Улица Сергия Радонежского
- 1 year ago
- 0
- 0
Деклара́ция митрополи́та Се́ргия (также Декларация 1927 года , официальное название « Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода архипастырям, пастырям и всем верным чадам Всероссийской Православной Церкви ») — документ, официально изданный фактическим управляющим Русской православной церкви Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским) и Временным Патриаршим Священным Синодом при нём, датированный 16/ 29 июля 1927 года .
Документ помимо митрополита Сергия (Страгородского) подписали 8 членов Временного Патриаршего Священного Синода: митрополит Тверской Серафим (Александров) , архиепископ Вологодский Сильвестр (Братановский) , управляющий Новгородской епархией архиепископ Хутынский Алексий (Симанский) , архиепископ Самарский Анатолий (Грисюк) , архиепископ Вятский Павел (Борисовский) , управляющий Московской епархией архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) , управляющий Харьковской епархией епископ Сумский Константин (Дьяков) , епископ Серпуховской Сергий (Гришин) .
«Послание» было напечатано в виде листовки тиражом 5 тысяч экземпляров для рассылки по приходам , очень многие, если не большинство, из церковных людей ознакомились с «Посланием» после того , как 18 августа того же года документ был опубликован в газете « Известия » . При этом практически всеми, кто читал документ в газете, читал и сопроводительную статью редакции, выдержанную в духе официальной советской пропаганды того времени, что не могло не накладывать отпечаток на восприятие «Послания». Так, по-своему «крылатой» стала фраза из этой статьи о «перекрашивании тихоновцев в советские цвета» .
Сразу же после публикации вызвал ожесточённые споры как среди духовенства в СССР , так и в русской эмиграции . В ходе полемики, разгоревшейся после появления данного документа в обиход вошло название «Декларация», которое и закрепилось затем в церковно-исторической литературе . Споры о «Декларации» продолжаются до настоящего времени.
После принятия в январе 1918 года декрета Совета народных комиссаров РСФСР « Об отделении церкви от государства и школы от церкви » регистрируемые в местных органах власти низовые религиозные общины сохранили определённые юридические права; епархиальные органы церковного управления вначале признавались властями сначала как «частные учреждения», без прав юридического лица, но позднее они были лишены и этого статуса; Центральное церковное управление — патриарх и Синод — не получили никакого государственного признания и регистрации. Несмотря на это, в первые послереволюционные годы формальное отсутствие законного статуса у высшей и епархиальной церковной власти не имело значительных последствий, их деятельность была вполне открытой .
Однако в начале 1922 года, когда была начата кампания по изъятию церковных ценностей , а обновленцы при поддержке государственных органов пытались захватить высшую церковную власть, отсутствие легального статуса у высших и епархиальных структур православной Церкви приобрело особое значение. Советские власти настаивали на том, что органы центрального и епархиального управления Патриаршей Церкви не имеют должной регистрации и, следовательно, являются незаконными. При этом образованное в мае 1922 года обновленческое «Высшее церковное управление» было беспрепятственно зарегистрировано. Сразу получил официальную регистрацию и «Временный высший церковный совет», созданный в декабре 1925 года иерархами, уклонившимися в так называемый григорианский раскол . Обвинение в «незаконной деятельности», например в организации епархиальной канцелярии, часто служило поводом для высылки архиереев за пределы епархии. Отсутствие регистрации в государственных органах создавало всё более серьёзные проблемы для Церкви. Это делало получение официального статуса желательным для многих церковных деятелей, что использовалось органами государственной власти для давления на православных иерархов с целью добиться от них уступок .
