Interested Article - Арсений (Швецов)

Епископ Арсе́ний (в миру Они́сим (или Ани́сим ) Васи́льевич Швецо́в ; август 1840 , деревня Ильина Гора , Вязниковский уезд , Владимирская губерния 10 сентября 1908 , Уральск ) — епископ Русской православной старообрядческой церкви ; епископ Уральский (1897—1908); духовный писатель.

В 2011 году Русской православной старообрядческой церковью прославлен в лике святых.

Биография

Родился в 1840 году в деревне Ильина Гора Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье старообрядцев-беспоповцев нетовского согласия , полагавших, что после XVII века нет истинных церкви, священства и таинств.

Получил домашнее образование, затем успешно окончил казённое сельское училище. Занимался крестьянским трудом, но даже в поле на сенокос подросток брал с собой книги и чётки, для того, чтобы читать и молиться при каждой возможности .

В юности уходил к «старцам» — беспоповским пустынникам. Поначалу родные Анисима решили, что он утонул в Клязьме. Но вскоре узнали, что их сын жив. По настоянию матери Анисим вернулся в семью .

В это время Анисима призывают на службу в армию. Но родители не желали, чтобы Анисим надевал военную форму. По тогдашней практике разрешалось нанять за деньги «охотника» — добровольца, который за вознаграждение брался отслужить за потенциального рекрута. Однако «охотник» запросил так дорого, что Анисиму пришлось занять недостающую сумму у земляков — выходцев из деревни Ильино Ковровского уезда богатых купцов-беспоповцев Першиных .

Для отработки долга поступил на службу в качестве судового приказчика в городе Коврове . Библиотека Першиных, которой молодой человек мог свободно пользоваться, стала для него настоящим сокровищем. Изучал богословские труды, находившиеся в библиотеке своих хозяев, пришёл к выводу о ложности учения о прекращении истинного священства .

Будучи по делам в Москве , был принят старообрядческим архиепископом Антонием (Шутовым) , который убедил его в истинности белокриницкой иерархии .

С 1865 жил в Москве, присоединился к старообрядческой церкви и работал письмоводителем при архиепископе Антонии до его кончины в 1881 году . Продолжил заниматься самообразованием, изучая историческую и богословскую литературу из библиотеки архиепископа, учился греческому языку. Убедил своих родителей и односельчан признать белокриницкую иерархию, его усилиями в родном селе был выстроен деревянный храм во имя Святой Троицы. После кончины архиепископа Антония написал его биографию — важный источник по истории старообрядчества XIX века.

В 1883 году выехал в Румынию , где занимался организацией старообрядческой типографии и издал свой первый труд «Истинность старообрядствующей иерархии». Затем возвращается в Москву.

27 января 1885 году Анисим Швецов был пострижен архиепископом Московским и всея Руси Савватием (Левшиным) в монашество с именем Арсений, 28 января тот же архиерей рукоположил его в иеродиакона , а 29 января — в сан священноинока .

С 1887 года жил в скиту близ села Безводного Нижегородского уезда Нижегородской губернии, где вместе с Иваном Верховским организовал нелегальное гектографическое издание старообрядческих книг, в том числе собственных сочинений «Оправдание старообрядствующей Церкви» и «Книга об антихристе». Позднее это издательство было переведено в Нижний Новгород . В 1896 году про скит в Безводном был составлен такой отзыв: «Устроенный раскольниками австрийского согласия безводненский скит имеет специальное назначение – приготовлять раскольнических начетчиков к умелому пропагандированию во всех местах австрийского раскола. Он открыт для временного проживания всем австрийским начетчикам, и последние сюда являются в довольно большом количестве. Под руководством Швецова они изучают известную раскольническую казуистику, употребляемую для защиты австрийской лжеиерархии; здесь же напитываются тою слепой враждой к православию и тою наглостью и дерзостью, с какими являются на публичных собеседованиях с миссионерами»

Много путешествовал с целью старообрядческой проповеди, посетил Поволжье , Урал и Украину . В сентябре 1890 года был арестован в Черниговской губернии за «явное оказательство раскола», но весной 1891 освобождён под залог. Поселился в Нижнем Новгороде в доме купчихи Веры Михайловны Сироткиной, матери видного деятеля старообрядчества Дмитрия Васильевича Сироткина . Занимался собиранием старообрядческой библиотеки, обучением молодых богословов- начётчиков , среди которых были Фёдор Мельников и Иван Усов (в иночестве Иннокентий , будущий митрополит).

