Interested Article - Лурия, Ицхак

Рабби Ицха́к бен Шломо Ашкена́зи Лу́рия ( ивр. רַבּי יִצְחַק לוּרְיָא ‎; 1534 (1534) ( 5294 ), Иерусалим , Османская империя 25 июля 1572 (5 ава 5332 ), Цфат , Османская империя) — еврейский богослов, раввин , мистик, известный под акронимом Ари ( ивр. אֲרִי ‎). Создал одно из основных течений мистического учения каббалы — школу лурианской каббалы .

Акроним «Ари»

Лоуренс Файн обращает внимание на то, что относительно каббалиста использовались имена Рабби Ицхак Ашкенази или Ицхак Ашкенази Лурия , а акроним АРИ произошёл от начальных звуков слов на иврите ha-'elohi Rabbi Yitshak ( англ. the saintly rabbi Isaac), не употреблялся при его жизни и не встречается в ранних источниках . Так же считает Арье Стриковский: «Ари — аббревиатура Элоки раби Ицхак („Б-жественный раби Ицхак“), или „Ашкенази раби Ицхак“; принято к его имени прибавлять заль — сокращение зихроно ливраха (память о нем благословенна) — Аризаль » ( ѓа-Аризаль ( ивр. אֲרִי ז"ל ‎), то есть «Ари, благословенна его память»).

В XIX веке акроним писался как « А. Р.И. », но уже в Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона использовалась форма « Ари » . Ещё один вариант расшифровки: Адонену Раббену Ицхак .

Народная этимология трактовала акроним АРИ как ивр. אריה ‎ — «лев»), и он был известен в народе, как «Ха-Ари ха-кадош» — Святой лев.

Биография

Родился в Иерусалиме в 1534 году. Отец — Соломон Лурия Ашкенази ( Solomon Luria Ashkenazi ), ашкеназ из Германии или Польши ; возможно, принадлежал к известному с XIV века семейству Лурия ; вероятно, приехал из Бреста . Имя матери не дошло до наших дней, известно только, что она происходила из сефардов . В раннем возрасте лишился отца и воспитывался у богатого дяди (брата матери) Мордехая Франсеса ( Mordechai Frances ) в Египте. С ладино Frances переводится как «француз», что на Ближнем Востоке было распространённой фамилией сефардов из Франции .

Когда Ицхаку было 15 лет, дядя выдал свою дочь за него замуж . В то время юноша занимался торговлей пряностями в Каире , а фамилия-прозвище «Ашкенази» Ицхака Лурии встречается в документе 1559 года .

Ицхак Лурия учился у знаменитого каббалиста Давида Ибн Аби Зимры (акроним Радбаз) , главного раввина Каира и главы египетского еврейства , а после отъезда Радбаза из Египта в середине 1550-х — у ученика Радбаза, рава Бецалеля Ашкенази, автора труда Шита мекубецет («Сводная концепция») , занявшего должность своего учителя. Лурия принимал участие в создании части Шита мекубецет , комментариев к трактату Зевахим ( Zevaḥim ; у А. Стриковского — Звахим) , но рукопись погибла при пожаре в Измире . Под руководством этих наставников Ицхак достиг совершенства в знании всех дисциплин Торы .

интерьер синагоги Ари в Цфате

С какого-то момента он стал вести отшельнический образ жизни, сначала у себя дома, а затем — в домике на берегу Нила , где смог по-настоящему углубиться в мистические переживания и секреты каббалы . Лурия сосредоточился в основном на « Книге Зоар » Моше де Леона , из современников — изучал Моше Кордоверо . К семье возвращался только на субботу . По его словам, на берегу Нила обрёл дар ясновидения, ему начал являться пророк Элияху , повелевший отправиться в Цфат . .

В конце 1569 или в начале 1570 года прибыл в Цфат , важный каббалистический центр XVI века, где стал ближайшим учеником Моше Кордоверо и товарищем крупнейших раввинов и каббалистов. В 1570 году в городе Цфате дочь рабби Ицхака Лурии вышла замуж за сына рабби Йосефа Каро . В том же году скончался Моше Кордоверо, и все ученики избрали Лурию своим новым наставником.

Вокруг него собралось много учеников, среди них были и уже известные знатоки Торы, как Хаим Виталь , будущий наследник Ари, и начинающие, с которыми Ари занимался отдельно. В кружке учеников Лурия начал проповедовать свои идеи; он не записывал их и не излагал их вне своей школы. Поскольку Ари передавал свои знания устно, о его учении, легшем в основу так называемой «Лурианской каббалы», стало известно из сочинений его учеников. При жизни он был известен скорее как святой человек, чем как каббалист — он прослыл человеком, которому открывается пророк Илия, и который может беседовать с душами умерших людей, и таким образом открывать местонахождение могил праведников в Галилее . Уроки Ари обычно проходили на природе, место для занятий подбиралось по мистическому значению.