Первоначальный проект подобного документа был направлен в НКВД 10 июня 1926 года Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), который подал его вместе с просьбой о легализации Высшего церковного управления: о регистрации канцелярии Заместителя Местоблюстителя и епархиальных советов, о разрешении проводить архиерейские Соборы, издавать церковный журнал. Одновременно проект обращения к всероссийской пастве был разослан по епархиям. В проекте подчёркивалась лояльность Церкви к государственной власти, но в отличие от обновленческих манифестов не затушёвывалась пропасть между атеистическим материализмом и христианством. Отделение Церкви от государства интерпретировалось как гарантия невмешательства Церкви в политику, а государственной власти — во внутрицерковные дела . Проект вызвал одобрение в церковной среде, однако правительственные органы сочли его совершенно неудовлетворительным. Ходатайство Заместителя Патриаршего Местоблюстителя о легализации было отвергнуто .
Во время пребывания в тюрьме митрополита Сергия (Страгородского) представители государственных органов продолжали обсуждение с ним условий, на которых власти были согласны легализовать Патриаршую Церковь. Помимо декларации лояльности к советской власти и осуждения враждебных по отношению к ней выступлений внутри страны и за рубежом от церковной власти требовали прещений эмигрантскому духовенству, согласования кандидатов на архиерейские кафедры с НКВД, увольнения на покой или даже запрещения в священнослужении арестованных архиереев с прекращением их поминовения за богослужением, обязательного поминовения на литургии гражданской власти. В свою очередь митрополит Сергий настаивал на легализации высшего и епархиального церковного управления, на получении разрешения на созыв Поместного Собора и на выборы Патриарха, на освобождении заключённых и сосланных священнослужителей, на разрешении восстановить духовные школы и издавать церковный журнал .
Обновленческий Синод расценил Декларацию как свою «идеологическую победу на фронте общественно-церковных отношений, как они понимались нами и тихоновцами» .
При раскрытии этого послания следует обратить внимание на следующее:
1) М.Сергий свидетельствует, что у него «изменилось отношение к Власти», если же до сих пор отношение к власти было неправильное, преступное, то безусловно правы синодалы, что до сих пор не хотели иметь ничего общего с таким руководителем.
2) М.Сергий и теперь не может претендовать на общее признание в качестве церковного руководителя, потому что церковным деятелям непонятно, какие новые факты церковной жизни побудили М.Сергия изменить свое отношение к Власти; если рассмотреть это, как «исполнение воли почившего патриарха» (о чем говорит сам митрополит Сергий), то почему же он не выполнял ее в течение 1.5 лет, в течение которых он считает себя «по жребию» временным заместителем Первосвятителя нашей Церкви. Изменение отношения к Власти есть, повидимому «гнилая» попытка со стороны митрополита Сергия «укрепить» свое положение перед лицом отклонившихся от него епископов, работающих как по линии ВЦС, так и по линии канонического Св. Синода.
И в этой попытке самоукрепления — вновь недальновидность церковного руководителя, в прежнее время привыкшего заискиванием «у власть имущих» закреплять свое положение (Митрополит Сергий и в «Распутинском» Синоде, и в обновленном «Львовском», и в «патриаршем», и во ВЦУ) и забывающего, что политическими декларациями не купить церковного положения у той Власти, которая строго стоит на принципе отделения Церкви от Государства.
3) М.Сергий, умноживший собою, с точки зрения даже самих епископов патриаршей Церкви (см. Воззвание ВЦС, брошюру еп. Бориса и др.) число «похитителей Церковной власти», если хочет, чтобы церковь «о Господе радовалась» и чтобы ему самому богоугодно совершить возложенное на него дело к славе Его Святого Имени, пользе Святой нашей Православной Церкви и к нашему общему спасению", должен иметь мужество, после того как он признал единственно православным соборный путь разрешения всех больных вопросов, созданных потрясениями церковной жизни в период 1917-22 гг. признать правильными же и напряженное строительство Св. Синодом легальной Православной Церкви, имеющей и каноническое общение с Православным Востоком (порванное у «сергиевцев») и легально не только центральное, но и епархиальные управления (к чему еще стремятся сергиевцы), созданные не путем подбора «по моему приглашению», а на соборных началах церковного доверия и выборности.
