Interested Article - Зимми

Зимми́ или зи́ммии ( араб. ذمي ‎, собирательно أهل الذمة ‎ ахль аз-зи́мма — букв. «люди договора») — собирательное название немусульманского населения (в основном тех, кто исповедовал христианство , иудаизм , зороастризм и проч.) на территории государств, созданных или завоёванных мусульманами , где правовая система основывалась на законах шариата (кроме законов о личном статусе ( брак , развод )).

Статус

В Хайбаре Мухаммед впервые ввёл систему «зимми». Зимми — это тот, кто согласен жить по шариату [исламским законам] и отказаться от любой политической власти .

Пользуясь защитой жизни и имущества, зимми обязаны были признать безраздельное господство ислама во всех сферах жизни общества, уплачивая дань ( джизью ), но освобождались при этом от уплаты закята , предназначенного для мусульман.

Зимми не имели права владеть оружием, занимать государственные посты, служить в армии, свидетельствовать на суде, ездить на лошади, вступать в брак с лицом мусульманского вероисповедания. Могли применяться самые разные формы дискриминации, подчёркивающие «второсортное» положение христиан и иудеев. Например, запреты жить в домах более одного этажа, владеть землёй и собственностью вне гетто , покидать район проживания ночью, обязанность носить одежду определённого вида, и т. п.

Часть этих ограничений (например джизья, запрет жениться на мусульманках) существовали повсеместно и постоянно со времён раннего ислама во всех странах, законы которых были основаны на шариате . Другие (в частности, запрет на владение оружием или иметь дома выше одного этажа, обязанность носить одежду определённого вида) вводились и отменялись разными исламскими правителями в разное время и в разных странах .

В отличие от Арабского халифата , обширные территории которого ( Аравия , Северная Африка ) были изначально заселены семито-хамитскими народами, родственными арабам , а потому в основной своей массе принявшими ислам в первые же столетия арабской власти (за исключением небольшой группы ), Османская империя имела гораздо более пёстрый религиозно-этнический состав населения.

Оговорки

Термин зимми (исключительно немусульманские резиденты преимущественно исламских государств) следует отличать от понятия райя — низших классов общества (которые, хотя и состояли в основном из немусульман, включали в себя и низшие сословия мусульман).

Формирование класса

Ещё во времена поздней Римской империи , а затем под управлением Византии большая часть населения Северной Африки ( Магриб ), Ближнего Востока и Анатолии приняла христианство в тех или иных формах. Диаспоры иудеев также были разбросаны по побережью Средиземного моря . Зороастризм продолжал сохраняться в Персии. Консолидация арабских племён в Аравии , возникновение и распространение ислама , становление мощного Арабского халифата в VII веке и его обширные завоевания привели к тому, что значительные группы христиан и иудеев оказались в пределах нового исламского государства.

Другие исламские государства, возникшие позднее, такие как Империя Великих Моголов и Османская империя , также являлись местом проживания значительного числа немусульман. Поначалу в категорию зимми включались лишь люди Писания , то есть христиане и иудеи, но затем к ним были причислены исповедующие зороастризм , буддизм , индуизм , сикхизм и мандеизм .

В наши дни в исламском мире, за редким исключением, сохраняется лишь небольшая доля тех немусульман, которые проживали там в Средние века . Дело в том, что со временем большинство зимми постепенно ориентализировались, переходили на турецкий и арабский языки , фарси и принимали ислам. Многие были уничтожены, как, например, армяне , проживавшие на территории Турции, во время геноцида .

См. также

Примечания

  1. Bernard Lewis (1984), с. 27
  2. Bill Warner. . — [Los Gatos], 2015. — 1 online resource с. — ISBN 978-1-936659-06-7 , 1-936659-06-9. 8 июня 2020 года.
  3. от 28 сентября 2012 на Wayback Machine
  4. Thomas, David; Roggema, Barbara. (Christian-Muslim Relations: A Bibliographical History(600—900)) (2009), с. 361
  5. Bernard Lewis (1984), с. 24-25, 49-51
  6. Vahakn N. Dadrian. Armenians in Ottoman Turkey and the Armenian Genocide // Dinah L. Shelton. Encyclopedia of Genocide and Crimes Against Humanity. Macmillan Reference, 2005. ISBN 978-0-02-865848-3

Литература

Ссылки

  • — Ask Imam
  • [militera.lib.ru/research/gammer_m/11.html/ Словарь исламской терминологии]

Same as Зимми