Поморские ответы
(официальное название
Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита
) — одно из главных апологетических произведений
староверов
всех согласий, опубликованное в
1723 году
. Авторство считается коллективным, но определённое первенство всё же принадлежит
Андрею Денисову
. Объём ответов составил 366 листов (732 с.).
Предыстория
В
1722 году
в
Выговскую
старообрядческую
беспоповскую
общину для проведения диспутов о вере был отправлен иеромонах Российской Православной церкви
Неофит
, написавший сборник из 106 вопросов, составленных в полемической форме.
История написания и опубликования
Ответы на эти вопросы были составлены под руководством
братьев Андрея и Семёна Денисовых
(в основном,
Андрея Денисова
), основателей поморской
Выгорецкой пустыни
, около
1723 года
. Два первых экземпляра рукописи «Ответов», очевидно, были готовы уже к
21 июня
1723 года и оба сданы в канцелярию Петровских заводов в
Олонце
: для «
господина присланного учителя иеромонаха Неофита
» и «
для хранения в Канцелярии заводов
». Оригинал подписан девятью уполномоченными:
Даниилом Викуловым
, Ипатия Ефремова, Петра Ануфриева, Михаила Андреева, Ильи Ефремова, Ивана Михайлова, Павла Дементиева, Севастьяна Савинова вместо Матвея Яковлева и Тита Евсевьева вместо Антония Лукина
.
Опровержение «Поморских ответов», по поручению Св. Синода, было составлено архиепископом Тверским
Феофилактом
под заглавием «Неправда раскольническая, которую на себя объявили выгорецкие пустосвяты в ответах на вопросы, поданные им от честного иером. Неофита» (сохранилось в рукописи)
. В 1745 году это сочинение было переработана
Арсением Мацеевичем
и издано под названием «Обличение неправды раскольнической»
.
Содержание
«Поморские ответы» представляют собой выдающееся для того времени полемическое сочинение, авторы показали способность подмечать слабые стороны оппонента, умело использовали приёмы критического анализа, использован огромный объём литературных, исторических и
иконографических
источников. В то же время произведение обладает несомненными достоинствами как литературная и богословская работа.
В «Поморских ответах» был проведён первый в русской истории
палеографический
анализ исторического документа: блестяще была доказана подложность так называемого
«Соборного деяния на еретика арменина на мниха Мартина»
, приводимого Российской Православной церковью в качестве одного из центральных доказательств истинности и древности «новых обрядов» и относимого к XII веку.
-
1. (А) О православности веры древнероссийской церкви православной веры
-
2. (В) О всесоборном согласии древнероссийской церкви
-
3. (Г) О случившихся в России раздорах противников Восточной Церкви
-
4. (Д) О согласии древнероссийской церкви с восточною
-
5. (Е) О двуперстном сложении на крестное знамение и благословение, которое неизменно соблюдалось от крещения Руси до патриарха Никона
-
6-10. О новизне троеперстного сложения
-
11-13 (AI). Двумя перстами креститься есть обычай древний и православный.
-
14-15. О том, что два перста символизируют два естества во Христе.
-
16-20 (ЖI). О всесогласном в древнероссийской и восточной церкви пении сугубой
аллилуйи
.
-
21-24 (КА). О преподобном
Максиме Греке
, который был православным.
-
25 (КЕ). О согласии всероссийском до
Стоглавого собора
.
-
26-35. О правлении книжных описей до московского патриарха Никона.
-
36-39. О книгах
Кирилла Иерусалимского
.
-
40 (М). О том, сколькими перстами повелел креститься
Феодорит
.
-
41 (МА). О том, сколькими перстами повелел креститься Мелетий.
-
42-47. О крестном знамении согласно Стоглавому собору.
-
48 (МИ). В православии ли ныне пребывает церковь великороссийская?
-
49-50. Новизна и изменения великороссийской церкви: об отказе от
двуперстного
крестного знамения, о порицании
арианством
,
македонианством
, арменством и
несторианством
, об отказе от
трёхчастной формы креста
, об изменении ангельской песни
аллилуйя
, об имени «Исус», о земных поклонах, о зачатии человечества, о воскресении мёртвых, об иконах, о пении, об изменении в чине крещения (об обливаемом крещении), об изменении хождения по солнцу.
-
51 (НА). О нововведениях («новостех») и спасении от них.
-
52 (НВ). Об императорском величии и Синоде.
-
53 (НГ). О том, почему Стоглавый собор трёхкратную аллилуйю латинством нарёк.
-
54-62. Об изменении числа
просфор
с 7 до 5. О печати на просфорах
двухчастной формы креста
вместо трёхчастной.
-
63-71. О
восьмиконечном кресте
, об древнем обычае полагать его на
просфиры
, о его превосходстве над двухчастным крестом (крыжем).
-
72-74. О великом государе царе
Алексее Михайловиче
.
-
75-76. О новопреданных догматах.
-
77-78. О древнецерковном благочестии.
-
79-84. Об исправлении книг Никоном.