В результате всего м. Сергию, усматривающему «везде» (кроме жизни церкви) «Десницу Божию», следует вспомнить свое всенародное заявление от июня 1922 г., что в силу сложившихся обстоятельств церковной жизни единственно каноничным Административно-Церковным Органом являлось тогда ВЦУ, а теперь Св. Синод, соборным разумом Православной Русской Церкви, поставленный на стражу Св. Православия в условиях государственной действительности; и войти самому и призвать свою «Сергиевщину» в каноническое общение со Св. Синодом, предоставив разрешение всех «больных» вопросов будущему «целокупному», «двустороннему» Поместному Собору.
А. И. Введенский , выступая по этому вопросу на пленуме обновленческого Священного Синода в ноябре 1927 года, отмечал: «С точки зрения новой позиции сергеевщины, мы должны видеть оправдание нашей позиции. Воистину велика и наша радость, староцерковники поистине наши ученики, если не очень одарённые, то весьма усердные, превзошедшие в ревности своей по отношению к вчера ещё отвергаемой и поносимой власти учителей своих». В циркуляре Иркутского епархиального управления Декларация митрополита Сергия была расценена как «идеологическая победа обновленческих сил» на фронте общественно-церковных отношений: «Воззвание свидетельствует о полном признании главой „Сергиевщины“ положений Собора 1923 года, декларировавших нормальные отношения церкви с советской государственностью и совершившейся социальной революцией» . Обновленческий архиепископ Чувашский в обращении к пастырям и верующим отмечал, что «староцерковники не будут теперь клеймить Синодальную церковь разного рода кличками „красные“, „советские“, „изменники“ и даже „чекисты“ или „агенты ГПУ“» . Однако «Декларация» не привела к примирению с обновленцами.
Первоначальная реакция на «Послание» в среде Церкви (в СССР) не была резко критической. Ситуацию обострил указ Сергия от 21 октября 1927 года о поминовении властей по формуле: «О богохранимой стране нашей, о властях и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживём во всяком благочестии и чистоте» и об отмене поминовения епархиальных архиереев, находящихся в ссылке. К концу 1927 года основная организованная оппозиция курсу митрополита Сергия сложилась вокруг Ленинградского митрополита Иосифа (Петровых) , находившегося тогда в Ростове : его сторонники часто именуются иосифлянами . Ряд других епископов стали выражать сомнения в правильности выбранной митрополитом Сергием линии. Основной причиной недовольства явилось то, что Заместитель Патриаршего Местоблюстителя допустил вмешательство гражданских властей в кадровую политику: проведение епископских хиротоний с согласия государственных органов, перемещение архиереев по политическим мотивам, замещение кафедр осуждённых епископов и т. п .
Если прежде архиереи, томившиеся в тюрьмах, лагерях и ссылках, оставались на своих кафедрах, что расценивалось правительством как своеобразная форма протеста против произвола властей, теперь сосланных и заключённых епископов увольняли на покой, а при возвращении из лагерей и ссылок давали назначение в дальние епархии, поскольку освобождённым архиереям, как правило, не разрешалось возвращение в свои епархии. Становилось ясно, что «Декларация» повлекла за собой не только легализацию Церкви, но и реальные изменения в кадровой политике самой Патриархии. Именно эти меры стали предметом глубокого недовольства в большей степени, чем сам текст «Декларации», но критике заодно подвергалось и её содержание .
Об отношении к декларации Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) историк Александр Мазырин пишет следующее:
Митрополит Петр, находясь в приполярной глуши, не сразу смог получить достаточную информацию, чтобы определить свое отношение к новой политике своего заместителя. Лишь в 1929 г., благодаря самоотверженности епископа Дамаскина (Цедрика) и его помощников, доставивших в Хэ необходимые документы, Местоблюститель обрел возможность вполне сформулировать свою позицию. Сделал он это в письме митрополиту Сергию в декабре 1929 г. «Мне тяжело перечислять, — писал Местоблюститель заместителю, — все подробности отрицательного отношения к Вашему управлению, о чем раздаются протесты и вопли со стороны верующих, от иерархов до мирян. Картина церк[овного] разорения изображается потрясающая. Долг и совесть не позволяют мне оставаться безучастным к такому прискорбному явлению. Побуждаюсь обратиться к Вашему В[ысокопреосвященст]ву с убедительнейшей просьбой исправить допущенную ошибку, поставившую Ц[ерко]вь в унизительное положение, вызвавшую в ней раздоры и разделения, и омрачившую репутацию её предстоятелей; равным образом прошу устранить и прочие мероприятия, превысившие Ваши полномочия».