Как начётник, Арсений (Швецов) использовал не только старопечатные книги (как свои предшественники), но и новые академические издания творений Отцов церкви, находя в них аргументы в полемике с противостарообрядческими миссионерами. Разработал учение о церкви, согласно которому её непогрешимость заключается не в людях, всегда грешных и преступных, а в Христе и его благодатных действиях в церкви. Считал, что церковь имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю; первую составляет исповедание веры, а вторую — верующие, как пасомые, так и пастыри, а равно и священнодействия, тесно связанные со званием пастырей. Из этого исходит, что в период, когда у старообрядцев в течение 180 лет не было своих архиереев, внутренняя — таинственная, благодатная, Божественная — сторона церкви продолжала существовать. Поэтому старообрядческое общество, «с лишением единомысленных себе епископов, не лишалось наименования церкви Христовой».

Деятельность Арсения (Швецова) и его богословские взгляды вызывали противоречивую реакцию в старообрядческой среде. Оппоненты — в частности, старообрядческий писатель Василий Механиков — обвиняли его в еретических воззрениях. Уже когда он был епископом, некоторые старообрядцы упрекали его во внесении исправлений в церковные книги, называя «книжным реформатором наподобие Никона», и требовали лишить за это сана. В то же время представители официальной церкви считали его своим опасным оппонентом, утверждая, что «Швецов опасный пропагандист раскола» и что он «сеет раскол по всей России».

После смерти епископа Уральского Виктора (Лютикова) выбор уральских старообрядцев пал на священноинока Арсения. В сентябре 1897 года уральцы составили прошение на имя архиепископа Савватия (Лёвшина) о введении Арсения в сан епископа. В Москву прошение повезла депутация от 23 приходов Уральской и Оренбургской епархии.

Российские иерархи дали согласие и 24 октября 1897 года в селе Елесине Нижегородской губернии Арсений был епископами Нижегородским Кирилом (Мухиным) и Казанским Иоасафом (Зеленкиным) возведён в сан епископа Уральско-Оренбургского с Азиатскою стороною.

Уже в 1898 году епископ Арсений стал местоблюстителем Московской архиепископии после того, как владыка Савватий дал требуемую властями подписку о том, что не является архиепископом, и после этого был смещён старообрядцами со своего поста. Был одним из инициаторов избрания нового архиепископа Иоанна (Картушина) , содействовал налаживанию ежегодного созыва Освящённых Соборов, являлся учредителем ежегодных Всероссийских съездов старообрядцев. По инициативе владыки Арсения его ученик Иннокентий (Усов) был рукоположён во епископа Нижегородского и Костромского. Наряду с Уральской епархией временно управлял Нижегородской и Саратовской.

В августе 1899 года Освящённый собор почислил епископа Нижегородского Кирилла на покой и назначил епископа Арсения временным блюстителем Нижегородской епархии. В дальнейшем нижегородские старообрядцы просили Освящённый Собор утвердить епископа Арсения на Нижегородской епископской кафедре. В свою очередь, эти прошения вызывали недовольство у уральских старообрядцев, которые не хотели, чтобы их владыку перевели на другую епархию .

Продолжал заниматься литературной деятельностью. По словам В. П. Рябушинского , «как писатель он очень плодовит и разнообразен. Нет, кажется, ни одного вопроса, важного для старообрядчества, которого бы уральский епископ не коснулся».

В 1906 году основал в Уральске первую легальную старообрядческую типографию. До самой смерти продолжал посещать приходы трёх епархий, которыми управлял. Единственным его достоянием была библиотека, стоившая более 10 тысяч рублей — деньги, получаемые от богатых благотворителей, он передавал бедным приходам и неимущим священникам.

В 1906 году члены Саратовского старообрядческого Братства отправили на Освящённый Собор прошение об учреждении в Саратове, как центре Поволжья, Архиепископии во главе с владыкой Арсением. А пока в России не учреждена старообрядческая Митрополия, саратовская Архиепископия будет считаться второй Архиепископией, предоставляя каноническое главенство Московской. Однако Собор оставил епископа Арсения временным управляющим Саратовско-астраханской епархии, до появления возможности открытия в Саратове Архиепископии. Вслед за этим обращением на Собор поступали прошения от уральских старообрядцев, которые буквально умоляли Собор «не отдавать» на другую епархию их владыку Арсения

В 1907 году уральские христиане обращались к Освященному Собору с прошением освободить епископа Арсения от управления Саратовской епархией вследствие его слабого здоровья. 25 июня 1907 года Собор это прошение оставил открытым, управление епархии осталось в ведении Арсения до избрания кандидата на Саратовско-Астраханскую епархию.

Скончался 10 сентября 1908 года. 14 сентября погребение совершил епископ Нижегородский Иннокентий (Усов) , при тринадцати священниках и двух дьяконах. Похоронен в склепе у церковной стены, с правой стороны.

