Interested Article - Новый дворец (Белград)

Новый дворец ( серб. Нови двор) — резиденция сербской королевской династии Карагеоргиевичей , а впоследствии и королей Королевства Югославии . Сегодня это резиденция президента Сербии . Дворец расположен на улице Венец Иво Андрича ( серб . Андрићев Венац) в Белграде (Сербия) напротив здания Старого дворца . Памятник культуры , охраняется государством.

История

Строительство дворца

Здание Нового дворца возводилось как новая резиденция династии Карагеоргиевич и последнее из зданий комплекса дворцовых зданий на площади Теразия . С архитектурно-художественной точки зрения, противостоит зданию Народной ассамблеи и служит центральным элементом комплекса самых значительных зданий в Белграде . Он построен по амбициозному проекту архитектора Александра Бугарского (1880). Центральное место, согласно проекту, занимал бы королевский дворец, построенный на месте Старой резиденции (бывший дом). Старый дворец ( 1884 г.) становился левым крылом дворца, а правым крылом - дворец престолонаследника, построенный в середине 1870 г. для Михаила Обреновича . Считается, что дворец был построен по проекту архитектора Косты Шрепловича в стиле романтизм , но некоторые источники указывают, что он только руководил отделочными работами, а проект, на самом деле, разработали Йован Френцл и Йосиф Касано, самые известные архитекторы в Главном бюро строительства. Строительство этого здания уже указывало на тенденцию построить дворцовый комплекс как композицию из трёх частей. Тем не менее, князь Михаил жил в Старой резиденции, а новое здание было предназначено для Министерства иностранных и внутренних дел.

Идея построить новый дворец возникла после убийства Александра I Обреновича и сноса Старой резиденции год спустя. Новый король, Петр I Карагеоргиевич , проживал в Старой резиденции, которую в предшествующем периоде использовали только для торжественных приемов. Поскольку Старый дворец не был подходящим домом для монарха, казалось совсем естественным построить новую резиденцию.

Закладка Нового дворца для Александра I Карагеоргиевича начата в 1911 г. по проекту Стояна Тителбаха (1877—1916), выдающегося сербского архитектора начала 20-го века. Новый дворец является его единственным известным проектом, который он разработал в качестве архитектора Министерства строительства. Здание Нового дворца закончено в 1914 г. Оно потерпело большой ущерб в Первой мировой войне и тщательно восстановлено в 1919—1922 гг. под руководством специальной Комиссии, которая одновременно работала над проектом Старого дворца. Среди членов комиссии, которая полностью заботилась о будущем дворце и главном штабе маршала, были художник Урош Предич и архитекторы Министерства строительства Петар Попович и Момир Корунович. Новый дворец стал официальной королевской резиденцией в июне 1922 г., когда Александр I Карагеоргиевич и его супруга Мария переехали в здание.

Стиль строительства

Современный вид дворца

Архитектура Нового дворца отражала идею исторической целостности комплекса, подчеркивая тенденцию завершить, в пространственном и символическом смысле, идею государства. Здание Нового дворца построено в качестве архитектурного аналога Старого дворца. Трехэтажное здание было построено в академическом стиле с элементами ренессансной и барочной архитектуры. Парадный фасад обращён к саду, а угловой ризалит, стоящий на углу здания, разработан в виде купола повторяющего архитектуру Старого дворца. Так достигается гармоничность дворцового комплекса и его симметрия. В разбивке фасада центральное место занимают первый и второй этажи как единое композиционное решение, цокольный этаж выполнен в рустикальном стиле, в то время как третий этаж выполнен независимо и более скромно. Разбивку главного фасада подчеркивают боковые выступы и центральный ризалит, в середине которого находится парадный вход с овальным навесом. В соответствии с назначением здания особенное место на фасаде занимались геральдические символы. В люнете центрального ризалита находился герб королевской династии Карагеоргиевич. Высшая доминанта Нового дворца это башня со шпилем, увенчанная бронзовой скульптурой парящего двуглавого орла, представляет собой главный элемент, соединяющий фасады с видом на улицы Короля Милана и Андрићев венац. Ещё один важный геральдический символ был расположен под куполом угловой башни: два одинаковых, симметрично расположенных щита с крестом и четырьмя огнивами, то есть сегмент герба королевства Сербии и позже неотъемлемый сегмент герба королевства Югославии . Центральным мотивом фасада с видом на улицу Андрићев венац являлся арочный ризалит, над которым находилась монументальная композиция с гербом в центре.

