Петрушевская, Людмила Стефановна
- 1 year ago
- 0
- 0
Мариа́нна (Марина) Ге́рцелевна Новогру́дская (род. 10 сентября 1943 , Москва ) — советский, затем российский режиссёр-мультипликатор , член Союза кинематографистов России , член правления Союза кинематографистов России в 1994—1997 годах.
Дочь писателя и журналиста Герцеля Самойловича Новогрудского . Училась в Московской средней художественной школе при Институте им. В. И. Сурикова (МСХШ) . Её однокашниками были такие признанные ныне мастера живописи, как Наталья Нестерова , Владимир Любаров, Татьяна Назаренко .
После окончания МСХШ в 1961 году пришла работать в художественные мастерские МХАТ , где проработала два года помощником декоратора под руководством Татьяны Серебряковой, дочери знаменитой русской художницы Зинаиды Серебряковой . Впоследствии Новогрудская решает стать театральным художником.
Летом 1964 года ВГИК объявил о наборе в первую экспериментальную мультипликационную мастерскую. Это определило дальнейшую творческую судьбу режиссёра. Новогрудская училась во ВГИК с 1964 по 1971 годы в экспериментальной мастерской И. П. Иванова-Вано на факультете режиссуры. В те годы ВГИК выпустил плеяду мастеров кинематографа — параллельно с Новогрудской учились Рустам Хамдамов , Ираклий Квирикадзе и другие.
После окончания ВГИК в 1971 году пришла на студию «Мульттелефильм» ТО «Экран» , где проработала до 1995 года.
В период с 1996 по 1999 годы на телеканале «REN-ТV» была режиссёром и автором идеи цикла детских анимационных передач: детская викторина «В прямом эфире Кот Порфирий» и «Глашины подсказки». Также сотрудничала со ст. «Классика».
Марианна Новогрудская снимает кукольные фильмы и картины в технике перекладки . В разные годы её соавторами были Л. Петрушевская («Лямзи-Тыри-Бонди — злой волшебник»), А. Тимофеевский , Э. Успенский , В. Ливанов (авторы сценария); Г. Беда, Ю. Исайкин, Б. Моисеев , Ю. Аралова (художники), А. Рыбников , М. Дунаевский (композиторы) и другие.
Дебютный фильм, снятый Новогрудской в 1973 году, — «Паучок Ананси и волшебная палочка» — примечателен командой, над ним работавшей. Автором сценария выступил Василий Ливанов, режиссёром-соавтором — Идея Гаранина , автором музыки — Алексей Рыбников, для которого это тоже был дебют в анимационном кино . Фильм-мюзикл « Кошкин дом » (1982) оказался безусловной удачей композитора Максима Дунаевского.
В 1983 году Новогрудская снимает знаковый для себя фильм «Лебеди» (автор сценария А. Тимофеевский), в основу которого были положены три рассказа из «Азбуки» Л. Толстого . Фильм завершается цитатой из романа « Война и мир ». Для работы над картиной были приглашены мультипликаторы Фазиль Гасанов и Михаил Першин, художник Галина Беда, оператор Евгений Туревич. Необычность изобразительного ряда и тонкость применяемой техники перекладки были признаны профессионалами и нашли отражение в статье Ирины Поволоцкой , опубликованной в том же году в газете « Советская культура ».
В 1970—1980-е годы режиссёр балансировала на грани традиции и эксперимента. Начало 1990-х принесло с собой с одной стороны сравнительно большую свободу действий, с другой — неизбежную усталость. Кукольные фильмы этого периода — «Проклятая книга» (1990), «Преступление лорда Артура Сэвила» (1991) — были в целом традиционны.
В мультфильме «Выстрел» (2003) Новогрудская решилась на эксперимент — соединение кукольной и компьютерной анимации. Теплота одушевлённой мультипликатором куклы в сочетании с технологичностью созданного компьютером пространства были высоко оценены коллегами и профессионалами. На Шанхайском международном кинофестивале фильм «Выстрел» был удостоен приза «Золотая панда» за лучший игровой анимационный фильм (Международный конкурс анимационных фильмов на приз «Золотая Панда») .