Interested Article - Всемирная выставка (1933)
- 2020-01-11
- 1
Всемирная выставка «Столетие прогресса» ( англ. Century of Progress Exposition) проходила в Чикаго ( США ) с мая по ноябрь 1933 года. По инициативе правительства США выставка вновь открылась в мае 1934 года и проходила до конца октября. В отличие от прежних всемирных выставок , её проведение в основном финансировалось частным капиталом. Выставка, организация которой совпала с периодом Великой депрессии , проходила под неофициальным девизом «Наука находит, Промышленность претворяет в жизнь, Человек приспосабливается» и подчёркивала роль технического прогресса, прославляя культуру потребления. Отдельными павильонами на ней были представлены свыше 20 крупных промышленных корпораций. «Столетие прогресса» было успешным в финансовом отношении, за два сезона приняв свыше 39 миллионов посетителей. В то же время позднейшие критики отмечают, что выставка уделяла недостаточно внимания социальным аспектам прогресса, в частности практически игнорируя роль в нём женщин и расовых меньшинств.
Предыстория
Чикаго, основанный в 1833 году, уже был местом проведения Всемирной выставки: в 1893 в городе прошла так называемая Всемирная Колумбовская выставка ( англ. World’s Columbian Exposition). Оформленная в стиле бозар выставка 1893 года запомнилась посетителям колесом обозрения , бывшим на тот момент чудом технической мысли, и выступлениями танцовщицы живота Литл-Иджипт. Её проведение в основном финансировалось из городской казны, бюджета штата и федеральных средств .
После Первой мировой войны проведение международных выставок-ярмарок достаточно быстро возобновилось с прежним размахом. Большим успехом у публики пользовались финансируемая французским правительством в Марселе, организованная в 1924—1925 годах в пригороде Лондона Британская имперская выставка и Полуторастолетняя всемирная выставка в Филадельфии 1926 года. Успехи этих мероприятий произвели впечатление на городские власти Чикаго. В само́м городе уже в 1921 году прошёл Фестиваль прогресса, за две недели привлёкший свыше миллиона посетителей, несмотря на сложную криминальную обстановку в Чикаго. В свете финансового успеха этих мероприятий было принято решение об организации в Чикаго приуроченной к столетию города Всемирной выставки, местом организации которой был избран искусственный Северный остров — узкая насыпная полоса суши к юго-востоку от Чикаго-Луп . В 1927 году председателем организационного комитета выставки был избран магнат Руфус Доз. Доз привлёк к организации выставки своего брата Чарльза — бывшего сенатора и вице-президента в администрации Кулиджа , возглавившего финансовую комиссию выставки. Исполнительным директором комиссии был назначен военный инженер Ленокс Лор — будущий президент NBC .
Организация
Основная часть времени, в течение которого шла подготовка к выставке, совпала с первыми годами Великой депрессии , в результате которой остались без работы свыше четверти трудящихся США. В этих условиях организаторы приняли решение отказаться от финансирования из государственных или муниципальных средств и сделали ставку на частный капитал . Братьям Дозам удалось заручиться поддержкой значительного количества американских, в первую очередь чикагских, предпринимателей, обеспечивших на первом этапе вложения в размере 12 миллионов долларов, а в итоге на организацию выставки было затрачено свыше 100 миллионов. Среди капиталистов, внесших свой вклад в финансирование выставки, был — глава корпорации Sears, Roebuck & Co. . Вливания капиталов в подготовку выставки, оказали сильное положительное влияние на ситуацию с рабочими местами в Чикаго и близлежащем регионе, а впоследствии некоторые из методов организаторов были взяты на вооружение администрацией Ф. Д. Рузвельта в рамках её « Нового курса » .
Как пишет американский историк Шерил Ганз, организаторы выставки — в большинстве своём крупные предприниматели, часто имеющие дело с военно-промышленным комплексом — не разделяли веры в совершенствование человеческого рода и более справедливое будущее, характерной для организаторов первых Всемирных выставок. Если у них и имелись какие-то гуманистические иллюзии, их развеяла Первая мировая война . На смену вере в человечество как двигатель социального прогресса пришла вера в то, что единственным видом прогресса является технологический, движимый наукой и промышленностью. Этим взглядам будущая выставка была обязана своим неофициальным девизом: «Наука находит, Промышленность претворяет в жизнь, Человек приспосабливается» ( англ. Science Finds, Industry Applies, Man Conforms). В свою очередь технологическое развитие, с точки зрения организаторов выставки, диктовалось ростом потребительских запросов человечества и стремлением к повышению уровня жизни. Соответственно, акцент экспозиции делался на том, как современные технологии могут облегчить и сделать более удобной повседневную жизнь . Если в выставке 1893 года принимали участие девять корпораций, то спустя сорок лет число павильонов отдельных компаний превысило два десятка, а краеугольным камнем всей экспозиции стал монументальный Дворец науки ( англ. Hall of Science). Выставка в Чикаго также рассматривалась промышленниками как возможность укрепить веру широкой общественности в положительную роль науки и индустрии, которой в ходе предшествовавшей войны был нанесён удар применением научных новинок для истребления людей. Для достижения этой цели к организации был привлечён, в частности, Национальный совет по исследованиям ( англ. National Research Council .