Могила АРИ в Цфате

Лурия умер в 1572 году во время эпидемии в возрасте 38 лет и был похоронен на кладбище в Цфате. После его смерти Хаим Витал взял на себя миссию распространения учения своего учителя, система практической каббалы Ари была изложена Хаимом Виталем, который собрал записи учеников и написал по ним многие сочинения. Наиболее важным из них является « Книга Эц Хаим » ( «Древо жизни» ).

Учение

Ари основал «Лурианскую каббалу», которая является основой как сефардской каббалы с XVI века , так и хасидской каббалы, появившейся в XVIII веке . Практически все современные каббалистические направления изучают Лурианскую каббалу. Развивая понятия 10 сфирот , Ари выдвинул идеи цимцума , швират келим , зла из клипот . В истории мира и еврейского народа соответственно каждому этапу прослеживается выражение этих идей.

Он первым выдвинул идею о связи праздника Лаг ба-Омер с днем смерти Шимона Бар Иохая .

Современники и ученики

В XVI веке Цфат привлёк многих каббалистов и мистиков, среди которых выделялись:

  • Моше Бассола (1480, Пезаро, Италия — 1560, Цфат)
  • Давид Ибн Аби Зимра, один из первых наставников Ари, оставался в Цфате до конца своей жизни в 1573 году
  • Йосеф Каро (жил в Цфате с 1533 года до смерти в 1575 году)
  • Шломо Галеви Алкабец (жил в Цфате в 1535—1584 годах)
  • Моше Альшех (проживал какое-то время в Цфате, где умер в 1593 году)

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает, что в Цфате Ари излагал своё новое учение в кружке каббалистов, к которому принадлежали Моисей Кардаверо (Моше Кордоверо), Соломон Алкабиц (Шломо Алкабец), Иосиф Каро, Моисей Алшех (Моше Альшех), Илия де Видас (Элияху де Видас), Иосиф Хагиз, Элиша Галадия и Моисей Бассола (Моше Бассола) . После смерти р. Моше Кордоверо некоторые его ученики стали адептами учения Аризаля, например: Элияху де Видас (1518—1592, Хеврон), завершивший в 1575 году в Цфате книгу Решит хохма («Начало мудрости») . Электронная еврейская энциклопедия сообщает, что известны имена примерно 30 учеников Ари .

Хаим Витал привёл имена более 30 учеников Ари. Лоуренс Файн приводит списки согласно статусному порядку, указанному Виталем, но абсолютно убеждён в наличии других последователей, о которых этот автор не упоминает. Согласно Виталю, товарищество единомышленников Ари иерархически подразделялось на 4 группы. В первую и более значимую группу входило 11 каббалистов: Хаим Виталь, Джонатан Сагис ( Jonathan Sagis ), Иосеф Арзин ( Joseph Arzin ), Исаак Коэн ( Isaac Kohen ), Гедалия Галеви ( Gedaliah ha-Levi ), Самуэль Уседа ( Samuel Uceda или Шмуэль Осида — автор «Медресе Шмуэля»), Иуда Мишан ( Judah Mishan ), Авраам Гавриэль ( Abraham Gavriel ), Шаббатай Менаше ( Shabbatai Menashe ), Иосеф ибн Табул ( Joseph ibn Tabul ; у А. Стриковского — раби Йосеф Тубуль ) и Илия Фалько ( Elijah Falko или Фалькон — Falkon ) . Лоуренс Файн обращает внимание на порядок имён в списке, где своё имя Виталь поставил в самом начале, позиционируя себя в качестве лидера последователей. Имя же одного из лучших учеников — ибн Табула — занимает относительно незначительное место в иерархии адептов и приводится в конце списка .

10 учеников вошло во вторую группу: Моше Альшех ( Moses Alsheikh ), Моше Нийяра ( Moses Najara ), Исаак Орша ( Isaac Orcha ), Соломон Сабан ( Solomon Saban или Авсабан — Avsaban ), Мордехай Галлико ( Mordechai Gallico ), Яков Масуд ( Jacob Masud ), Иосеф Альтун ( Joseph Altun ), Моше Минц ( Moses Mintz ), Моше Йона ( Moses Yonah ) и Авраам Гукиль ( Abraham Gukil ) .

