Interested Article - Пёстрая неделя
- 2021-04-04
- 2
Пёстрая неде́ля — у славян неделя перед Масленичной ( Мясопустом ). Начинается за две недели до начала Великого поста .
Другие названия
рус. Неделя мясопустная , брянск. Поминальная неделя , Ряба́я неделя, Масляное заговенье, Среченские деды ; укр. Всеїдний тиждень, Рябий тиждень ; полес. За́пустный ты́ждень, Дедовая неделя, Поминальный тыждень .
Этимология
Название недели связано с тем, что в отличие от предыдущей , в среду и пятницу соблюдался пост, т. е. получалась «пестрота» — дни употребления в пищу мяса перемежаются постными днями. В русском языке понятие «пёстрый», как и в белорусском «рабы» (рябой), наделено отрицательными свойствами — неоднородный, ненадёжный, нестабильный. Это привело к некоторым запретам, негативным оценкам действий, совершаемых в это время .
Славянские традиции
В субботу поминали умерших (см. Мясопустная суббота ) с посещением кладбища и поминальным столом дома. Воскресенье перед Масленицей называлось «Мясное». В этот день было принято ходить в гости к родственникам, друзьям, соседям и приглашать на Масленицу. Говорили: «Заговляюсь на сыр да на масло» .
На пёстрой неделе заканчивается период свадеб , проходивший с Зимнего свадебника .
Пёстрой неделей называлась также неделя после Святой . По народному мнению, кто женится на этих неделях, тот будет жить бедно, или как говорится в народе, пёстро .
Четверг и пятница
У белорусов четверг и пятница на этой неделе считались поминальными днями. В эти дни старались не работать, «каб не шкодзіць мёртвым душам», утром топили печь, белили в доме, убирали, застилали стол свежей скатертью, вешали новые рушники — «чакалі гасцей — дзядоў». После ритуального обеда всё оставляли на столе — «гасцям пачаставацца» .
Малая масленица
В Белоруссии и в некоторых местах России в субботу перед Масленицей отмечали Родительский день , первый в этом году. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу , слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище , а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.
Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины, умерших в доме родственников. «Со стола не сбирають»: остатки вечерней трапезы оставляют на столе до утра вместе с посудой и ложками, прикрыв всё это концами скатерти (д. Щепихино, Калужского района ) .
И теперь крестьяне убеждены, что на заговенье, особенно же масленичное, пред Великим постом, необходимо оставить для предков-покойников кушанье. А потому на заговенье после ужина со стола ничего не убирают, чашек и ложек не моют, даже горшки с оставшейся пищей ставят на стол. Все недоеденное оставляется «родителям», которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят .
Мясное воскресенье
Последнее воскресенье перед Масленицей носило название «Мясное» или «Мясопустное воскресенье» , в Воронежской губернии — «Мясное заговенье» . В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти (щи) хлебают, 12 раз мясо едят» .
В вологодских деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на Масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», — говорили в вечер перед Масленицей .
На Украине накануне закалывали поросят или свинью и в Мясное заговенье варили холодец из свиных ножек, в связи с чем, день так и называли «Ножковое пущенье, Ножко́вы» ( укр. Ніжкове пущання, Нижко́ви). Ср. «поросячий понедельник» у хорватов ( хорв. Prašći pundeljak) — понедельник перед масленичной неделей ( Мясопустом ) .
В Харьковской губернии считали, что в последнюю ночь мясопустной недели муж не должен спать с женой, иначе волки поедят у них всех поросят .
Хорваты, болгары и македонцы на Мясное заговенье, как и в последний день Мясопуста , кололи и ели курицу, а её кровью рисовали на лбу у детей крестики, в связи с чем Мясное заговенье называли диал. болг. Кокошчени заговезни, Кокошкини заговелки, Кокоша заговелка , диал. макед. Кокошкини поклади . Хорваты в Вароше про этот обычай говорили, что «масленица должна быть окроплена кровью» ( хорв. moraje se Poklade okrvit, da živat ne gini) .
Пословицы и поговорки
- На Пёстрой (неделе) жениться — с бедой породниться .
- Оттого и баба пестра, что на Пёстрой замуж пошла .
- На Пёстрой жениться — голь да беда .
См. также
Примечания
- , с. 41.
- , с. 45.
- ↑ , с. 332.
- , с. 146.
- , с. 101, 297.
- , с. 241.
- , с. 37.
- .
- ↑ Советская этнография № 2, 1936, С. 102.
- .
- Иванова Н. П., Цыб С. В.
- .
- , с. 414.
- , с. 577.
- , с. 576.
- , с. 147.
- ↑ , с. 145.
Литература
- Агапкина Т. А. . — М. : Индрик , 2002. — 816 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования).
- Байдин В. И., Белобородова И. Н., Главацкая Е. М. и др. Очерки истории и культуры города Верхотурья и Верхотурского края: К 400-летию Верхотурья. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998. — 287 с.
- Свинья / О. В. Белова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 573–578. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Референция и смысл выражений мясопуст (мясопустная неделя) и сыропуст (сыропустная неделя) // Вопросы языкознания. — 1997. — № 3 . — С. 40—47 .
- . (укр.) . — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 1. — 310 с.
- Гальковский Н. М. . — М. : Индрик, 2000. — 703 с. — ISBN 5-85759-108-2 .
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1881. — Т. 2.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Ермаков Н. Я. . — СПб. , 1894.
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9 .
- Колесо времени: традиции и современность / Янка Крук, Оксана Котович. — Мн. : Беларусь, 2003. — 350 с. — ISBN 985-01-0477-5 .
- Соснина Н. Н. (неопр.) . Русские праздники и обряды . Российский Этнографический музей.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М. : Индрик , 2005. — 600 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X .
- Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М. : Вече, 2000. — 510 с. — ISBN 578380813X .
- 2021-04-04
- 2