Послание Соловецких епископов , одобряя «самый факт обращения Высшего Церковного Учреждения к правительству с заверением о лояльности Церкви в отношении советской власти во всем, что касается гражданского законодательства и управления», не могло «принять и одобрить послания в его целом» и заключает, что «Высшая Церковная Власть, ручаясь за лояльность Церкви в отношении к государству, открыто должна будет заявить правительству, что Церковь не может мириться с вмешательством в область чисто церковных отношений государства, враждебного религии».
Значительная часть духовенства, отвергшая «Декларацию», не спешила порывать каноническое общение с митрополитом Сергием. Некоторые из них ограничивались не возношением его имени за богослужением, — так называемые непоминающие . Другие продолжали поминовение митрополита Сергия, не поминая советскую власть. Наиболее известной группой таких умеренных оппозиционеров в Москве были даниловцы (по имени московского Данилова монастыря ), а также мечёвцы — по имени настоятеля московского храма Николы в Клённиках на Маросейке протоиерея Сергия Мечёва . Впоследствии многие священнослужители, отказавшиеся от поминовения советской власти за богослужением, были запрещены Синодом митрополита Сергия в священнослужении. Так 11 марта 1930 года был отправлен под запрет митр. Кирилл (Смирнов) . 3 декабря 1931 весь приход протоиерея Сергия Мечёва был «отлучён от православной церкви и запрещён в священнослужении» .
Даниловец архимандрит на допросе 1937 г. так вспоминал об этом :
В 1931 г. […] митрополитом Сергием мы были запрещены в священнослужении и вместе с бывшей общиной исключены из ведения патриархии. Причиной этого было неисполнение указа синода о поминовении на богослужении Советской власти и уклонение от общины (видимо, от общения. — Ред.) с членами синода. Это поминовение мы признавали неправильным, поскольку Советская власть есть атеистическая и церковь отделена от государства. Декларации митр. Сергия мы не сочувствовали, так как Советская власть придерживается идеологии материалистической, атеистической, значит антицерковной.
Некоторые архиереи, не согласные с действиями митрополита Сергия и его Синода, подавали митрополиту Сергию прошение об уходе на покой, которое удовлетворялось. Однако зачастую таковые продолжали вести деятельность по противостоянию курсу митрополита Сергия. Епископы Синезий (Зарубин) и Николай (Голубев) впоследствии вернулись к управлению епархиями, разорвав общение с митрополитом Сергием.
18 сентября 1929 году митрополит Сергий и его Синод издали Постановление «об отношении к священнодействиям, совершенным раскольничьим клиром». В нём утверждалось, что таинства духовенства, находящегося в состоянии запрещения и отделившегося от митрополита Сергия недействительны. «Умерших в указанных расколах не следует, хотя бы и по усиленной просьбе родственников, отпевать, как и не следует совершать по них заупокойную литургию» .
