Interested Article - Тотальность и бесконечное

«Тотальность и Бесконечное» ( фр. Totalité et Infini) — работа Эммануэля Левинаса , вышедшая в 1961 году. Носит подзаголовок «Эссе на тему экстериорности». В работе прослеживается значительное влияние на мысль Левинаса феноменологии .

Оригинальный французский текст может быть подвергнут критике с точки зрения стиля и грамотности: в работе присутствуют синтаксические, грамматические и пунктуационные неточности, создающие впечатление поспешности при написании. Кроме того, и с точки зрения оформления: хотя «Тотальность и Бесконечное» представляет собой текст научной работы, на страницах книги не содержится ни библиографии, ни постраничных сносок (за исключением нескольких страниц в начале, а также указаний вроде «см. выше»).

Истоки идей, сформулированных в работе

Левинас, до Второй Мировой войны изучавший феноменологию , был заинтересован в осмыслении феномена геноцида . Его центральный тезис заключается в том, что западная мысль долгое время стремилась к осмыслению Другого , к включению его в свою систему, к его ассимиляции . В этом отношении гитлеровский геноцид являлся, по мнению Левинаса, своеобразной кульминацией того насильственного потенциала, который можно извлечь из западной философии. Разработке концепции Другого с целью его ассимиляции противопоставляется повседневный опыт встречи с ним.

Соотношение Тождественного и Иного

Левинас отмечает, что со времен Сократа под процессом познания понимается переход от неизвестного к известному, от различия к тождеству . Онтологическое познание подразумевает обнаружение в вещи того, благодаря чему она не просто предстает как конкретное, единичное сущее, но может быть отнесена к более общим категориям . Человеческий ум перед лицом разнообразия ищет, посредством размышления, способ организации родов сущего. Таким образом иное, будучи единичным, растворяется, объективируется в Тождественном. И хотя этот процесс является основой познавательной способности человека, доведенный до предела он образует Тотальность, поглощающую различия, уничтожающую всякую инаковость.

Левинас стремится разорвать с подобной логикой в отношении Иного, представив его в качестве Абсолютно Иного, не поглощаемого Тотальностью. Прежде всего, он обращается к идее бесконечного у Декарта . Идею бесконечного, сопровождаемую метафизическим желанием Абсолютно Иного (не интенциональным , то есть не направленным на конкретный предмет), можно было бы отнести к картезианской категории врожденных идей , парадоксальной характеристикой которой является способность вмещать больше, чем она способна вместить. Бесконечное открывается в тайне интерсубъективного отношения между Я перед лицом Ты, выходящего за рамки любых категорий. В этом заключается основа этики для Левинаса: отношения между Я и Ты принципиально спонтанны и асимметричны, поскольку Другой всегда превышает идею другого во мне.

Формы отношений с Другим в «Тотальности и Бесконечном»

Отношение палача

Палач — это тот, кто одновременно стремится как к унижению и уничтожению своей жертвы, низведению её до статуса вещи, так и к тому, чтобы подвергшийся мукам стал свидетелем своего положения. Палач жаждет низвести субъекта до статуса вещи в присутствии самого субъекта. Это желание противоречиво, поскольку субъектный статус исключает вещественный: вещь не может стать свидетельством своего собственного низвержения. Подобная логическая противоречивость в отношении палача к жертве — один из примером несводимости Другого к моему представлению о нём.

Асимметрия этического отношения

По Левинасу, отношение с Другим принципиально асимметрично. Примеры, иллюстрирующие данный тезис — это отношения родителей с детьми или героический порыв, когда я рискую своей жизнью ради другого. То, чего я требую от себя, несопоставимо с тем, чего я вправе требовать от другого. Я и Другой находимся не в симметричной системе, поскольку симметрия предполагает зеркальное отражение объекта слева от оси симметрии в плоскости справа. Этические же отношения строятся по принципу дара, а не равноценного, или симметричного, обмена. Принимая на себя ответственность за Другого, не жду и не требую в ответ того же от него. Взаимность не является обязательным условием этического отношения .

