применения русского и карельского языка. В 1938 году был утвержден карельский литературный язык, основанный на русской графике . В его основу был положен диалект центральной части Карелии и тверских карел . Конституция Карелии, принятая в 1937 году, определяла карельский язык как официальный язык республики наряду с русским и финским. В республике все делопроизводство, вывески, штампы, печати учреждений, издательская деятельность, преподавание в школах с карельским составом детей переводились с финского на карельский .
В конце 1920-х годов в Тверской области начался эксперимент по разработке карельской письменности . В 1930 г. утвержден карельский алфавит на основе латиницы , в Лихославле открыто карельское педагогическое училище. В 1931 году была создана школьная азбука и начато обучение детей на карельском языке, появилась еженедельная газета «Kolhozoin puoleh» .
8 июля 1937 года решением Политбюро ЦК ВКП(б) в составе районов Калининской области , заселённых карелами, был образован Карельский национальный округ . К 1938 году в округе было открыто 185 национальных школ для 15 360 детей. 7 февраля 1939 года Президиум Верховного Совета РСФСР в связи с сфабрикованным «карельским делом» издал Указ № 696/86 «О ликвидации Карельского национального округа» . Многие руководящие работники администрации были репрессированы. С ликвидацией округа численность тверских карел стала быстро сокращаться .+
В самой Карельской республике начался период реорганизаций языковой политики. В 1938 году было решено создать новый литературный язык , освобожденный от финского влияния. За основу был взят ливвиковский диалект. В 1939—1940 обучение на этом языке вводилось в школах республики. Однако, 1 сентября 1940 преподавание на карельском языке было отменено. В школах с карельским составом учащихся был вновь введен финский язык. В Конституции 1940 года государственными языками республики вновь стали лишь русский и финский языки. В школах с карельским составом был вновь введен финский язык. Вопрос о карельской письменности, был снят с повестки до 1989 года. Это порождало отношение карел к своему языку как к второстепенному и непереспективному .
В результате Советско-финской войны по Московскому мирному договору (1940) территория бывшей Выборгской губернии была присоединена к СССР и вошла в состав вновь образованной Карело-Финской ССР , выведенной из состава РСФСР. Перед заключением договора финское и карельское население с присоединенных территорий почти полностью было эвакуировано в Финляндию . Но уже через год, летом 1941 года, после того как Финляндия вернула себе Карельский перешеек в ходе Великой Отечественной войны , часть коренного населения вернулась на прежнее место жительства. Летом 1944 года, когда Карельский перешеек был занят советскими войсками , им пришлось вторично эвакуироваться.
После войны начался активный процесс урбанизации карельского народа. К 1959 г. каждый четвертый карел жил в лесном поселке, 1989 году 61,8 % карел жили в городах и лесных поселках. Этнический облик Карелии радикально изменился из-за волны переселенцев ( русских , белорусов , украинцев , финнов , литовцев , эстонцев , чувашей , татар и др.) в первое послевоенное десятилетие. Карелы в республике стали превращаться в национальное меньшинство: к 1959 году в сельской местности Карелии осталось только 3 сельских района с преимущественно карельским населением, в 1989 году — только Олонецкий район . На рубеже XX—XXI веков из-за оттока сельского населения и сложности создания однонациональных семей в городских условиях карельский этнос столкнулся с проблемой воспроизводства .
В первые два послевоенных десятилетия выросло число карел, считающих русский язык родным (28,5 %), и число свободно владеющих русским. К концу 1960-х двуязычие в карельской среде получило дальнейшее распространение и наметилась тенденция перехода народа на русский язык . В 1970-е процесс перехода на русский язык стал необратимым. Русский язык в 1970 году считали родным 36,8 % всех карел СССР , в 1989 году — 52,2 % .
В конце 1980-х гг. наметились перемены в жизни коренных народов, появилась возможность возрождения письменности на родных языках. В мае 1989 г. по инициативе Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН в Петрозаводске была проведена конференция «Карелы: этнос, язык, культура, экономика, проблемы и пути развития в условиях совершенствования межнациональных отношений в СССР». Решением конференции было принято создавать письменную традицию на основе латинской графики на двух наречиях — собственно карельском (северном) и ливвиковском (южном) .
В 1989 г. постановлением Совета Министров КАССР был утвержден алфавит карельского языка на ливвиковском наречии , а вскоре — на собственно карельском наречии .
