После вступления на патриаршую кафедру, в 1653 году перед наступлением
Великого поста
, патриарх Hикон разослал по московским церквам «Память» или распоряжение, в которым предписывалось при чтении
молитвы Ефрема Сирина
(«Господи и Владыко живота моего…») класть 4 великих и 12 поясных поклонов, а также совершать
крестное знамение
тремя первыми перстами. Это единоличное действие патриарха Никона вызвало сопротивление и недовольство, тогда патриарх Никон решил собирать поместные соборы. В
1654 году собор
был собран, на нём патриарх Никон встретил сопротивление в лице епископа
Павла
, которого Никон самовластно без суда и соборного решения лишил сана и отправил в ссылку. Для продолжения своей реформы патриарх Никон решил заручиться поддержкой восточных иерархов
.
В начале 1656 года в Москве находился ряд иностранных православных иерархов: патpиарх Антиохийский
Макарий III
,
Патриарх Сербский
Гавриил
, митрополит Hикейский Гpигорий. 12 феврале патриарх Макарий публично заявил, что двуперстное сложение есть подражание армянам, ибо армяне так крестятся
. 24 февраля, в
неделю Православия
, в
Успенском соборе
Кремля в присутствии царя
Алексея Михайловича
патpиарх Макарий вместе с Гавриилом сербским и никейским митрополитом Григорием изрекли анафему на крестящихся двуперстно
.
Участники собора
Патриарх Московский Никон
Митрополит Великого Новгорода и Великих Лук
Макарий
Архимандрит из Суздаля Спасо-Евфимиевского монастыря Авраамий
Архимандрит из Новгорода Антония Римлянина монастыря Макарий
Игумен с Унжи Макарьева монастыря Карион
Архимандрит из Рязани Спасского монастыря Боголеп
Архимандрит из Вологды Каменского монастыря Филарет
Архимандрит Отроча монастыря Авраамий
Игумен из Ростова Борисоглебского монастыря с Устия Иона
Архимандрит из Рязани Рождества Богородицы Сорочинского монастыря Сергий
Архимандрит из Вологды Прилуцкого монастыря Иона
Архимандрит Великого Новгорода Духова монастыря Иаков
Игумен из Вологды Корнильева монастыря Антоний
Игумен Переславль-Залеского монастыря Моисей
Игумен Новинского монастыря Иосиф
Решение собора
Перед Собором русских архиереев патриарх Никон обратился к находившимся в Москве восточным иерархам с вопросом относительно сложения перстов для крестного знамения; ему ответил патриарх Макарий (текст согласно сочинению патриарха Никона «Слово отвещательное»):
Предание прияхом сначала веры от святых апостол, и святых отец, и святых седьми соборов, творити знамение честнаго креста, с тре́ми первыми пе́рсты десны́я руки, а кто от християн православных нетворит крест тако, по преданию восточныя Церкви, еже держа с начала веры даже доднесь, есть еретик и подражатель
арменов
, и сего ради имамы его отлуче́на от Отца и Сына и Святаго Духа и про́клята; извещение истины подписах своею рукою.
Этот ответ, изложенный в более пространной форме
, и стал решением собора, все остальные иерархи поставили под ним свои подписи. Решения собора были напечатаны в дополненной редакции сборника под названием «Скрижаль», которая была издана
Московским печатным двором
(1656).
Рецепция решения собора и его последствия
Решение собора 1656 года о проклятии всех крестящихся двоеперстно было подтверждено на
Большом Московском соборе 1666—1667 года
, на котором была принята подобная анафема не только на двоеперстие, но и на все старые обряды и на тех, кто ими пользуется.
Утвердить постановление <…> об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.
(неопр.)
.
Дата обращения: 5 июля 2021.
13 августа 2021 года.
«Аще кто отселе, ведый, не повинится творити крестное изображение на лице своем, якоже древле святая Восточная Церковь прияла есть, и якоже ныне четыре Вселенстии патриарси, со всеми сущими под ними христианы, повсюду вселенныя обретающимися, имеют, и якоже зде прежде православнии содержаша, до напечатания Слова Феодоритова в Псалтирях со возследованием московския печати, еже треми первыми великими персты десныя руки изображати во образ Святыя, и Единосущныя, и Нераэдельныя, и Равнопоклоняемыя Троицы, но имать творити сие неприятное Церкви, еже соединя два малыя персты с великим пальцем, в нихже неравенство Св. Троицы извещается, и два великосредняя, простерта суща, в нихже заключати два Сына и два состава, по Несториеве ереси, или инако изображати крест, — сего имамы, последующе святых отец седми Вселенских Соборов и прочих Поместных правилом и святыя Восточныя Церкве четырем Вселенским патриархом, всячески отлучена от Церкве, вкупе и с писанием Феодоритовым, яко и на
Пятом
[Соборе] проклята его ложная списания на Кирилла, архиепископа Александрийскаго, и на правую веру, сущая по
Несториеве
ереси, проклинаем и мы.»
Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их (2.6.1971) от 31 мая 2014 на
Wayback Machine