Эпифания лица

В определённом смысле Другой дан мне посредством своего лица. Я могу сфотографировать его, написать портрет, внимательно рассмотреть, отличить от фоторобота . В этом отношении лицо другого может быть схвачено, заточено в рамки моего собственного представления о нём. Тем не менее, хотя явление лица и происходит в мире, Лицо Другого не сводимо к объекту, к видимому, к внешней стороне. Для Левинаса Лицо Другого есто то, что постоянно ускользает от меня. В Лице вмешается постоянный переход от невидимого к видимому, так что «Лицо Другого постоянно разрушает и превосходит предъявляемый мне пластический образ» . В Лице бесконечность Другого, которая препятствует тотализации, открывается по принципу Откровения , потоэму Левинас для описания появления Лица пользуется религиозным термином эпифания .

Тезис об эпифании лица подвергся критике Деррида и был пересмотрен Левинасом в работе (1974).

Речь

Обращение в слове — это уже обращение к кому-то иному, кто соотносится только сам с собой, а не с моим представлением. В то же время, и Другой именно своей речью, обращённой ко мне, производит абсолютность собственного явления .

Ласка

Ласка — это способ прикосновения к другому, «овладения». Ласка, нацеленная на овладение и наслаждение, содержит в себе парадокс , поскольку наслаждение возможно не в ситуации поглощения и подавления, но, напротив, лишь в момент присутствия того, что желаемо. Левинас пишет: «Ласка ищет, стремится. Это интенциональность не обнаружения, а поиска, движения к невидимому» . Эротическая ласка — это движение к скрывающемуся, а сексуальное желание можно назвать желанием желания другого.

Идея бесконечного

Столкновение с Лицом другого и асимметрия этического отношения соотносятся с идеей бесконечного во мне. Иметь в себе идею Бесконечного означает иметь представление о том, что я не могу представить: я парадоксальным образом думаю о том, что всегда остается за пределами моей мысли. Идея Бесконечного, по Левинасу, и есть встреча с Другим. Быть в присутствии Другого, перед его Лицом значит соотносится с бесконечностью. Можно сказать, что это встреча с тем, что в традиционной религии названо Богом , к абсолютной инаковости которого и направлено моё метафизическое желание.

Желание Другого

Желание, о котором говорит Левинас, — это такое желание, которое, как ни парадоксально, удовлетворяется в той степени, в какой не удовлетворяется. Желание выпить стакан воды, когда я испытываю жажду, в конце концов удовлетворяется поглощением, уничтожением желанного. Желание же Другого непрерывно возрождается благодаря тому, что желаемое никогда не может быть ассимилировано. Например, в случае сексуальных отношений этот парадокс выражается в том, что условием наслаждения является не поглощение другого, но сама его инаковость, его отличие от меня. Другим примером является чадородие, когда отношения с моим ребёнком, напротив, построены на сходстве (я узнаю в нём себя) и, тем не менее, моё чадо — это Лицо Другого, радикальная инаковость которого ускользает от меня.

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #7754461-4 // (нем.) — 2012—2016.
  2. Пахолова И. В. // Философия, общество, культура: сборник научных статей, посвященный 70-летию профессора В. А. Конева. — Самара: Самарский ун-т, 2007. — С. 180-189. — 390 с. — ISBN 978-5-86465-350-0 .
  3. Евстропов М. Н. // Вестник Томского государственного ун-та. — 2011. — № 342 . 26 марта 2020 года.

Литература

  • Левинас, Э. Избранное: Тотальность и бесконечное / Пер. И. С. Вдовиной, Б. В. Дубина. — М.; СПб.: Культурная инициатива: Университетская книга, 2000. — 415 с. — ISBN 5-7914-0083-5 .

Same as Тотальность и бесконечное