Канонизация

В октябре 2001 года в Освящённом соборе РПСЦ в Москве было высказано предложение о канонизации Арсения, однако собор не принял определённого решения по этому вопросу.

16 октября 2008 года Освящённый Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви причислил святителя Арсения к лику святых.

23 сентября 2010 года в городе Уральске (Казахстан) под руководством митрополита Корнилия открылись торжества, приуроченные к обретению мощей Арсения (Швецова). В храме Уральской старообрядческой общины был отслужен молебен святителю Арсению с чином соборного облачения и омовения святых мощей. 25 сентября состоялось освящение храма .

В 2011 году прославлен в лике святых Русской православной старообрядческой церковью . Мощи обретены и покоятся в Покровском старообрядческом храме Уральска .

Публикации

  • Оправдание старообрядствующей святой Христовой церкви, в ответах на притязательные и недоумительные вопросы настоящего времени. Яссы, 1887.
  • Показание всеобдержности двуцарственного сложения в древней православной церкви и погрешностей противу святого Евангелия в новообрядствующей греко-российской церкви. Яссы, 1888.
  • . Яссы, 1888 (второе издание — М., 2005).
  • Очерк на Разбор М. Шустова. Апология старообрядствующей иерархии А. Швецова. Гектограф. 1900 г.
  • О сущности и свойствах Церкви Христовой, исповедуемой в православном Символе Веры. А. Швецов. Гектограф.
  • Объяснение веры во Святую Соборную и Апостольскую Церковь между последователей церкви грекороссийской и старообрядческой. Гектограф.
  • Разбор письма Т. В. Альгина 1894 г. Гектограф.
  • Руководство о средствах, возбраняющих брак. Составлено Арсением, старообряд. епископом Уральским. С-Петербургъ Охт.скоропеч. 1907 г. 7(1)с.
  • Собрание сочинений: Вып. 1: Сочинения апологетические (1872—1900 гг.) / Сост., подгот. текстов, науч. ред., вводн. статья В. В. Боченкова. М.-Ржев: Маргарит, 2008. — 376 с., илл. ISBN 978-5-87049-603-0 .
  • Собрание сочинений: Вып. 2: Исторические и историко-мемуарные сочинения (1860-е — 1906 гг.) / Сост., подгот. текстов, науч. ред., вводн. статья В. В. Боченкова. М.-Ржев: Маргарит, 2010. — 472 с., илл. ISBN 978-5-91974-001-8 .
  • Собрание сочинений: Вып. 3: Полемические сочинения 1871—1888 гг. Цикл работ об Окружном послании 1877—1899 гг. / Сост., подгот. текстов, науч. ред., вводн. статья В. В. Боченкова. М.-Ржев: Маргарит, 2013. — 496 с., илл. ISBN 978-5-91974-052-0 .

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 28 декабря 2016. 28 декабря 2016 года.
  2. Зонтиков Н. А. Глава 4. Нижегородско-Костромская епархия: епископы Арсений (Швецов) и Иннокентий (Усов) // . — Кострома: ДиАр, 2015. — ISBN 978-5-93645-055-6 . 13 февраля 2017 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 3 января 2017. 4 января 2017 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 24 октября 2017. 24 октября 2017 года.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1903. — Т. XXXIX. — С. 342—343.
  • Некролог Архиепископа Арсения // Исторический вестник , 1908, октябрь, том 114. — С. 371
  • // С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. — М., Церковь, 1996. — С. 36-37
  • Вознесенский А. В., Мангилёв П. И. , Починская И. В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701—1918): Материалы к словарю. — Екатеринбург, 1996. — С. 5, 33-40, 64, 66-68;
  • Панкратов А. В. // От востока направо. История, культура, современные вопросы старообрядчества. — М. , 2000. — С. 61—65. — 232 с. — ISBN 5-201-14607-4 .
  • Панкратов А. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 419-420. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0 .
  • Поклонный крест на родине Арсения Уральского // Липоване: история и культура русских-старообрядцев. — Вып. 2. — Одесса, 2005. — С. 81—84.
  • Боченков В. В. Арсений (Швецов), епископ Уральский и Оренбургский. Жизнь и творчество. Предисловие к публикации // Арсений (Швецов), епископ Уральский и Оренбургский. Собрание сочинений: Вып. 1: Сочинения апологетические (1872—1900 гг.). — М.; Ржев, 2008. — 376 с.
  • Старовойтов И. А. // Церковь. Богословие. История. 2022. — № 3. — С. 532—539.

Ссылки

  • на официальном сайте РПСЦ

Same as Арсений (Швецов)