Третью группу, в которой, согласно спискам Виталя, повторяется имя Моше Альшеха, составили 13 адептов: Йом Тов Цаалон ( Yom Tov Tsahalon ), Иосеф Коэн ( Joseph Kohen ), Яков Альтарац ( Jacob Altarats ), Давид Коэн ( David Kohen ), Исаак Кериспи ( Isaac Kerispi ), Шимон Ури ( Shimon Uri ), Исраэль Ури ( Israel Uri ), Авраам Арубас ( Abraham Arubas ), Моше Альшех, Исраэль Леви ( Israel Levi ), Иосеф Канпилиас ( Joseph Canpilias ), Иуда Ашкенази ( Judah Ashkenazi ) и некто Нафтали ( Naphtali ) .

В четвёртой группе значилось 3 имени: Авраам Галеви ( Abraham ha-Levi ), Моше Мешамеш ( Moses Meshamesh ) и Иуда Романо ( Judah Romano ).

Исраэль Саруг не упоминается в списках Виталя, так как вошёл в кружок Ари раньше него. Элияху де Видас, Элиэзер бен Моше Азкири (1533—1600), Иосеф бен Моше де Сеговия Бенвенисте ( Joseph ben Moses de Segovia Benveniste ), Гиийя Рофэ ( Hiyya Rofe ), Иосеф Ашкенази ( Joseph Ashkenazi ) и, возможно, Шем Тов Атийях ( Shem Tov Atiyah ) не значатся в формальных списках Виталя, поскольку контактировали с Ари более или менее продолжительное время . Фамилии Фалькон, Галлико, Романо, де Видас, де Сеговия Бенвенисте наталкивают на предположение о сефардском происхождении учеников. Иосиф Хагиз, Элиша Галадоа, Масуд Маарави отсутствуют в списках учеников, приводимых Хаимом Виталем.

Дом Ари

Дом АРИ в Иерусалиме

По преданию, АРИ родился в доме № 6 по ул. Ор аХаим в Иерусалиме.

  • (недоступная ссылка)
  • Дом АРИ в Иерусалиме

Примечания

  1. ↑ , Luria's Life in Egypt, p. 28.
  2. ↑ , Биография Аризаля
  3. ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  4. Кей, Эстер. (неопр.) . Время Мошиаха (5 декабря 2002). Дата обращения: 2 июня 2015. 26 марта 2015 года.
  5. ↑ , Luria's Life in Egypt, p. 29.
  6. ↑ .
  7. ↑ , Luria's Life in Egypt, p. 30.
  8. ↑ .
  9. , Luria's Life in Egypt, pp. 35—39.
  10. , Luria's Life in Egypt, p. 39.
  11. (неопр.) . Jewish.ru (30 апреля 2001). Дата обращения: 1 июня 2015. Архивировано из 10 апреля 2016 года.
  12. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  13. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  14. В скобках указаны имена в используемой в Википедии орфографии.
  15. Кац, Александр. (неопр.) . Толдот Йешурун. Дата обращения: 24 июля 2016. 6 августа 2016 года.
  16. , После кончины Аризаля
  17. В скобках приводятся имена, указанные Лоуренсом Файном.
  18. ↑ , Saintliness, Heavenly Communication, and the Divinatory Arts, p. 83.
  19. , Saintliness, Heavenly Communication, and the Divinatory Arts, p. 84.

Литература

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  • — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Кац, Александр. (неопр.) . Толдот Йешурун. Дата обращения: 24 июля 2016.
  • // Аризаль — великий кабалист (раби Ицхак бен Шломо Лурия) / Сост. А. Стриковский; пер. с иврита Й. Векслер. — Иерусалим: Амана, 1992. — 80 с.
  • // Аризаль — великий кабалист (раби Ицхак бен Шломо Лурия) / Сост. А. Стриковский; пер. с иврита Й. Векслер. — Иерусалим: Амана, 1992. — 80 с.
  • Fine, Lawrence. . — Stanford, CA: Stanford University Press, 2003. — 480 p. — (Stanford Studies in Jewish History and Culture). — ISBN 0-8047-4826-8 .
  • Эстер Кей. У истоков лурианской кабалы, Цфат, 16 век. — Иерусалим: "Шамир", 2009.

Ссылки

  • (отрывки из сочинений Ари с комментариями Бааль Сулама )
  • [web.archive.org/web/20160320052658/www.kabbalah-arizal.nl/rus.html Центр Лурианской Каббалы]
Время деятельности Ицхака Лурии в истории иудаизма

Same as Лурия, Ицхак