Если господствующим стилем в архитектуре Колумбовской выставки был монохромный бозар, то в 1933 году здания выставки стали многоцветными, а их линии — по-современному рациональными . Основным стилем построек стал ар-деко , в строительстве широко использовались современные дешёвые материалы — листовое железо и преднапряжённый железобетон . В прошлом отдельным архитекторам или строительным фирмам поручалось сооружение отдельных павильонов, но к «Столетию прогресса» между архитекторами распределялись целые участки территории выставки. Так, бюро Эдварда Беннетта была поручена зона к северу от центральной лагуны выставки, компании Хьюберта Бернема — район южнее 23-й улицы, и так далее. К оформлению были привлечены известный театральный художник Джозеф Урбан и многочисленные дизайнеры. Среди специалистов, чьими услугами организаторы не захотели воспользоваться, оказался Фрэнк Ллойд Райт , позже назвавший стиль оформления выставки «фальшивым» .
Проведение
Выставка «Столетие прогресса» проходила с 27 мая по 12 ноября 1933 года . Общая протяжённость маршрута по всем объектам экспозиции составляла 82 мили (132 км ) при цене входного билета 50 центов. На выставке были представлены как экспонаты, имевшие прямое отношение к высокой науке (например, экспозиция во Дворце науки, посвящённая химии серы ), так и подчёркнуто простонародные, ярмарочные развлечения — такие, как выступления дрессированных блох или Оддиторий ( англ. Odditorium), выполненный в стиле «шоу уродов», характерном для ярмарок прошлого. Фурор производило стрип-шоу Салли Рэнд в павильоне «Улицы Парижа». «Энциклопедия Чикаго» пишет, что Рэнд, талантливая актриса, обладающая хорошим чувством юмора, вкладывала в свой номер больше смысла, чем готов был уловить средний зритель — это выступление задумывалось как пародия на богатых дам из высшего общества Чикаго, тратящих огромные суммы на наряды в то время, как у многих американцев в условиях Великой депрессии не хватало денег на одежду. Другими популярными аттракционами были скайрайд , ракетообразные вагончики которого проносились над территорией ярмарки на высоте 219 футов (67 м ) от земли (тросы связывали решётчатые опоры на материковой части города и Северном острове, построенные Баком Роджерсом ), Зачарованный остров, где были сконцентрированы развлечения для детей , и роботизированный Фонтан науки .
Однако наиболее важным аспектом выставки был акцент на роль прогресса в удовлетворении материальных запросов общества. В экспозицию входили сразу несколько модельных домов (в том числе «Дом будущего» чикагского архитектора-модерниста Джорджа Кека), демонстрирующих приближение времени, когда кондиционеры и посудомоечные машины станут доступными для всех деталями быта .
Упор на научно-технический прогресс привёл к тому, что выставка лишь в очень незначительной степени затрагивала темы прогресса социального. В частности, остались без должного внимания темы расового равенства и женской эмансипации. Ганз пишет, что одним из факторов, определивших нехватку женской темы на выставке, была принадлежность её организаторов к тем кругам (военным, промышленным и инженерным), где на тот момент доминировал мужской взгляд на жизнь . Даже 40 лет назад, на Колумбовской выставке, государство, финансировавшее её проведение, обязало устроителей раскрыть тему роли женщины в развитии общества, результатом чего стал отдельный Дом женщины. В 1933 году женщины, по определению «Энциклопедии Чикаго», были представлены главным образом как собственность . Хотя в одном из павильонов было уделено внимание первому поселенцу Чикаго — мулату Жану-Батисту Пуан дю Себлю, — в остальном выставка представляла искажённый образ истории чернокожих жителей США, представляя посетителям образы «счастливых рабов», а культуру народов Африки преломляя через линзу западных предрассудков . Среди павильонов отдельных стран выделялись экспозиции Италии и Германии, в открытую демонстрировавших свою военную мощь .
Несмотря на отмечавшиеся и во время её проведения, и позже, недостатки, чикагская Всемирная выставка была несомненно успешна и в экономическом плане (обеспечив значительное количество людей работой и принеся реальный доход организаторам), и в психологическом — как средство для посетителей забыть о тяжёлых временах и с оптимизмом посмотреть в будущее . На президента Рузвельта её успех произвёл такое впечатление, что по его настоянию на следующий год она была продолжена и шла с 26 мая по 31 октября 1934 года. Отказавшаяся от участия в 1933 году корпорация Ford , обнаружив, что павильон на выставке обеспечил конкурирующей с ней General Motors широкую рекламу, возвела свой собственный павильон в 1934. Эта экспозиция, в центре которой был гигантский глобус, демонстрирующий операции компании по всему миру, стала гвоздём второго сезона выставки . В общей сложности за два года выставку посетило более 39 миллионов человек — рекордная для Всемирных выставок посещаемость . Опыт Чикагской выставки и её видение «мира будущего» были использованы в дальнейшем в организации местных выставок в Далласе , Сан-Диего , Кливленде , Сан-Франциско и, наконец, в Нью-Йорке , где в 1939 году «мир завтрашнего дня» стал темой очередной Всемирной выставки .
Примечания
- ↑ , pp. 2—3.
- ↑ Robert W. Rydell. (англ.) . The Electronic Encyclopedia of Chicago (2005). Дата обращения: 29 июня 2019. 14 мая 2011 года.
- , p. 2.
- , p. 1.
- ↑ Ellen Warren. (англ.) . Chicago Tribune (19 декабря 2007). Дата обращения: 29 июня 2019. 29 июня 2019 года.
- , p. 3.
- ↑ , p. 4.
- Jesse Rhodes. (англ.) . Smithsonian (11 декабря 2008). Дата обращения: 1 июля 2019. 1 июля 2019 года.
- , pp. 4—5.
Литература
- Cheryl R. Ganz. . — Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 2008. — ISBN 978-0-252-03357-5 .
Ссылки
- Robert W. Rydell. (англ.) . The Electronic Encyclopedia of Chicago (2005). Дата обращения: 29 июня 2019.
- 2020-01-11
- 1