Interested Article - Суккуб
- 2021-10-07
- 1
Суккýб , cуккýбус (от лат. succuba — «любовница, наложница», от subcub(āre) — «лежать под» от sub- — под, ниже + cubāre — лежать, покоиться) — в средневековых легендах — демон похоти и разврата, посещающий ночью молодых мужчин и вызывающий у них сладострастные сны , персонаж низшей мифологии народов Европы . Как ни странно, но при описании суккубов средневековыми демонологами слово succuba использовалось крайне редко; для именования этого класса существ использовалось слово succubus , которое относится к мужскому роду, однако по факту существо не имеет конкретного пола и является бесполым. Вероятно, это связано с тем, что, согласно воззрению христианских демонологов, суккуб — дьявол в женском обличье. Часто описывается как молодая привлекательная женщина , однако при этом имеющая когтистые ступни и иногда перепончатые крылья.
Развитие образа
Церковь видела в суккубах слуг дьявола или даже самого Сатану , принявшего женский облик. Поэтому можно обнаружить множество историй, в которых суккуб рисуется как безобразная ведьма или демоница, медленно выпивающая жизненные силы своих любовников -жертв, отчего их иногда неточно отождествляют с вампирами .
Тем не менее в ранних сообщениях суккуб предстаёт существом желанным, а не ужасным. Пожалуй, самой интересной из таких историй является легенда, поведанная Уолтером Мапесом в «De Nugis Curialium» (около 1185 года ) о папе Сильвестре II (ок. 950 — 12 мая 1003 ). Согласно этой легенде, будущий папа однажды встретил девушку удивительной красоты по имени Меридиана, которая обещала молодому человеку богатство и помощь, если тот согласится быть с ней. Юноша согласился. Каждую ночь он проводил с таинственной любовницей, при этом его карьера пошла в гору: юноша стал архиепископом Реймса , кардиналом , архиепископом Равенны и, наконец, папой.
А. Н. Маслов описывает суккуба как «демона в женском образе», которые стараются уничтожить тело, чтобы овладеть духом человека .
Параллели
Духи природы
Некоторые демонологи видели в суккубах не кого иного, как духов природы. Так, в 1801 году в (англ.) ( Френсиса Барретта было сказано: «Когда лесные нимфы и фавны увидели, что красотой они превосходят других духов, они стали производить потомство и, наконец, начали вступать в брак с мужчинами, воображая, что с помощью подобных сношений они обретут бессмертную душу для себя и своих потомков».
В действительности, изучая различные мифы и фольклор , мы обнаружим, что истории о сексе человека с духами природы (вроде эльфов , нимф, сидов или фей ) были довольно распространёнными. В дохристианскую эпоху род мог гордиться, если в его генеалогическом дереве числился какой-либо дух (обычно женщина) в качестве предка.
Кошмар (Мара)
Не стоит полагать, что до христианства суккуб рассматривался исключительно как нечто желанное. Со времён греков известны, например, эфиальты , демоны-душители. Их западным эквивалентом является Мара , от имени которой, возможно, и происходит само слово кошмар ( фр. cauchemar , англ. nightmare). Хотя не все исследователи согласны с тем, чтобы причислить этот род демонов к суккубам, однако и тех и других, очевидно, следует причислить к демонам сна.
О природе суккубов
Исследователи разных эпох видели в суккубах самые разнообразные явления.
Для ранних демонологов суккубы были своего рода демонами сна, реальными существами нечеловеческого мира. В Средневековье их реальность не ставилась под сомнение, изменилась лишь интерпретация. Теперь это были или посланники дьявола, либо он сам в женском обличье. Позднее, когда будет замечено, что явление таких таинственных любовников часто происходит в особом «пограничном» состоянии сознания — между сном и бодрствованием, например, скептики отнесут суккубов к разного рода галлюцинациям и фантазиям сексуального характера , а оккультисты к проявлению влияния астрального света на человека [ источник не указан 1401 день ] .
В психологии
В книге Карла Густава Юнга «Психологические типы» в главе «Номинализм и реализм» можно найти описание случаев явления Дьявола духовникам . Эти видения были истолкованы как попытка монахов бессознательно компенсировать односторонность их сознательной установки. По мнению Юнга, Дьявол, являющийся анахоретам , — это их внутренний голос, «взывающий из недр бессознательного , голос возмущения против насильственного подавления индивидуальной природы» .
См. также
Примечания
- (неопр.) . Modern Language Association. Дата обращения: 23 марта 2014. 4 марта 2016 года.
- Маслов А. Н. Музей восковых фигур. — 1914.
- Юнг К. Г. Психологические типы = Psychologische Typen. — М. : Академический проект, 2019. — 538 с. — ISBN 978-5-8291-2178-5 . — ISBN 978-5-8291-2327-7 .
Литература
- Роббинс Рассел Хоуп . Энциклопедия колдовства и демонологии / Пер. с англ. Т. М. Колядич, Ф. С. Капицы. — М. : Астрель; Миф; АСТ, 2001. — 560 с.: ил. — (Ad Marginem). — ISBN 5-17-008093-X (ООО «Издательство АСТ»), ISBN 5-271-02118-1 (ООО «Издательство Астрель»), ISBN 5-87214-066-5 (Издательство «Миф»).
- Станислас де Гуайта . Арсенал Колдуна (Храм Сатаны) // Станислас де Гуайта. Очерки о проклятых науках. У порога тайны. Храм Сатаны. — М. : Ланселот, 2004. — 544 с. — ISBN 5-902753-01-5 .
- Махов А. Е. // Hostis Antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря. — М. : Intrada, 2006. — С. 208—213.
- * Злотницкий Д. // Мир фантастики . — ноябрь 2010. — № 87 .
Ссылки
- 2021-10-07
- 1