Витт, Корнелис де
- 1 year ago
- 0
- 0
Корнелис Бос ( нидерл. Cornelis Bos , около 1510, Хертогенбос — 7 мая 1555, Гронинген ) — нидерландский рисовальщик-орнаменталист, гравёр, издатель и торговец печатными изданиями, создатель своеобразного жанра и стиля орнаментальной гравюры — нидерландского гротеска . Работал в технике резцовой гравюры. Свои работы подписывал инициалами: «СВ».
Родился в городе Хертогенбос, в Нидерландах (провинция Северный Брабант), но зарегистрирован гражданином Антверпена , там же состоял членом Гильдии Святого Луки .
С 1540 года жил и работал в Антверпене. Гравировал по рисункам Мартена Ван Хеемскерка . В 1548—1550 годах, вероятно, был в Италии, о чём косвенно свидетельствуют его гравюры по оригиналам Агостино Венециано и Маркантонио Раймонди . Гравюры по другим итальянским оригиналам были столь многочисленны и точны в деталях, что их использовали при издании в переводе на голландский язык трактатов по архитектуре Витрувия и Себастьяно Серлио , опубликованных знаменитым нидерландским художником-гравёром и издателем Питером Куком ван Альстом . В 1530 году в Антверпене опубликована с надписями на французском языке «Книга мореска» (Livre de moresques), образцов мавританского орнамента .
Бос иллюстрировал научные трактаты, в частности книгу по анатомии (1542). Летом 1544 года Корнелис Бос был вынужден бежать из Антверпена из-за участия в религиозной секте донатистов . Вероятно, скрывался в Париже. Затем, в 1546—1548 годах работал в Нюрнберге, где опубликовал более ста гравированных рисунков с мотивами гротеска и ленточного орнамента: рольверка и бандельверка . Эти композиции сравнивают с работами малых нюрнбержцев и кляйнмайстеров , в частности с гравюрами Виргиля Солиса . Однако К. Бос создал собственный вариант гротеска (хотя иногда помечал свои композиции: «гротеск в стиле Ватиканских лоджий»). Композиции Боса изображают фантастические повозки или корабли с вплетёнными в них фигурами странных людей, нимф , козлоногих сатиров , сфинксов , химер , птиц и экзотических животных: слонов и носорогов. Считается, что подобные странности восходят к нидерландскому фольклору и народным праздничным шествиям, которые ежегодно устраивали в Антверпене . В таких композициях, что типично для искусства Северной Европы того времени, соединились элементы искусства итальянского Возрождения , маньеризма и фламандского барокко .
В 1548 году К. Бос переехал в Гронинген, где и скончался в 1555 году. К. Бос был дважды женат и у него было семеро детей (в двух браках) .