Воскресение из мёртвых
- 1 year ago
- 0
- 0
Воскресéние (от ст.‑слав. кресъ — «оживление, здоровье» ), также анáстазис ( греч. ανά-στασης — «подъём, вставание» ) — концепция возвращения к жизни после смерти . В ряде религий умирающий и воскресающий бог — это божество , которое умирает и воскрешается. Реинкарнация это аналогичный процесс, предполагаемый другими религиями, в котором один и тот же человек или божество возвращается, чтобы жить в другом теле, а не в том же самом.
Воскрешение мёртвых является стандартной эсхатологической верой в авраамических религиях и предполагает возвращение умерших людей к жизни в восстановленных телах в конце времён . Как религиозное понятие оно используется в двух различных отношениях: вера в воскресение отдельных душ , которое является текущим и продолжающимся (христианский идеализм, реализованная эсхатология), или же вера в единственное воскресение мертвых в конце времён. Некоторые считают, что душа это реальное средство воскрешения людей .
Смерть и воскресение Иисуса находятся в центре внимания христианства . Возникают христианские богословские дебаты относительно того, какое воскресение является фактическим — духовное воскресение с духовным телом на Небесах или материальное воскресение с восстановленным человеческим телом . Хотя большинство христиан верят, что воскресение Иисуса из мёртвых и вознесение на Небеса произошло в материальном теле, некоторые считают, что оно было духовным .
Слово «воскресение» вошло в русский язык через христианскую традицию и является калькой греч. ανάστασης ( анастазис ), что буквально переводится как «восстановление» или «восстание» .
Древние религии Ближнего Востока
См. также: Умирающий и воскресающий бог
Концепция воскресения встречается в писаниях некоторых древних неавраамических религиях Ближнего Востока . В нескольких дошедших до нас египетских и ханаанских писаниях упоминаются умирающие и воскресающие боги, такие как Осирис и Баал . Сэр Джеймс Фрэзер в своей книге Золотая ветвь описывает этих умирающих и воскресающих богов , но многие из его примеров, по мнению различных учёных, искажают источники .
Всеобщее воскресение из мёртвых — христианский догмат о том, что во Второе пришествие Иисуса Христа все усопшие люди воскреснут телесно, чтобы предстать на Страшный суд перед Ним .
В исторических церквях вера во всеобщее воскресение мёртвых (11-й член Никео-Цареградского Символа веры : греч. Προσδοκῶ ἀνάστασιν νεκρῶν) соединяется с ожидаемым вторым пришествием Иисуса Христа для совершения суда над всеми людьми , живущими и когда-либо жившими.
Необходимость восстановления тел богословски обосновывается следующим :
Хотя будут воскрешены те же самые тела, но они будут обновлёнными — «духовными» ( 1Кор. ). Духовность тел в воскресении мёртвых не означает их нематериальности и не соответствию природе человека . Это будут реальные тела, как это есть и ныне у Иисуса Христа , который есть первенец из мёртвых ( Кол. ), но они будут «обо́жены» в причастности Христу, и станут соответствовать изменённым свойствам всего мира после окончания его истории . Через причастность Богочеловеку Христу, в силу не имеющего никаких потребностей божеству его, воскресшие люди не будут иметь плотских потребностей (таких как продолжение рода и питание), но будут иметь потребности новые — «духовные» ( «пить… новое вино в Царстве Отца» ( Мф. ), и проч.) Каковы будут эти потребности в действительности — мы, в настоящем своём состоянии, в точности уразуметь не можем ( 1Кор. ).
Учение большинства протестантских деноминаций о воскресении мёртвых существенно не отличается от учения « исторических церквей ». Исключение составляют только Адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы , которые верят в то, что до воскресения человек будет находиться в бессознательном состоянии, в полном неведении и бездействии ( Еккл. ), состоянии подобном сну , в ожидании воскрешения (пробуждения) Богом и последующей вечной жизни на преображенной земле.
Свидетели Иеговы также верят в то что в отношении особой небольшой группы «помазанников» («другие овцы» Иоанна. или «малое стадо» Луки. ) в отличие от большинства верующих («великое множество», Откровение. ) применима иная форма посмертного вечного существования — «духовное воскресение». Это понятие заключает в себе бестелесное существование особого класса людей (начиная с учеников Иисуса), удостоившихся соцарствовать на небесах с Христом. Общее количество «помазанников» составляет 144 000 человек ( Откровение. , Откровение. ).
Вера в воскресение является частью исламского представления о Конце Света ( ахират ) и одним из основополагающих принципов исламской веры ( акида ). Согласно вероучению ортодоксального ислама воскреснут как души, так и тела. Об этом говорится в 6 и 7 аятах суры Аль-Хаджж : « Это происходит потому, что Аллах является Истиной, оживляет мёртвых и способен на всякую вещь, потому что Час, в котором нет сомнения, непременно наступит, и потому что Аллах воскресит тех, кто в могилах » . Мусульмане придают важнейшее значение этому событию.
Слово ба’с в значении «воскресения» упоминается в 15 аятах Корана . В сунне пророка Мухаммада разъясняются подробности этого события. Согласно учению ортодоксального ислама состояние после смерти является такой же разновидностью бытия, как и жизнь, но не является небытием .
Согласно исламскому вероучению после смерти души умерших попадают в барзах . Души, покинувшие тела, испытывают в барзахе блаженство либо страдания и пребывают там до дня Суда ( киямат ) . После того, как все люди и ангелы умрут, ангел Исрафил звуками трубы возвестит о воскрешении мёртвых для Страшного Суда ( киямат ) .
Идею о воскресении мёртвых продвигают фарисеи раввинистического иудаизма .
Саддукеи , ессеи , самаритяне , караимы отвергают идею о воскресении из мёртвых.