В 1967 году православный правозащитник и в дальнейшем политзаключённый Борис Талантов написал статью « Сергиевщина или приспособленчество к атеизму (Иродова закваска) », получившую распространение в самиздате , в которой говорил: «Коммунистическая партия увидела в этом обращении слабость Церкви, готовность нового Церковного Управления исполнять беспрекословно любые приказания гражданской власти, готовность выдать на произвол властей, под видом контрреволюционеров церковнослужителей, дерзнувших обличать произвол и насилия. <…> Объективно это обращение и последующая деятельность Митрополита Сергия была предательством Церкви. <…> Что же Митрополит Сергий спас своим приспособленчеством и чудовищной ложью? К началу Второй Мировой войны в каждой области осталось от многих сотен церквей 5-10, большинство священников и почти все епископы (за исключением немногих, сотрудничавших с властями подобно митрополиту Сергию) были замучены в концлагерях. Таким образом, Митрополит Сергий своим приспособленчеством и ложью никого и ничего не спас, кроме своей собственной особы. В глазах верующих он потерял всякий авторитет»
Декларация была решительно отвергнута руководством и большинством членов Русской церкви за пределами СССР ( РПЦЗ ) и служила с тех пор фундаментальным декларируемым препятствием к чаемому с обеих сторон воссоединению с Церковью в России. В дальнейшем раскол между двумя частями Церкви углублялся, оформившись в известные 16 препятствий митрополита Филарета (Вознесенского) , которые делало воссоединение на тот момент невозможным .
Обретение Московской Патриархией в СССР официального правового статуса дало повод для признания митрополита Сергия временным Главой Русской Церкви со стороны восточных патриархов. 21 октября Патриарх Иерусалимский Дамиан и 12 ноября Патриарх Антиохийский Григорий IV (Хаддад) отправили соответствующие послания митрополиту Сергию. 7 декабря Патриарх Константинопольский Василий III, до того признававший канонической властью Русской Церкви лишь обновленческий Синод, обратился к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя с призывом к примирению с обновленцами ради восстановления единства Церкви
После издания «Декларации» Высшее церковное управление получило от государственных властей в августе 1927 года уже постоянную официальную легализацию.
Власти использовали декларацию 1927 года как одно из средств для борьбы с церковной оппозицией ГПУ . При аресте агент ГПУ спрашивал епископа или священника: «Как вы относитесь к Декларации митрополита Сергия?»; при отрицательном ответе, данный епископ признавался контрреволюционером и брался под стражу . Однако с началом 1930-х годов власти постепенно перестали делать различия между «сергиевцами», непоминающими, обновленцами и другими течениями, приступив к планомерному подавлению любой религиозной активности. Из подписавших «Декларацию» в 1936—1938 годы один ( Филипп (Гумилевский) ) умер в тюрьме, двое ( Серафим (Александров) и Павел (Борисовский) ) были расстреляны, один ( Константин (Дьяков) ) забит до смерти на допросе, один ( Анатолий (Грисюк) ) умер в лагере и лишь трое (митрополиты Сергий (Страгородский) и Алексий (Симанский) и архиепископ Сергий (Гришин) дожили до созыва Архиерейского собора в сентябре 1943 года.
В 1945 году патриарх Алексий (Симанский) направил в США архиепископа Ярославского Алексия (Сергеева) для переговоров с Митрополитом Феофилом о возобновлении канонической связи с Московской Патриархией. При этом вопрос о лояльности впервые был снят «во избежание неправильного истолкования». Через 15 лет патриарх дезавуировал пункт декларации, касающийся предоставления письменных обязательств о полной лояльности к советскому правительству, применительно к духовенству и верующим Американского континента (Экзархата Северной и Южной Америки): «… духовенство и верующие Экзархата — лояльные граждане США, Канады или других американских стран /…/ ваши церковные отношения к Московскому Патриарху основаны только и исключительно на требованиях церковных канонов» .
В 1974 году Русская православная церковь в Послании Патриарха Пимена и Священного Синода «к находящимся в церковном расколе, именующем себя „Русская Зарубежная Церковь“» отменила требование о лояльности советской власти:
Мы не зовём вас к тому, чтобы вы перестали быть лояльными гражданами тех государств, которые предоставили вам возможность жить на их территории или в которых вы родились. Мы не намерены требовать от вас того, что для вас психологически невозможно, то есть какой-либо непосильной ломки ваших политических убеждений и переходе к полному единообразию мыслей, настроения и поведения с сынами Церкви Российской, живущими в глубоком единстве со всеми гражданами своей Родины и считающими единственно разумной и возможной нормой своего поведения (как граждане, и как носители имени Христова), то, что завещано им Святейшими Патриархами Тихоном и Сергием. Мы зовём вас к единению в том, что выше всякой земной политики и не доступно для чисто человеческих разномыслий или разногласий. Это — мистическая жизнь во Христе и со Христом, мир, дарованный Господом (Иоан. 14:27) святое евхаристическое общение .