Планировка помещений Нового дворца утверждена проектом из 1911 г. в соответствии с назначением здания. Первый этаж отведен под помещения для торжественных приемов и столовой, часть здания с видом на улицу Короля Милана отведена под помещения для особо важных гостей, а второй и третий этажи были предназначены для королевской семьи. Кухня не была предусмотрена проектом, для этой цели служило расположенное рядом здание в шумадийской (Шумадија - область в Сербии) манере, связанное тоннелем с первым этажом дворца. Роскошное оформление интерьера и обстановка помещений дорогой мебелью выполнено французской компанией Безье. Особое внимание уделено оформлению интерьера вестибюля, актового зала, столовой, комнатам в боснийском, японском и английском стилях, а также помещений предназначенных для короля и королевы.

Ограда с воротами и караульными будками, выделяющая здания и сад от улицы Короля Милана являлась неотъемлемой частью дворцового комплекса и представляла элемент, который связывал новый и старый дворец. Подобную роль играло здание для дворцовой стражи. Архитектор Момир Корунович выполнил расширение и реконструкцию фасада этого здания (1919/1920) с расчётом обеспечить единообразие стилей Нового и Старого дворцов. Ворота в виде триумфальной арки с рельефной лепниной и геральдическими символами, арочное здание для дворцовой стражи и сад с фонтаном расположенный между дворцами придавали ансамбле дворцовых зданий роскошный и торжественный вид.

Музей князя Павла

Здание Нового дворца было официальной королевской резиденцией с 1922 по 1934 годы. Когда королевская семья переехала в новый дворец на Дедине, по желанию короля Александра это здание стало Королевским музеем князя Павла (впоследствии переименованное в музей князя Павла). Музей был одним из важнейших учреждений культуры в королевстве, а по мнению современников принадлежал к ряду самых современных музеев в Европе. Сама по себе экспозиция была уникальной и необычной. На первом этаже были выставлены доисторические, античные и средневековые артефакты, на втором этаже была коллекция памятников национальной культуры и югославского искусства 19-го века, третий этаж был предназначен для современного европейского искусства, среди которых важное место занимали произведения отечественных мастеров. Музей князя Павла находился в здании Нового дворца до 1948 г., когда оно получило новое назначение при смене государственного устройства.

Современный облик дворца

Новый дворец, Белград

Реконструкция Старого и Нового дворцов и новое назначение этих зданий после Второй мировой войны превратили дворцовый комплекс в административный центр государства и республики. Для того, чтобы соединить бывший дворцовый комплекс со зданием Национального собрания была снесена ограда и здание дворцовой стражи, а сад превратили в Пионерский парк. По проекту архитектора Милана Мирнича ( 1948 1953 ) выполнены работы по реконструкции и расширению здания бывшего Нового дворца для нужд Председательства НРС. Построили большой актовый зал с вестибюлем, а фасад с видом на Старый дворец получил совсем новое архитектурное решение, которое подчеркивала колоннада ионических колонн, в то время как сохранились боковые линии и линии оригинального архитектурного решения с видом на улицы Короля Милана и Андрићев венац. В соответствии с изменениями на восточной стороне Нового дворца находился подъезд напротив Пионерского парка, а геральдические символы были заменены символами нового государства. Особое внимание уделено оформлению интерьера пристроенной части, украшенной произведениями самых значительных югославских художников: Тома Росандић, Петар Лубарда , Милан Милуновић, Милица Зорић и др.

В здании Нового дворца с 1953 г. и по настоящее время размещаются высшие органы государственной власти. В нём находились Исполнительный совет НРС, Совет НРС, Председательство СРС и на протяжении длительного периода времени - рабочее место президента Республики Сербии. Новый дворец и окружающие здания являются драгоценнейшей частью исторического ядра Белграда. Благодаря своей исторической, культурной, общественной и архитектурной ценности он был объявлен элементом культурного наследия в 1983 г («Службени лист града Београда» бр. 4/83).

Галерея

Примечания

  1. ↑ А. Кадијевић, Естетика архитектуре академизма (XIX –XX век), Београд, 2005.
  2. Марко Поповић, Хералдички симболи на јавним здањима Београда, Београд 1997, 75-79, 138-139.
  3. Александар Игњатовић, Архитектура Новог двора и Музеја кнеза Павла, у: Музеј кнеза Павла, Београд 2009.
  4. „Службени лист града Београда“ бр. 4/83

Ссылки

Same as Новый дворец (Белград)