Единый алфавит был утвержден Постановлением Правительства Республики Карелия № 37-П от 16.03.2007 г., а в 2014 г. в алфавит была добавлена буква С для передачи одного из звуков людиковского наречия .
Динамика численности карел в Российской империи/СССР/Российской Федерации
В основном, зона расселения карел, за исключением собственно Карелии, по европейской части России были ограничены относительно безопасными, но пустующими землями Твери и вокруг Москвы.
(указаны муниципальные образования, где доля карел в численности населения превышает 5 %):
Доля карел по районам и городам России | ||
---|---|---|
муниципальный район, городской округ | Субъект РФ | % карел |
Олонецкий МР | Карелия | 52,2 |
Калевальский МР | Карелия | 35,5 |
Пряжинский МР | Карелия | 31,9 |
Лоухский МР | Карелия | 12,6 |
Муезерский МР | Карелия | 10,9 |
Лихославльский МР | Тверская область | 8,6 |
Суоярвский МР | Карелия | 8,1 |
Спировский МР | Тверская область | 8 |
Питкярантский МР | Карелия | 6,6 |
ГО г. Костомукша | Карелия | 6,4 |
Рамешковский МР | Тверская область | 6,1 |
Кондопожский МР | Карелия | 5,8 |
Максатихинский МР | Тверская область | 5,3 |
Традиционные занятия карел — охота, рыболовство, собирательство , земледелие, животноводство, рубка и сплав леса. Северные карелы занимались оленеводством . Издревле добывали железо из озёрных и болотных руд, освоили ковку, медное литьё, изготовление украшений из бронзы и меди.
Карелы выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овёс, репу, редьку, капусту, морковь. Орудиями труда служили бесподошвенная соха колового типа, соха с отвалом, мотыги, серп, коса-литовка. Молотили цепом с берёзовым билом, зерно мололи на ручных жерновах и водяных мельницах. Держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец и в небольших количествах — кур.
Для рыбной ловли использовали сети, мерёжи, дорожки, невода и удочки. Охотились с помощью лука и стрел, самодельных ружей, ловушек. Охотничьи и рыболовецкие угодья передавались по наследству.
Основные средства передвижения — лодки, плоты, сани, лыжи, волокуши и дровни . Колёсный транспорт у карел почти не применялся.
Поселения располагались по берегам рек и озёр. Основные виды селения — погост и деревня. Погост объединял группу деревень. Планировка деревни, в основном, была прибрежно-рядовой. В жилых домах под одной крышей располагались постройки для скота. Продукты сельскохозяйственного труда хранились в отдельно стоящих амбарах. Каждая семья имела баню, топившуюся по-чёрному.
Карельская семья состояла из двух—трёх поколений родственников, совместно владевших имуществом. Главой семьи являлся один из старших мужчин. Вопрос о вступлении в брак решался родителями, но наряду со сватовством повсеместно бытовал брак уводом.
Традиционная карельская пища — уха, рыбник, калитки . Хлеб пекли из кислого теста. Значительное место в питании занимали молочные продукты. На зиму заготавливали бруснику, клюкву, морошку, солили и сушили грибы. Из напитков предпочитали ягодные морсы . Крепкие напитки почти не употребляли.
Все главные события бытовой жизни сопровождались обрядами, которые были насыщены исполнением различных магических действий. Памятным был «день Кёгри» — дата окончания осенних полевых работ, начало обработки льна и шерсти.
Прозаический фольклор представлен гаданиями, легендами, былинами. В сказочной традиции — волшебные сказки, сказки о животных и бытовые сказки. Народная хореография представлена множеством игр и танцев: кадриль, ристу-кондра, крууга, пайккакиса, пийрилейки, шинка, шулилуйкка, хумахус и других. Важнейшая особенность карельской хореографии — обязательная импровизация. К национальным инструментам относятся диатонические и хроматические кантеле , йоухикко , вирсиканнель, лиру.
Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской группы языков и классифицируется как агглютинативный язык .
Верующие карелы в России в большинстве своём — православные , в Финляндии — лютеране и православные . Массовое крещение карел согласно Лаврентьевскому списку Новгородской летописи происходило в 1227 году, когда князь Ярослав Всеволодович «послав кристи множество Корел, мало не все люди» .