В немногочисленных церковных изданиях вплоть до конца 1980-х годов если и содержались краткие обзоры новейшей истории Русской Церкви, то без рассмотрения вопросов, связанных с оппозицией курсу митрополита Сергия. На Поместном Соборе 1988 года в докладе, посвящённом истории Русской Церкви, зачитанном митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко) , говорилось о Декларации митрополита Сергия 1927 года и приводились выдержки из неё, но не было ни слова о том, какую реакцию вызвала в церковных кругах эта Декларация и ассоциируемая с ней политика Заместителя Местоблюстителя .
Архиерейский собор Русской православной церкви 25—27 октября 1990 года в своём Воззвании заявил, что Церковь не считает себя связанной Декларацией митрополита Сергия 1927 года, но при этом подчеркнул:
<…> Со всею определённостью мы обязаны подчеркнуть, что Декларация 1927 г. не содержит ничего такого, что было бы противно Слову Божию, содержало бы ересь, и таким образом, давало бы повод к отходу от принявшего её органа церковного управления.
В интервью газете Известия 10 июня 1991 года (опубликовано полностью в ЖМП , 1991, № 10, стр. 5-8) на вопрос о его отношении к Декларации митрополита Сергия Патриарх Алексий II ответил :
<…> заявление митрополита Сергия, конечно, нельзя назвать добровольным, ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявить вещи, далёкие от истины, ради спасения людей. Сегодня же мы можем сказать, что неправда замешана в его Декларации. Декларация ставила своей целью «поставить Церковь в правильные отношения к советскому правительству». Но эти отношения, а в Декларации они ясно обрисовываются как подчинение Церкви интересам государственной политики, как раз не являются правильными с точки зрения Церкви. <…> Надо признать, что Декларация не ставит Церковь в «правильное» отношение к государству, а, напротив, уничтожает ту дистанцию, которая даже в демократическом обществе должна быть между государством и Церковью, чтобы государство не дышало на Церковь и не заражало её своим дыханием, духом принудительности и безмолвности. <…> Что же касается моей защиты этой Декларации, то надо помнить, что критика Декларации в основном была направлена против слов: « мы хотим считать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости которой — наши радости и беды которой — наши беды ». Противники Декларации утверждали, что таким заявлением радости атеистического государства отождествляются с радостями Церкви. Это действительно получалось бы абсурдно. Но ведь в Декларации нет слова «которого», то есть государства, Советского Союза, а есть слово «которой», соотносимое со словом «Родина». То есть речь идёт о Родине, радости которой независимо от политического режима, господствующего в ней или над ней, действительно радуют и Церковь. Поэтому это положение Декларации я всё время отстаивал, согласен я с ним и сегодня. Что же касается остальных положений Декларации… Мы не спешили на словах отказываться от неё, пока на деле, в жизни не смогли занять действительно независимую позицию. За этот год, я считаю, мы реально смогли выйти из-под навязчивой опеки государства, и потому теперь, имея как факт нашу дистанцированность от него, мы имеем нравственное право сказать, что Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое и что мы не руководствуемся ею.
Тезис о недопустимости вмешательства государства в духовную жизнь Церкви содержится в документе « Основы социальной концепции Русской Православной Церкви », принятом на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года .
Как отмечает протоиерей Владислав Цыпин в « Православной энциклопедии », «Сама форма „Декларации“ — документа, лишённого регламентирующего характера, являющегося не определением или постановлением, а именно декларацией, делает излишним постановку вопроса о его отмене или дезавуировании» .