-
85-87. О Соборе после Никона и о низвержении Никона.
-
88 (ПИ). О государях Фёдоре и Иоанне Алексеевичах.
-
94-98. О нововведениях.
-
99. Об обещании Христа быть до скончания века.
-
101 (РА). О том, что вера православная и Церковь может и без священников и видимой церкви пребывать и спасать. «Кафолическая церковь не стенами и столпами утверждается, но православной верой и житием благочестивым»
-
102—103. О крещении по нужде, на основе Предания о совершении крещения иноками и дьяконами, которые не были возведёнными в сан.
-
105 (РЕ). О приемлющих попечение о спасении других. Примером для старообрядцев здесь становится
Антоний Великий
, который стал иноком и духовным учителем без особого рукоположения видимой церкви. «Вспоминаем
Пахомия Великого
, который стал пастырем, не имея священнического сана». В качестве возможности проведения исповеди мирянином старообрядцы ссылаются на слова
апостола Иакова
(
Иак.
)
-
106 (PS). О вере православной. Современная «Восточная церковь» Константинопольского патриархата, по мнению старообрядцев, «изнасилована агарянами», которые суть ученики
Мухаммеда
(
Моамефа
) — лжепророка и предтечи антихриста. Вера же
православнокафолическая
заключается в
двоеперстии
, полагании
восьмиконечного креста
на просфоры и пении сугубой аллилуйи.
Оригинал рукописи
Оригиналы рукописей «Поморских ответов», поданные
Петру I
и Неофиту, находились в собрании московского старовера Егора Егорова, которое ныне хранится в отделе рукописей
Российской государственной библиотеки
.
Издания
-
Поморские ответы. [Б.м.]: Издание Мануиловского Никольского монастыря, 1884. Нелегальное старообрядческое издание, осуществленное священноиноком Арсением (Швецовым), будущим епископом Уральским и Оренбургским. Текст на церковно-славянском языке. В 2016 г. Музейно-библиотечно-архивным отделом Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной старообрядческой Церкви эта книга переиздана репринтным способом, кроме того осуществлено её переложение на современный русский язык, составившее отдельный второй том. См.:
Поморские
ответы
[Текст] : [в 2 кн.] / [пер., подгот. текста к изд., примеч. В. В. Боченкова]. - Москва : Криница, 2016. - 21 см. - (Серия "Наследие старообрядческих апологетов, начетчиков, писателей").;
ISBN 978-5-9907762-0-3
(Кн. 1),
ISBN 978-5-99-07762-2-7
(Кн. 2).
-
Поморские ответы. М.: Типография П.П. Рябушинского, 1911
-
Поморские ответы. М.: Христианская типография при Преображенском богадельном доме, 1911
-
Поморские
ответы
: Русская православная старообрядческая церковь, Митрополия Московская и всея Руси, Архив, Библиотека редких книг и рукописей ("Рогожское книгохранение") / Денисов Андрей (Вторушин Андрей Дионисиевич) ; [переложение на современный русский язык и вступительная статья В. Боченкова]. - Калуга : Фридгельм,
2022
. - 318 с. : ил.; 22 см. - (Серия "Наследие старообрядческих апологетов, начетчиков, писателей").;
ISBN 978-5-905756-67-2
Примечания
Литература
-
Бубнов Н. Ю.
// «Поморский вестник»: изд. Старообрядческого общества Латвии. № 21, июнь. — Рига, 2008. — С. 4-5.
-
Парфений (Аггеев)
, игум.
Книга возобличение на поморские ответы Андрея Денисова с сотрудниками / Написана в Спасопреображенском Гуслицком монастыре настоятелем игуменом Парфением. — Москва : Синод. тип., 1867.
-
Антонов Е. А.
Замечания на ответы, данные поповцами австрийского согласия безпоповцам согласия поморского. — Москва : тип. г. Лисснера и А. Гешеля, преемн. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1897
-
Павел Прусский.
Замечания на книгу поморских ответов. — Москва : Братство св. Петра митр., 1890. — VIII, 552 с.
-
Старообрядческий церковный календарь на 1963 год.: Посвящается 240-летию «
Поморских
Ответов
». [Текст]. — Вильнюс : Высш. старообряд. совет в Лит. ССР ; Рига : Риж. гребенщиков. старообряд. община в Латв. ССР, [1963].
-
Юхименко Е. М.
Выго-Лексинское общежительство в начале XVIII в.: Предыстория «Поморских ответов» // Старообрядчество: История, культура, современность. Тезисы. — М., 1997. — С. 148—150.
-
Юхименко Е. М.
Неизвестная страница полемики выговских старообрядцев с официальной Церковью: Предыстория «Поморских ответов» //
Труды Отдела древнерусской литературы
. Т. 51. — СПб., 1999. — С. 404—416.
Ссылки
-
. — 1723.
оригинал, предназначенный для подачи императору
-
. — 1723.
Синодальный оригинал
-
на викискладе
-
книга в формате djvu
-
книга в виде графических файлов в формате TIFF, сохранённых в архивах ZIP